Андрей Шутов Наша стратегическая цель – стать национальной компанией №1 по переработке молока


Начало года для агрохолдинга «КОМОС ГРУПП» выдалось активным на события, особенно динамично развивается субхолдинг по переработке молока «МИЛКОМ». В январе производственная площадка «Сарапул-молоко» была включена в реестр предприятий-экспортеров продукции в Китай. В конце декабря компания подписала специальный инвестиционный контракт с Правительством Пермского края по строительству современной фабрики по производству мороженого на базе «Пермского хладокомбината «Созвездие». О текущих процессах и стратегических планах компании Milknews рассказал управляющий акционер агрохолдинга «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов.



Milknews: Вы объявили о том, что вошли в список компаний, планирующих направить молочную продукцию на экспорт. Скажите, на какой стадии находится этот процесс? Как он протекает, что необходимо будущему экспортеру? Какие планы в этом направлении есть у компании?
 
Андрей Шутов: Действительно, в конце прошлого года наш субхолдинг по переработке молока – ОАО «МИЛКОМ» был включен в список десяти российских компаний-экспортеров молочной продукции в Китай. Соответствующий документ был опубликован на сайте Главного таможенного управления КНР 28 декабря 2018 года. Это стало первым нашим шагом на пути освоения китайского рынка, масштабы которого впечатляют любого производителя.  

С начала этого года мы сосредоточили свои усилия на изучении рыночного процесса КНР и его особенностей, возможных логистических цепочек, существующих мер господдержки. На текущем этапе проводим store check, анализируем потребительский интерес и  востребованность в нашем продукте, встречаемся с потенциальными партнерами.  

Сегодня, 22 марта заключили первый экспортный контракт с компанией Li Hua Economic and Co.Ltd.Suifenhe (КНР), которая станет постоянным дистрибьютором нашей продукции на территории северных регионов Китая. На начальном этапе планируем поставлять ежемесячно 500 тонн молочной продукции и 40 тонн мороженого. Это будут первые официальные отгрузки продукции из России в КНР, выполненные в рамках Протокола о взаимных поставках замороженного мяса птицы и молочной продукции, подписанного в конце 2018 года Россельхознадзором и Главным таможенным управлением КНР. 



Milknews: Появится ли специализированная продукция для экспорта?  

Шутов: В дальнейшем свое развитие на территории Китая планируем выстроить в четырех опорных точках. Это северные провинции Китая – их охватит компания Li Hua Economic and Co.Ltd.Suifenhe. Три остальных дистрибьютора будут работать в центральных регионах (Пекин), на востоке КНР (Шанхай) и в южных областях (Гуанчжоу). Также в середине мая в Шанхае специалисты ОАО «МИЛКОМ» совместно с  компанией Li Hua Economic and Co.Ltd.Suifenhe представят нашу молочную продукцию на Международной выставке продуктов питания и напитков SIAL China-2019.   

Что касается брендов, то первые поставки будем делать под нашими известными федеральными торговыми марками – «Село Зелёное», «Топтыжка», «Молочная речка» и To be. В настоящее время мы как раз завершаем их регистрацию в соответствующем ведомстве Китая. Но этот рынок отличается своеобразными вкусовыми предпочтениями - наличием уникальных продуктов и специфических пристрастий людей. Например, мороженое с добавлением цельной красной фасоли или зеленого горошка. Согласитесь, это существенно отличается от традиционных товаров, к которым привыкли россияне. Поэтому создание ассортимента, адаптированного под китайского потребителя, является одной из приоритетных задач наших технологов и маркетологов. Наравне с четким соответствием этой продукции нормативным требованиям страны-экспортера. Сегодня мы проходим экспертизу в местных органах ветеринарного и сельскохозяйственного надзора на соответствие нашей продукции всем нормам китайского законодательства по безопасности пищевой продукции, а также сертифицируем все экспортные SKU в региональном Бюро по вопросам контроля и карантина ввоза и вывоза - China Inspection and Quarantine (CIQ). 

Также мы активно прорабатываем вариант экспорта в КНР продуктов переработки яйца в формате B2B. 



Milknews: Вы запланировали «реанимацию» производственной площадки Пермского хладокомбината и создание крупнейшего производства мороженого. Когда планируется запуск этого объекта? Каков объем инвестиций, и по каким брендам планируется работа?  

Шутов: В конце декабря мы подписали специальный инвестиционный контракт с Правительством Пермского края, предметом которого является строительство современной фабрики по производству мороженого на базе производственной площадки «Пермский хладокомбинат «Созвездие». Общий объем инвестиций в проект составил 1,8 млрд рублей. Сегодня фабрика полностью готова и работает в штатном режиме. Уже в этом году мы планируем произвести 9 тысяч тонн мороженого, а в перспективе – выйти на проектную мощность - 12 тысяч тонн продукции в год. Что касается основных брендов, то это будут наши флагманские торговые марки - «Село Зелёное» и «Топтыжка». Также на пермском рынке традиционно очень популярен региональный бренд «Созвездие».  

