Джон Колли: Сделки вроде слияния Monsanto и Bayer редко завершаются успешно
За Monsanto уже второй раз за короткое время предлагают десятки миллиардов долларов. На этой неделе немецкий химический концерн Bayer предложил Monsanto продаться за $62 млрд. Последняя не согласилась и заявила что, стоит гораздо больше. В марте, о готовности купить Monsanto сообщал немецких химический гигант BASF.
Капитализация Monsanto – $40 млрд. Она не только является лидером в генной инженерии в сельском хозяйстве, но производит также гербициды и прочие средства защиты растений, самое известное из которых Раундап.
О том, почему и зачем за сельскохозяйственную компанию предлагают рекордные для индустрии суммы, рассказал профессор Бизнес школы Варвик (Warwick Business School) Джон Колли.
Это очень щедрое предложение по целому ряду причин. Во-первых, это самая больше сумма, которую немецкие компании когда-либо готовы были отдать, она значительно опережает предыдущий рекорд в 38,6 млрд долларов, которые Daimler отдал за Chrysler в 1998. Сделка стала полным провалом для Daimler из-за культурных различий между компаниями и плохой интеграции, которые обрушили рентабельность Chrysler. В конце концов Chrysler была впоследствии продана за малую часть от этой цены.
Обычно немецкие компании избегали дорогих покупок, предпочитая вместо этого менее рискованный, хотя и медленный рост. Bayer отбросил этот подход, предложив почти 50% премии за Monsanto – 62 млрд долларов.
Предложение Bayer определенно сделано так, чтобы оставить совету директоров Monsanto простор для маневра. Большая цена означает, что отказ от сделки будет выглядеть так, как будто личная выгода менеджмента преобладала при решении, даже несмотря на нелюбовь Monsanto к европейским владельцам в целом. Конечно, акционеры будут недовольны.
Акционеры Bayer тоже будут расстроены тем, что их акции уже упали на 10% из-за объявления предложения о покупке. Это обычное явление в таких ситуациях – немногие крупные предложения о покупке проходят хорошо и, согласно исследованиям, более половины снижают стоимость компаний, а только около четверти компаний выполняют свои обещания.
Агробизнес переживает изменения с тех пор, как ChemChina купила Syngenta за 40 млрд долларов, а Du Pont и Dow Chemicals объединились и собираются отделять свой сектор АПК. Консолидация последовала за снижением акций из-за перепроизводства и понижения спроса. Кроме того, регуляторы будут заняты оценкой монопольного положения – потенциально Bayer/Monsanto будут иметь большие доли на целом ряде рынок, а не только в сегменте некторых семян в США. Возможно, от компаний потребуют каких-то изменений. Еще одна проблема может возникнуть из-за того, что Monsanto считается важной для США компанией из-за своих наработок в области ГМО и большой доле на рынке. Несомненно, европейские антимонопольные регуляторы тоже найдут к чему придраться.