Максим Гоманюк, «Вектор» Маржинальность хозяйства в 2024 году - 7%, работаем над снижением себестоимости молока

ООО «Вектор» находится в Хабаровском крае и специализируется на производстве растениеводческой и животноводческой продукции. В своей работе «Вектор» использует роботов Lely, которые полностью заменяют доярок. Об особенностях их функционирования, о планах по повышению маржинальности, а также о своих ожиданиях от рынка, в интервью Milknews рассказал управляющий хозяйством «Вектор» Максим Гоманюк.
Milknews: Расскажите о деятельности сельхозпредприятия «Вектор». На чем оно специализируется?
М. Гоманюк: ООО «Вектор» находится в Хабаровском крае и занимается растениеводством и животноводством. В нашем хозяйстве трудится более 50 человек, не считая офисных работников. В области растениеводства мы специализируемся на производстве товарного зерна, сои и кукурузы, а также выращиваем культуры, которые являются основой кормовой базы для КРС.
В животноводстве мы разводим молочный скот. На сегодняшний день у нас порядка 600 голов, при этом весь скот привезен из Красноярска. Впервые закупили его в 2021 году, когда запустили животноводческий комплекс, и продолжаем каждый год привозить животных. Сейчас у нас на комплексе работает три отделения: привязного содержания коров молочного направления, беспривязного содержания и родильное отделение.
Кроме того, мы строим телятник на 200 голов и уже весной планируем полностью его загрузить. Сейчас там уже содержится около 60 телят, которые раньше росли на улице. В результате нам удалось улучшить условия жизни и увеличить воспроизводство. Таким образом, предприятие постоянно расширяется, модернизируется и развивается.
Milknews: Почему вы приняли решение заниматься сельским хозяйством?
М. Гоманюк: Можно сказать, что это продолжение династии. Коллектив в котором работают мои родители в сфере АПК с 1996 года. Сначала они специализировались на перевалке и переработки сои, а с 2016 года они стали владельцами обанкротившегося колхоза, в состав которого входили животноводческий и растениеводческий комплексы. Если работу с растениеводческим комплексом можно было просто продолжать, то в животноводстве был полный бардак. Нам пришлось наводить порядок и закупать оборудование. Получили гранты под модернизацию предприятия, реконструкцию родильного отделения и закупку скота. После этого мной было принято решение вернуться на Дальний Восток и развивать это направление вместе с командой отца. До этого я шесть лет прожил в Москве отучившись и закончив Московский Автомобильно Дорожный Институт по специальности «Мосты, тоннели и специальные сооружения».
Milknews: Помогает ли приобретенные знания при ведении хозяйства?
М. Гоманюк: При ведении хозяйства пригождаются все знания, потому что приходится работать и слесарем, и плотником, и зоотехником, и ветеринаром, и закупщиком, и менеджером, и бригадиром. Надо во всем разбираться и все понимать. По сути, направление животноводства было запущено с нуля и представления, как и что делается, ни у кого не было. Прежний подход был не уместен в новое время. Перед запуском производства я получил огромный опыт в передовых хозяйствах России поработав разнорабочим. Это дало много знаний, насмотренность и понимание, как надо вести деятельность. Конечно, более глубинные знания я получаю до сих пор, но полученная тогда информация часто пригождается.
Milknews: Насколько актуальна для «Вектора» кадровая проблема?
М. Гоманюк: Действительно эта проблема присутствует. С 2022 года с нашего предприятия ушло на СВО порядка 10 человек. Их места сегодня занимают иностранные специалисты и средний возраст работников составляет порядка 55 лет, но сейчас коллектив значительно помолодел. Мне сейчас 28 лет, и недавно я заметил, что в хозяйстве точно работает человек пять моложе меня.
Milknews: За счет чего удалось этого достигнуть?
М. Гоманюк: За счет стабильности, за счет того, что мы предоставляем работу, выплачиваем заработную плату в срок и адекватно относимся к людям. Они привыкли к тому, что их везде пытаются обмануть и нажиться на них. У нас они чувствуют единство команды, понимая что их личные проблемы нет останутся без внимания и всегда можно обратиться за помощью. Так же, весь доход предприятия вкладываем в его развитие. Если есть возможность, то премируем людей, увеличиваем заработные платы, таким образом стараясь сохранить и привлечь молодежь. Также предоставляем жилье специалистам и обучаем их. Конечно, по таким узким специальностям, как ветеринарный врач, агроном, зоотехник, у нас работают люди с опытом, которые трудятся в отрасли уже не один год. Мы их тоже заразили желанием поднять с колен АПК и возродить деревню. Территориально наше хозяйство находится в нескольких километрах от Китая, совсем рядом находится погранзона. Соответственно, развитие деревни — это стратегическое решение, потому что в противном случае Китай очень быстро захватит нас.
Milknews: «Вектор» активно применяет инновационные решения. В чем именно они заключаются?
