Максим Никиточкин Эффективность саморегулирования потребрынка зависит от политической воли ритейлеров


ФАС и Роспотребнадзор планируют делегировать часть своих функций по контролю за продуктовыми ритейлерами системе саморегулирования потребительского рынка. Об этом стало известно на недавней встречи АКОРТ и Русбренд в Московской школе управления СКОЛКОВО.

Руководитель проектов практики АПК компании «НЭО Центр» Максим Никиточкин поделился с Milknews своими прогнозами развития взаимоотношений  на потребительском рынке, в том числе, что касается эффективности системы саморегулирования.

«Эффективность системы саморегулирования потребительского рынка зависит, прежде всего, от того, какие именно функции по контролю за продуктовыми ритейлерами будут переданы от ФАС и Роспотребнадзора данной системе саморегулирования, а также от политической воли самих ритейлеров.

В России потребительский рынок – это рынок ритейлеров, которые навязывают свои условия даже крупнейшим производителям продукции. Если ритейлеры захотят перейти на более цивилизованный и конструктивный уровень и будут действительно, а не просто номинально, участвовать в саморегулировании, тогда это начинание сможет быть более-менее эффективным.

Однако в данный момент это кажется маловероятным. Достаточно вспомнить, сколько усилий и времени было потрачено на запуск новой редакции закона о торговле, существенно ограничивающего платежи поставщиков в пользу ритейлеров. Но этот закон не остановил часть ритейлеров от взимания с поставщиков средств за листинг новых SKU и даже перевел их действия в косвенную плоскость: обязательные промо-акции и скидки, выплаты внутри разрешенных 5%. Ритейлеры часто совершенно несимметрично строят договоры даже с крупнейшими поставщиками, например, штрафуют их на 100% непоставленной продукции. При этом сами, в принципе, не выплачивают штрафы, если не выбирают заранее согласованные объемы по промо-акциям, и часто по надуманным или чисто формальным причинам возвращают поставщикам целые фуры с продукцией. Они закупают большие объемы продукции по промо-акциям со значительными скидками, а затем перепродают дистрибуторам со своей наценкой, но все равно со скидкой к регулярной цене, ломая тем самым ценовую политику производителей и снижая их продажи и рентабельность.

Рентабельность ритейлеров снижается второй год подряд, сопоставимые продажи почти не растут. Поэтому они и дальше будут занимать очень жесткую позицию по отношению к производителям, особенно с учетом того, что количество ритейлеров снижается (крупные консолидируют средних и мелких) и, таким образом, значимость каждого из них всё более возрастает. В связи с этим, ожидается, что саморегулирование будет, как минимум на начальных этапах, носить формальный характер и концентрироваться на незначительных вопросах».


 

3001 просмотр

Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
МАРКИРОВКА
Какие темы статей вам интересны?
Проголосовало: 96


сила молока
Петерфуд
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизель вебинар


Аналитический центр Milknews
Агрос экспо
Агрофарм
Агрос экспо
Агрофарм