Андрей Ботт Ветврач исправляет ошибки, допущенные зоотехником и агрономом
Зоотехники на молочных фермах ориентируются в своей практике на устаревшую информацию, отчего у коров начинаются проблемы с питанием и здоровьем. Андрей Ботт, главный ветеринарный врач АО «Агрофирма «Вельская», понял это, когда сам начал исполнять обязанности зоотехника. В разговоре с Milknews он указал, за чем действительно стоит следить специалистам.
– Как вы сочетаете работу ветврача и зоотехника? Вы совместили эти должности из-за того, что не нашли отдельного специалиста, или были другие причины?
– Сначала я работал просто ветврачом. Однако немного надоедало лечить корову и знать, что завтра к тебе приведут такую же больную корову. Я начал изучать причины и понял, что, как правило, на здоровье скота влияет кормление – или корм, или сам процесс. Вскоре после этого у нас ушёл человек, который занимался кормлением, и я начал выполнять его работу.
Я начал потихоньку отходить от ветеринарии: у меня хороший штат и грамотные специалисты в отделениях, которые соблюдают все схемы и протоколы. Они звонят мне в сложных ситуациях, и мы решаем их вместе, но уже два-три года я полноценно занят кормлением. Сейчас я изучаю кормозаготовку, потому что, как показывает моя практика и пример хозяйств России и Европы, хорошие корма играют решающую роль.
– Какие преимущества даёт сочетание квалификаций?
– Врачу намного проще кормить коров. Я знаю хороших зоотехников-специалистов в кормлении, но всё же врачам эти знания проще даются. Когда знаешь физиологию и процессы, которые происходит в организме коровы, то понимаешь, чего можно ожидать. Образование зоотехника в России всё же очень слабое.
– Можете подробней рассказать, чего именно не хватает в программах обучения?
– Если судить по зоотехникам, которые приходят на наше предприятие, то можно заметить, что учёба идёт по-старому. Используются старые российские учебники, по которым учился ещё сам преподавательский состав. При этом в науке появились многие новые понятия, и каждый год появляются свежие данные – в частности, по кормовой переваримости.
Некоторые из мероприятий, которым до сих пор обучают молодых специалистов, уже не рекомендуют делать. Многие стараются соблюдать сахаро-протеиновое отношение, хотя сейчас принято считать не содержание сахара, а общее количество энергии, которое должно соответствовать количеству протеина на молоко. Некоторые зоотехники используют в кормлении сырую клетчатку, хотя сейчас рекомендуется переходить на корма с переваримостью NDF 12, 24 и 36 часов, чтобы прогнозировать усвоение и поедаемость корма.
– Какие проблемы возникают из-за плохого взаимодействия между зоотехниками и ветврачами?
– Плохое взаимодействие – это стандартная ситуация для России. Проблема заключается больше не в конфликтах между специалистами, а в том, на кого возлагают ответственность за падёж скота. Если корова умерла, это не вина ветврача. Ветврач «тушит пожар», то есть, исправляет ошибки, допущенные зоотехником и агрономом. Конечно, у врачей есть свои исключительные обязанности, связанные с инфекционными заболеваниями, но за общее поддержание здоровья ответственны другие люди.
– Какие три важных совета вы бы дали зоотехникам?
– Используйте качественные основные корма, регулярно измеряйте объём сухого вещества и анализируйте полученные данные в сравнении друг с другом. Стоит помнить, что чем больше корова ест, тем больше она даёт молока, поэтому поедаемость играет большую роль.