М. Гоманюк: У нас работают два робота Lely, которые полностью заменяют доярок. В отделении работает один оператор, в задачи которого входит прогон коров в робота, если она это не хочет делать самостоятельно и уход за коровами. А робот уже выполняет всю оставшуюся работу. То есть специальная рука-манипулятор подъезжает под вымя, обмывает, очищает его от грязи, а затем доильные стаканы подключаются к соскам коровы, и уже происходит дойка. Робот заманивает корову, выдвигая перед ней кормушку, в которую насыпают комбикорм. В зависимости от увеличения или уменьшения надоя, может влиять на количество выданного комбикорма. И это влияет на продуктивность. Также в родильном отделении животноводческого комплекса у нас установлено два робота по выпойке телят молоком «Урбан». То есть мы уходим от человеческого фактора и тем самым минимизируем число ошибок. Телятница может кого-то покормить больше, а кого-то – меньше, а робот считывает специальную метку на животном и определяет, кормили его или нет и какая порция молока ему нужна.
Milknews: Планируется ли расширять применение таких технологий?
М. Гоманюк: На сегодняшний день это проблематично сделать из-за санкций. Мы успели купить роботов до того, как Lely ушла из России. Вообще в связи с санкциями для того, чтобы иметь доступ к запчастям, обслуживанию, информации и обновлениям техники мы полностью перешли на отечественное оборудование. Мы используем тракторы «Кировец» и «Беларус», комбайны «Гомсельмаш» и «Ростсельмаш», которые можно купить и пользоваться.
Milknews: Насколько комфортно чувствует себя хозяйство в условиях работы под санкциями?
М. Гоманюк: В связи с санкциями попросту все подорожало. Там, где мы платили раньше рубль, сейчас приходится платить 3–5 рублей. Кроме того, увеличились сроки поставки оборудования, а с учетом удаленности Дальнего Востока это иногда становится проблемой. К счастью, работаем с людьми, которые это понимают и которые вылезут из кожи, но дадут возможность нам получить в кратчайшие сроки необходимые запчасти. Конечно, мы на складе стараемся держать запчасти буквально для всего, что может поломаться, но жизнь непредсказуема, а техника – в особенности.
Milknews: Каковы ваши ожидания от рынка АПК в этом году?
М. Гоманюк: На мой взгляд, идет заметное развитие рынка АПК. Я был на выставке «Агрос», которую посещаю с 2021 года. Скажу, что в этом году была одна из самых больших и крупных выставок за четыре года, а это говорит о том, что на развитие сферы АПК направляется много усилий. В Хабаровском крае существуют хорошие программы для молочного и мясного животноводства, под это выделяют гранты и субсидии. Рынку дают возможность развиваться, но все зависит от многих факторов. Например, в нашей деятельности себестоимость производства сои превышает продажную стоимость зерна.
Milknews: А как вы оцениваете стоимость сырого молока? Считаете ли вы цену, по которой продаете продукцию переработчикам, комфортной?
М. Гоманюк: На сегодняшний день цена для нас некомфортная, хотелось бы, чтобы она была выше. До середины 2024 года цена составляла чуть больше 50 рублей за литр. Она приравнивалась к стоимости сухого молока и была одной из самых высоких по всей России, однако она оставалась недостаточной для дальнейшего развития и модернизации животноводства, поэтому дальневосточным предприятиям дополнительно выделяются субсидии на литр молока. На сегодняшний день на Дальнем Востоке появились крупные сетевые магазины, которые привезли дешевый продукт с западной части страны, где себестоимость значительно ниже, что делает наш продукт не конкурентноспособным с продуктом западных регионов.
Milknews: Какова вероятность, что ситуация изменится в лучшую сторону?
М. Гоманюк: Мы боремся за изменения ситуации, торговые сети накручивают на нашу и привозную продукцию более 50%, что не позволяет заводам покупать сырое молоко по желаемой для нас цене. Переработчики готовы покупать у нас сырье дороже, когда надбавочная стоимость магазина составит 5–10% и местный продукт станет более доступным для потребителя. Наш суточный надой составляет более 7000кг в сутки, нам есть куда рости, но всего лишь два предприятия в крае готовы полностью переработать этот объем.
Milknews: Удается ли «Вектору» в таких условиях наращивать маржинальность производства?
М. Гоманюк: По итогам прошлого года маржинальность составила 7%, в связи с поднятием закупочных цен на все составляющие производства, в том числе на запчасти, ГСМ, зарплаты, премиксы для животных и так далее, а цена на продукцию остается на том же уровне.
Milknews: Может ли маржинальность хозяйства вырасти по итогам текущего года?
М. Гоманюк: Мы стараемся снизить себестоимость производства молока за счет внедрения новых технологий выращивания и применения кормов, чтобы уменьшить объем закупки премиксов и выдачи комбикормов коровам. Но многое зависит и от погодных условий. Если по 2024 году западная часть России засыхала, то на Дальнем Востоке среднесуточные температуры летом составляли всего около 15–18 градусов.
Вообще на наш взгляд, многие вопросы можно решить на государственном уровне. Зачастую переработчики готовы платить нам большую цену, но их ограничивает торговая сеть с высокой накруткой на продукт входящий в потребительскую корзину. Когда торговая наценка на местного производителя будет значительно ниже, то переработчики смогут нам заплатить более высокую цену за наш продукт и животноводство будет развиваться. Цели у правительства поставлены высокие, и мы готовы их выполнять. Но все упирается в рентабельность, на одной лишь идее долго жить проблематично. Хочется видеть результаты своей работы.
Также рекомендуем:
ПОПУЛЯРНОЕ
