Рим Хафизов, «Экопродукт» Кумыс и кобылье молоко эффективны для реабилитации после коронавируса
Крупное предприятие по производству сухого кобыльего молока может заработать в Башкирии уже в следующем сезоне. Несколько лет назад там был запущен пилотный проект, который оказался успешным и теперь ждет масштабного расширения. Кобылье молоко и кумыс оказались очень востребованы во многих сферах: от питания до лечения. Есть даже первые результаты исследований, которые показали, что эта продукция помогает быстрее восстанавливаться после коронавируса. Обо всем этом Milknews рассказал исполняющий обязанности директора компании «Экопродукт» Рим Хафизов.
Milknews: Расскажите немного об истории создания вашего предприятия. Что стало предпосылкой для расширения производства?
Р. Хафизов: В феврале 2016 года мы подняли вопрос по реабилитации спортсменов на основе традиционных продуктов Башкортостана. Это кумыс, кобылье молоко и мёд с маточным молочком. И поскольку наша инициативная группа - все бывшие спортсмены, эта тема для нас очень интересна. Плюс ко всему, это совпало с допинговым скандалом. Нас принял вице-премьер республики Тажитдинов Илшат Азаматович и порекомендовал построить завод по сушке кобыльего молока в одном из районов. После этого мы и построили опытный завод, который стал нашим пилотным проектом. В него были вложены инвестиционные деньги инициаторов проекта, спортсменов.
На основе полутора-двух лет работы после того, как мы подробно изучили продукцию, ее свойства, перспективы, учитывая также опыт производства, начиная от покупки сырья, мы приняли решение, что надо расширяться. Но не только в объеме, чтобы снизить себестоимость, но и поставить более производительное оборудование, а также завести собственное поголовье лошадей. Поскольку технологический процесс сублимации предполагает целую цепочку жестких сроков поставок и характеристик, в том числе качество молока, время сушки. И чтобы вся эта цепочка не разрывалась, и не было существенных потерь, нужно более современное оборудование и свое поголовье лошадей.
Пилотный проект начал функционировать в июне 2018 года. За это время мы выработали оптимальные графики работы сушильных установок, объемы. Получив продукцию, большую часть мы отправили на сертификацию, получили сертификат GMP стандарт ISO 22716:2007 «Принципы надлежащей производственной практики (GMP) для производства косметической продукции», в том числе международную GMP, прошли сертификацию для кумыса по ГОСТ Р 52974-2008 и сухого кобыльего молока ГОСТ Р 52975-2008.Такие основополагающие моменты решали, которые являются главными для будущего серьезного развития.
Также большую часть продукции направили на всевозможные выставки: в Кувейте, Абу-Даби. Большой объем купил Казахстан.
Milknews: Расскажите, чем уникален ваш продукт? И почему спрос на него растет с каждым годом?
Р. Хафизов: Кумыс и кобылье молоко являются традиционной продукцией республики Башкортостан, также Киргизии и Казахстана. То есть таких регионов, где она всегда культивировалась. Но даже здесь мы столкнулись с тем, что нормальной информации по уникальности этого продукта просто нет. Люди ничего не знают о свойствах кобыльего молока. Состав молока существенно отличается от других. По сравнению с коровьим молоком в нем содержится в два раза меньше белков, в 1,5 раза больше лактозы, у него низкая кислотность, это молоко максимально приближено к материнскому. Исследования показали, что кобылье молоко относится к альбуминовой группе, то есть соотношение казеина и альбумина 50 на 50. Очень большую роль играет в питании людей, страдающих аллергией на казеин. Кумыс - это именно тот продукт, который нужно использовать для диетического питания. Вещества, содержащиеся в кумысе, уничтожают гнилостную микрофлору кишечника, а также возбудителей туберкулеза.
Сейчас мы активно работаем с Башкирским государственным медицинским университетом для того, чтобы они разработали для нас и для широкого потребления методику применения кобыльего молока как диетического питания, как лечебного и косметического средства для санаториев, для частного потребления. Работаем также и с Московским государственным университетом с кафедрой микробиологии. Запланировано потратить много средств для научной работы: чтобы продвинуть кумыс, надо провести исследования. Они, конечно, уже есть, но мы хотим их обновить и дополнить для того, чтобы расширить ассортимент и линейку продукции. То есть наша цель - тесно сотрудничать с учеными. Исследования уже начались, в МГУ уже разработали для нас уникальную закваску именно Баймакского района для нашего производства, мы взяли закваску кумыса из нескольких фермерских хозяйств, отправили в Москву ученым МГУ, там они ее вычистили от патогенных микроорганизмов, которые благоприятно уживаются с бактериями кумысной закваски и собрали консорциум из штаммов бактерий и дрожжей у которых ярко выражены органолептические свойства и более жизнеспособны и стойки к процессу лиофилизации. Сейчас мы применяем только нашу уникальную закваску, никакую другую не запускаем, чтобы не обсеменить наше в оборудование и производство в целом патогенными микроорганизмами.
