Дмитрий Востриков: Совет рынка - это новый уровень саморегулирования
Пытаясь уйти от пристального внимания государства, бизнес уже несколько лет создает различные саморегулирующие структуры. Однако недавно государство само неожиданно громко поддержало одну из крупнейших инициатив в этой сфере - Российский национальный совет потребительского рынка (так называемый «Совет рынка», который не надо путать с организацией с таким же названием в энергетике).
Минпромторг предлагал отказавшимся вступить в эту структуру сетям запретить торговать алкоголем и сигаретами, работать в выходные дни и открывать новые супермаркеты, а поставщикам-отказникам грозили лишением гарантий защиты в спорах с ритейлом.
Директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков рассказал Milknews зачем создается Совет рынка и чем он будет отличаться от Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС), который действует сейчас.
Создание Совета рынка предполагается на базе Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС), что позволит вовлечь в существующую инфраструктуру саморегулирования больше игроков и повысит исполняемость норм добросовестного поведения.
В рамках работы МЭС и Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик бизнес сформулировал правила игры на рынке, они носят прикладной характер и успешно встраиваются в ежедневный деловой процесс. Однако добиться того, чтобы по правилам «играли» все без исключения участники рынка удается не так успешно. Это связано и с многочисленностью игроков, и с тем, что не все они входят в состав отраслевых союзов – участников МЭС, и с отсутствием иных помимо репутационных санкций за несоблюдение норм добросовестности.
На сегодняшний день многие производители заинтересованы в том, чтобы войти в такой Совет рынка. Но тех, кто не готов вовлекаться в работу органа саморегулирования, нужно стимулировать к вступлению через наделение дополнительными преференциями. А работа по Кодексу, хотя и накладывает определенные ограничения на стороны, но и предоставляет такие преференции всем участникам цепи поставок – от производителя до ритейлера.
Необходимость перехода саморегулирования на новый уровень – от выработки норм и правил взаимодействия к их безусловному исполнению участниками рынка – уже назрела. Существуют различные пути решения данной проблемы. Например, в Великобритании, Парламент закрепил за отраслевым арбитром право взимать с виновной стороны оборотные штрафы за нарушение Кодекса добросовестных практик.