Сергей Данкверт У нас должны быть полномочия на проверку соответствия состава продукта, заявленного на этикетке
Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт рассказал в интервью "Российской газете", насколько опасны пестициды для здоровья человека, есть ли будущее у растительных аналогов мясной продукции, а также высказал свое мнение по вопросу разделения полномочий между ведомствами в части контроля качества и безопасности продовольствия.
В последнее время все больше людей отказываются от мясной пищи в пользу растительной. Однако ученые говорят, что это не так уж безопасно. И дело не только в возможном дефиците белка.
Сергей Данкверт: Любой продукт имеет право на жизнь, но в том случае, если в него не добавили ничего запрещенного. Сегодня много модных тенденций - вегетарианцы, веганы, еще кто-то. Говорят, что будут кормить детей своих только листьями. Пожалуйста. Но только нужно понимать, какие пестициды применялись при выращивании этих листьев и что вреда от этого может быть гораздо больше, чем пользы.
А как вы относитесь к новому продукту - растительным бургерам? Они делаются не только из листьев. В них и муку из сверчков добавляют. Кстати, в прошлогоднем интервью "РГ", отвечая на вопрос о еде будущего, вы не исключили белковую пищу из насекомых, например кузнечиков. Тогда это наделало много шума.
Сергей Данкверт: Можете констатировать, что предсказания Данкверта сбываются. И довольно быстро (смеется).
На самом деле будущее предсказать сложно. Но можно оценивать новые тенденции. Повторюсь, с нынешним уровнем использования пестицидов во всем мире увлечение растительной пищей вызывает множество вопросов. Качество мяса легче контролировать.
С нового года в государственный мониторинг Россельхознадзора попала трансглютаминаза. В народе этот продукт называют продуктовым, или мясным клеем.
Сергей Данкверт: Трансглютаминаза - это как раз один из компонентов, который позволяет склеить различные компоненты для условной котлеты, в том числе, из растительного сырья. Или из мяса с добавлением растительного сырья.
Трансглютаминазу сейчас используют, судя по всему, везде. Однако этот фермент, его объемы использования нигде не регистрируются и не нормируются. Влияние на здоровье человека не понятно, а самое главное - информации об этом на этикетках практически нет. Хотим это исправить.
Рейтинги хороших и безопасных продуктов регулярно публикует Роскачество. Вы не хотите составлять такие рейтинги, располагая сетью собственных лабораторий?
Сергей Данкверт: Анализ качества определенных продуктов, которые анализирует Роскачество, проводится, в том числе, силами лабораторий Россельхознадзора. Но мы не хотим заниматься рейтингами. Задача - обеспечить эффективную работу нашей лабораторной базы.
Кстати, качество продукции по многим регламентам сегодня вне компетенции минсельхоза и Россельхознадзора. Этим занимается Роспотребнадзор. Если вы хотите получить от нас рейтинг, условно, колбасы, то тогда мы должны отвечать не только за изначальное сырье для нее, но и следить за тем, что делается в процессе производства.
У нас должны быть полномочия на проверку соответствия состава продукта, заявленного на этикетке.
Заодно у Россельхознадзора должна быть возможность проверять наличие эмульгаторов, трансглютаминазы, других сомнительных пищевых добавок. Но в свое время надзорные полномочия разделили законодательно.
Есть и еще один важный момент. Из-за разделения полномочий под угрозой достижение стратегических целей государства.
Например, нужно четко понимать, что министерство сельского хозяйства не может обеспечить экспорт готовой продукции, если оно не отвечает за ее качество. Если российское предприятие - экспортер печенья указало на этикетке содержание сахара, а после проверки страной-импортером выяснится, что там на самом деле синтетический сахарозаменитель, то эту продукцию остановят.
Поэтому минсельхоз, обеспечивающий производство сахара, муки, растительного масла, сливок, сметаны - всего, что нужно для изготовления печенья, должен иметь возможность полностью проверять и качество готовой продукции.