Milknews: Каким будет новый завод: стоимость, объемы, оборудование, сырьевая база? Какие в целом планы на ближайшее будущее?
Р. Хафизов: Планируем вложить средства в строительство нового завода в поселке Туяляс городского округа Сибай мощностью 2,5 тонн кобыльего молока в сутки. В городе Баймак также будет запущен новый цех мощностью 1 тонна кобыльего молока в сутки. Общий объем инвестиций составит 540 миллионов. Пилотное производство в городе Баймак, которое уже было запущено несколько лет назад, станет экспериментальной площадкой для разработки новых видов продукции на основе кобыльего молока и кумыса с учеными БГМУ и МГУ. В таком экспериментальном цехе также заинтересованы ученые Токийского университета, которые посетили наше предприятие в прошлом году.
Общая стоимость производства составит примерно 670 млн рублей. 130 млн уже вложено, остальное будем брать в кредит. Инвесторов больше не хотим привлекать. Запустить производство планируем уже в следующем сезоне.
Milknews: Планируете ли запускать линейку детского питания?
Р. Хафизов: Обязательно. Когда мы докладывали главе республики о нашей продукции, мы на этой встрече как раз коснулись вопроса детского питания. Практически во всех городах у нас сейчас открылись молочные кухни, поэтому наша продукция может там найти достойное место. Продукт хоть и мало изучен, но тем не менее уже есть методические наработки и исследования о том, что кобылье молоко - это идеальное питание даже для грудных детей. Во-первых, у нас есть намерение пастеризовать свежее молоко и разливать как детское питание. Второе, на основе этого молока делать детские смеси, и третье - сушить кобылье молоко, и в зимние периоды, когда нет свежего молока, разводить и тоже использовать как детское питание. При лиофилизации органолептические, физико-химические свойства максимально сохраняются и продукт при восстановлении идентичен натуральному. При нашем методе лиофилизации на 98% сохраняются все полезные свойства кобыльего молока. Антиоксиданты, консерванты в нашей продукции полностью отсутствуют, так как нет совершенно никакой необходимости, потому как лиофилизация является одим из лучших методов консервации.
Если говорить о других сферах, у нас сейчас прошли переговоры с новым санаторием в Минеральных водах, там предполагается делать ванны на основе кобыльего молока и кумыса. Когда они попробовали нашу продукцию, у них появилось желание ещё в фито-барах ее предлагать. Поэтому, я думаю, это только начало. А в санаториях республики этот продукт применяют уже издавна. Мы в первую очередь ориентируемся на наши санатории, традиционные, где уже давно культивируется кумысолечение, особенно что касается противотуберкулезных санаториев. Кумысолечение, по нашим исследованием, применяется в противотуберкулезных санаториях в Воронежской области, Челябинской, Волгоградской, Ульяновской, Новосибирской, республике Марий Эл. В общем, достаточно распространенный продукт.
Milknews: Есть ли у вас конкуренты?
Р. Хафизов: По нашим маркетинговым исследованиям, в России около 100 промышленных предприятий производят кумыс из кобыльего молока. Но что касается лиофилизации кумыса и кобыльего молока, такого производства в России на сегодняшний день нет. Завод такого уровня, как у нас, сейчас единственный в стране. Потребность рынка в такой продукции составляет 30 тысяч тонн в год, удовлетворяется она на 10%. Рынок достаточно свободный. Первое место по поголовью занимает наша республика Башкортостан - около 150 тысяч голов. Так что, как говорится, сам бог велел заниматься нам этой продукцией. Благодаря поддержке правительства мы и занимаемся.
Milknews: Кто сейчас ваши основные потребители? Какие планы компания строит на экспорт? Куда и сколько вашей продукции будете отправлять?