На очереди последний этап реконструкции, который потребует дополнительных инвестиционных затрат: на базе имеющихся площадей к концу этого года мы планируем создать цех по производству сгущённого молока, оснащенный современным энергоэффективным оборудованием. Это позволит значительно увеличить объемы переработки сырья - до 200 тонн в сутки, и что самое главное - минимизировать фактор сезонности в работе этой производственной площадки. 

Milknews: Вы заявили о том, что всерьез поставили для себя задачу стать национальной компанией №1 по переработке молока – это означает, что в ваших силах перегнать PepsiCo, Danone и «Вимм-Билль-Данн»? 

Шутов: Мы не ставим перед собой задачу соревноваться. Наша цель – наращивать объемы переработки, технологически совершенствоваться и делать вкусные продукты. И если мы видим, что компании наших коллег развиваются, это говорит о положительных тенденциях в молочной отрасли России в целом. И стимулирует нас к тому, чтобы не стоять на месте.  

Традиционно в основе развития нашей компании лежали сделки M&A (mergers and acquisitions - слияния и поглощения, прим.ред.), но стратегическая цель, которую мы перед собой поставили – стать национальной компанией №1 по переработке молока - больше предполагает органическое развитие. В настоящее время мы реализуем ряд инвестиционных проектов, которые позволят нам к 2022 году выйти на объем переработки примерно в три тысячи тонн молока в день. Ключевые из них - это установка четвертой творожной линии на площадке «Глазов-молоко», модернизация Кезского сырзавода, которая позволит нам удвоить объем выработки сыра до 55 тонн в сутки, масштабная реконструкция Казанского молочного комбината, которую мы ведем с середины 2017 год. Общая сумма инвестиционных затрат на их реализацию составит примерно 8 млрд рублей. 

Кроме того, все наши площадки расположены в очень благоприятной сырьевой зоне - сегодня в регионах Прикамья производится порядка 5 млн тонн молока в год, что также дает нам определенные стратегические преимущества.  

Milknews: Вы «нашумели» с «девятком» яиц… 

Шутов: Наверное, понятие «нашумели» – это не про нас. Я нисколько не сомневаюсь, что это была спланированная акция, с целью спекуляции на эмоциях людей, недовольных ростом цен и сокращением уровня потребления. Основной целью этого хайпа было поднять волну народного гнева, чтобы потом показывать пальцем: вот он - корень зла, производители, которые обманывают потребителей. На самом же деле вся эта история не стоит выеденного яйца, потому что мы этот «девяток» яиц выпускаем по заказу сетей Санкт-Петербурга уже не первый год. И целью создания такой нетрадиционной для российского рынка упаковки «три на три» был маркетинговый ход – привлечение внимания потребителей к нашей продукции на полке. Еще у нас есть упаковка по шесть яиц, а в Европе, например, очень популярна упаковка из четырех яиц. Ну невозможно спутать квадратную упаковку на 9 яиц с упаковкой на 10 штук – они визуально друг от друга существенно отличаются, при этом количество яиц четко написано на упаковке. Поэтому я считаю всю эту шумиху скорее политической акцией. 

Milknews: Не планируется ли что-то подобное в молочном секторе? 

Шутов: Уже очень давно производители выпускают и масло в пачках по 170 граммов, и молоко 0,9 литра. Я не вижу в этом ничего плохого, когда количество товара указано корректно и не водит потребителя в заблуждение. 

Milknews: Не думали ли вы про сегмент растительного молока или безлактозной категории? 

Шутов: Мы производим молоко со сниженным содержанием лактозы. Растительное же молоко – это слишком «экзотический» для отечественного потребителя товар, чтобы им заниматься. Но я не исключаю вероятность производства в будущем групповой упаковки «мультипак» на наши коктейли или сливки. Большинство интересных внешне упаковок довольно дорогие, а покупательная способность у людей с каждым годом снижается.    

Milknews: Также вы говорили о том, что с 1997 года у компании были и многочисленные кадровые ошибки, и проблемы, вызванные слишком бурным ростом. От чего бы вы предостерегли тех, кто только входит в сектор? 

Шутов: Я скажу кратко - кадры решают всё. Если в компании нет людей с необходимым опытом и компетенциями, которые обладают success story, то никакие инвестиции не помогут удержаться на рынке. Мы уделяем существенное внимание обучению и развитию своих сотрудников, а также привлекаем лучших специалистов, которые сегодня есть в отрасли. 

