Эконива семена

Максим Никиточкин Эффективность саморегулирования потребрынка зависит от политической воли ритейлеров


ФАС и Роспотребнадзор планируют делегировать часть своих функций по контролю за продуктовыми ритейлерами системе саморегулирования потребительского рынка. Об этом стало известно на недавней встречи АКОРТ и Русбренд в Московской школе управления СКОЛКОВО.

Руководитель проектов практики АПК компании «НЭО Центр» Максим Никиточкин поделился с Milknews своими прогнозами развития взаимоотношений  на потребительском рынке, в том числе, что касается эффективности системы саморегулирования.

«Эффективность системы саморегулирования потребительского рынка зависит, прежде всего, от того, какие именно функции по контролю за продуктовыми ритейлерами будут переданы от ФАС и Роспотребнадзора данной системе саморегулирования, а также от политической воли самих ритейлеров.

В России потребительский рынок – это рынок ритейлеров, которые навязывают свои условия даже крупнейшим производителям продукции. Если ритейлеры захотят перейти на более цивилизованный и конструктивный уровень и будут действительно, а не просто номинально, участвовать в саморегулировании, тогда это начинание сможет быть более-менее эффективным.

Однако в данный момент это кажется маловероятным. Достаточно вспомнить, сколько усилий и времени было потрачено на запуск новой редакции закона о торговле, существенно ограничивающего платежи поставщиков в пользу ритейлеров. Но этот закон не остановил часть ритейлеров от взимания с поставщиков средств за листинг новых SKU и даже перевел их действия в косвенную плоскость: обязательные промо-акции и скидки, выплаты внутри разрешенных 5%. Ритейлеры часто совершенно несимметрично строят договоры даже с крупнейшими поставщиками, например, штрафуют их на 100% непоставленной продукции. При этом сами, в принципе, не выплачивают штрафы, если не выбирают заранее согласованные объемы по промо-акциям, и часто по надуманным или чисто формальным причинам возвращают поставщикам целые фуры с продукцией. Они закупают большие объемы продукции по промо-акциям со значительными скидками, а затем перепродают дистрибуторам со своей наценкой, но все равно со скидкой к регулярной цене, ломая тем самым ценовую политику производителей и снижая их продажи и рентабельность.

Рентабельность ритейлеров снижается второй год подряд, сопоставимые продажи почти не растут. Поэтому они и дальше будут занимать очень жесткую позицию по отношению к производителям, особенно с учетом того, что количество ритейлеров снижается (крупные консолидируют средних и мелких) и, таким образом, значимость каждого из них всё более возрастает. В связи с этим, ожидается, что саморегулирование будет, как минимум на начальных этапах, носить формальный характер и концентрироваться на незначительных вопросах».


 

4319 просмотров

MN НА ЮТЮБ

Комментарии
extenso
Очистка
Кофе 13 марта

Господдержка
АгТеч 10.03
Подпишитесь на нашу рассылку
Artem


Аналитический центр Milknews
АГРОС 21
intekprom
АГРОС 21
intekprom