Р. Хафизов: Мы отправляли нашу продукцию в Америку, посмотрим, какая будет ответная реакция. Пока трудно сказать, насколько нам будет интересен их рынок. Нам бы внутренний закрыть. Ведь объем 30 тонн в масштабах России даже - это капля в море. Поэтому есть наработки по экспорту с арабскими странами, с Кувейтом, с ОАЭ, с Казахстаном, а также на Китай хотим выйти. Пандемия, к сожалению, не дала приехать нашим японским партнерам. На базе нашего пилотного завода они хотели организовать опытное производство новых видов продукции на основе кобыльего молока и кумыса. Они очень заинтересовались этой темой, даже увезли к себе образцы и ждут, когда закончатся все эти противокоронавирусные мероприятия, откроются границы, после чего они хотят приехать. И там уже будем более плотно разговаривать по перспективе совместной работы.
Сейчас вообще сложно точно сказать, куда развернется вектор продажи продукции, но хотелось бы, прежде всего, ориентироваться на тех, кто знает и любит её: на нашу республику, Казахстан и весь арабский мир. Кувейт, например, уже очень долго сертифицирует нашу продукцию - 8 месяцев. Очень долго у них эти процессы проходят.
По планам, на экспорт планируем отправлять около 50-70% продукции, остальное - реализовывать на российском рынке. Уже занимаемся вопросами выхода на столичный рынок, рынок Санкт-Петербурга и других регионов России.
Milknews: Ситуация, сложившаяся в мире и в России из-за коронавируса, как-то негативно влияет на предприятие и ваши планы по расширению?
Р. Хафизов: На расширение никак это не влияет. Сегодняшняя проблема пандемии наоборот должна сподвигнуть к тому, чтобы как можно скорее развивать производство и его запустить. Потому что это продукт, может быть, будет очень востребован как лекарство после перенесенной болезни в нынешней ситуации. Коронавирус влияет только на встречи с зарубежными партнерами. Они пока отложены до более благоприятных времен. А так, мы довольно продуктивно и в онлайн-режиме работаем, общаемся с поставщиками. Не думаю, что будут какие-то задержки.
Milknews: Планируете ли развивать онлайн-доставку?
Р. Хафизов: Работаем над этим вопросом. Ведем переговоры сразу с несколькими гипермаркетами. И уже заключили некоторые договоры и передали образцы для ознакомления. Речь в частности идет о таких площадках, как eBay, Amazon. Процесс идёт.
Milknews: Как планируете продвигать относительно новый для российского рынка продукт (реклама на телевидении, в соцсетях, экотуризм)? Сколько хотите вложить в эту кампанию?
Р. Хафизов: У нас в бизнес-плане, конечно, заложено активное продвижение товара. Поскольку большинство людей считает его малоизученным и новым для рынка. И, как говорится, нет худа без добра, но в связи с коронавирусом очень вырос спрос на продукцию, поскольку и кумыс, и особенно кобылье молоко - это продукты, которые благотворно влияют на легкие, лечат туберкулез, и этот продукт, возможно, именно тот, который будет полезен в процессе реабилитации от этой болезни. Мы как раз сейчас будем с учеными Уфы и Москвы эту тему активно изучать. Есть уже много исследований, что кумыс благотворно влияет на легкие. Так что сейчас наш продукт на пике актуальности.
Продвигать в первую очередь, конечно, хотим через социальные сети. Также в планах у нас - развитие экотуризма.
На рекламу нашей продукции в бюджете заложено несколько миллионов рублей.
Milknew: Готов ли «Экопродукт» к введению маркировки? Успеваете внедрить систему к 2021 году? Какие финансовые вложения для этого потребуются компании?
Р. Хафизов: Мы уже вложились в это и внедрили оборудование. Маркировка и штрих-код у нас уже есть и на сухом кобыльем молоке, и на кумысе. Так что мы в этом плане готовы.
Milknew: Как вы считаете, поможет ли маркировка справиться с фальсификатом? Не будут ли пересекаться функции маркировки и уже работающей системы «Меркурий»?
Р. Хафизов: Трудно сказать, поможет ли. Хочется надеяться, потому что отследить цепочку от фермы до прилавка достаточно сложно. Но эта система, надеюсь, будет эффективна. Фальсификата в нашей нише очень много. Реально натурального кумыса мало, многие делают его на основе, например, коровьего молока определенной закваски. Но это уже совсем не то. Поэтому потребителю мы постараемся подробно рассказать, какой продукт является истинно подлинным.
Так что функции маркировки и “Меркурия”, скорее, дополнят друг друга и новая система конкретно в нашем случае может положительно повлиять на добросовестность производителей.