Milknews: Вы занимаетесь свиноводством, птицеводством, переработкой молока, рыбы, мяса, производством кормов. В чем вы видите принципиальное различие отраслей с точки зрения самого рынка и системы управления? Есть ли сегменты, которые Вас разочаровали после нефтяного сектора? 

Шутов: Принципиального различия отраслей с точки зрения рынка я не вижу. Свиноводство и птицеводство у нас не ориентированы на сектор B2B. Наша цель - произвести качественный продукт и реализовать его конечному потребителю. То же самое относится к переработке молока. А все прочие операционные процессы примерно одинаковые. А вот рыбопереработка – очень сложный сектор. После повышения стоимости доллара и евро по отношению к рублю объем потребления и, соответственно, переработки рыбы в России сократились примерно на 40%, что сделало деятельность в этом секторе непривлекательной. Эффективно заниматься рыбопереработкой можно лишь в том случае, если у тебя есть собственный рыболовецкий флот.  

Milknews: У вас есть производственные активы в животноводстве. Как они развиваются? Как вы работаете с генетикой?  

Шутов: На территории Удмуртии у нас есть собственные животноводческие фермы, где сегодня содержится 13,5 тысяч голов КРС. Из них половина – это дойное стадо. Наши хозяйства совокупно производят более 42, 5 тыс. тонн молока в год, средний надой на одну фуражную корову сегодня составляет 6,5 тонн в год. И это один из самых высоких показателей по республике. Однако, он не идет ни в какое сравнение с продуктивностью коров, например, в Европе или Америке. Я неоднократно говорил, что в основе программ, направленных на повышение эффективности молочного животноводства, должно лежать коренное изменение генетики молочного стада. Только тогда мы сможем нарастить производство товарного молока. Поэтому мы инвестируем в высококачественную генетику от мировых лидеров. В молочном животноводстве это ABS и «Альта Дженетикс».  

В наш субхолдинг по свиноводству и переработке мяса входят три предприятия, на которых совокупно сегодня содержится 202,5 тыс. голов свиней. «Восточный» работает как товарная площадка, а для племенных площадок «Кигбаевского бекона» и «ТАТМИТ Агро» завозят семенной материал из Дании. На всех трех площадках мы постепенно заменили отечественные породы свинками датской селекции, которая отличается многоплодием – 15 и более поросят на опорос, скоростью роста и качеством мяса. К слову, цыплят на все свои птицефабрики мы также закупаем за рубежом – у немецкой компании «Lohmann». 

Генетика - это сложная наука, которой должны заниматься профессионалы международного уровня.  

Milknews: Вы вошли в правление «Союзмолоко». Какие у вас планы? Ставите ли вы себе какие-то личные цели по работе внутри союза? Как вы оцениваете эффективность регулирования внутри сектора – в части введения ветсертификации, попыток ужесточить условия работы с сетями, борьбы с фальсификатом? 

Шутов: Основная цель моего вхождения – наведение порядка в направлении борьбы с фальсификатом и продвижение молока, как товарной категории. Орган должен вести конкретную работу, по примеру Национального союза свиноводов, помогать Минсельхозу РФ разрабатывать эффективную политику в секторе производства молока и молокопереработки. Мы поддерживаем проект «Меркурий» – идею введения электронной ветеринарной сертификации. Он должен вводиться поэтапно и обязательно с нагрузочным тестированием. Это огромный и очень эффективный рычаг по борьбе с фальсификатом. Но, должен сказать, впереди нам предстоит большой труд по его доработке для молочной отрасли. 

Milknews: Есть ли у вас совершенно авантюрная идея в части бизнеса, которую вы еще не смогли реализовать? 

Шутов: Я по природе не авантюрист, я люблю все считать, при этом ставить высокие планки. Основная идея, которая сегодня у меня есть – это диджитализация всех процессов. Мы давно поняли: если стоять – тебя обязательно обгонят те, кто идет; если идти – ты в лучшем случае останешься на месте, а чтобы реально двигаться вперед – нужно очень быстро бежать. Если говорить про бизнес, единственное условие его выживания в современной высококонкурентной среде - это не просто эффективность, технологичность и умение приспосабливаться к изменениям. Это оперативная реакция на все события и изменения. И достичь этого могут только те компании, у которых есть безграничный доступ к информации. В большой компании у разных компонентов бизнеса должен быть один «язык», единая архитектура информационного обеспечения, программные продукты и организационные решения. И чтобы достичь поставленной перед нами стратегической цели – мы должны стать не просто структурой федерального уровня, а диджитал- компанией с эффективной информационной системой.

2847 просмотров
Молочные сессии 6 мобильный

Комментарии
extenso
boccard.com

Зоетис вебинар 3
SPACE

Подпишитесь на нашу рассылку

Магазин Аналитики


Аналитический центр Milknews
КМК
Неделя РР
КМК
Неделя РР