Иван Лунев: Нужно проверить, как ЭВС повлияет на реальную работу завода
Milknews продолжает серию материалов о том, как проходят "пилотные проекты" по электронной ветеринарной сертификации. Мы поговорили с менеджером по развитию бизнеса компании “Вимм Билль Данн" Иваном Луневым, который отвечает за реализацию "пилотного проекта" на Лианозовском молочном заводе.
На нашем заводе перерабатывается 1100 т сырого молока в день. В Москве в цепочке товародвижения мы обрабатываем 500 SKU (идентификатор торговой позиции), 153 из них мы производим именно здесь - на Лианозовском заводе. Для сравнения - небольшие заводы могут производить всего 5 продуктов. Для всех крупных производителей, которые выпускают широкий ассортимент продукции, проблемы с ветсертификацией будут похожи на наши.
В молочной отрасли можно выделить два типа заводов: дискретные, которые заливают танк сырого молока и из него делается один продукт, и параллельные, когда постоянно смешиваются разные партии сырья и из него делаются разные продукты. Наш завод относится ко второй группе: взбитый творожок может пройти семь циклов передела (производства промежуточного типа сырья), и на каждом из этапов к нему что-то добавляется или, наоборот, уходит. Здесь может быть смешано сырье разных дней. Для технологических цепочек такого типа введение электронной ветсертификации абсолютно нереалистично, поэтому бизнес, скажем прямо, два-три года не воспринимал всерьез проект приказа об ЭВС. Принципы, которые в нем заложены, выглядели и до сих пор выглядят малореализуемы. Тем не менее, приказ был принят.
В течение года мы участвовали в промежуточных совещаниях в Минсельхозе, на которых Россельхознадзор рассказывал о том, как внедряется система “Меркурий” на предприятиях в “пилотном” режиме. В большой степени отчет шел по ручному заполнению сертификатов, и только недавно появились те, кто реально работает через шлюз в электронной системе. При этом основными участниками использования «Меркурия» в тестовом режиме были ИП, или локальные предприятия, поэтому результаты тестирования не могут быть показательными для крупных предприятий. Все попытки связаться с теми, кто, якобы, успешно внедрил электронную ветсертификацию на производстве, оказались провальными. Найти предприятие, которое использовало бы крупную систему - SAP или ORACLE - и работало бы с ЭВС, нам также не удалось.
Совсем недавно в рамках пилотного проекта на нашем заводе состоялась встреча с представителями Россельхознадзора, однако в очередной раз нам не удалось перейти к обсуждению предметных проблем. Целью, которую ставит перед собой Россельхознадзор, является налаживание взаимодействия двух электронных систем - ГИС “Меркурий” и внутренней системы предприятия - и обмен сообщениями между ними, что технически возможно. При этом они упускают из виду, что в рамках тестирования нужно проверить не только этот этап, но и то, как ЭВС повлияет на реальную работу завода (т.е. приемка молока, производство продукции и т.п.), создать новые методики и инструкции работы с учетом ЭВС, оценить какое влияние это окажет на стоимость и скорость бизнес процессов.
По сути, декларируемая цель - “прослеживаемость от поля до прилавка” в онлайн режиме - выливается в два типа проблем для завода:
1. Система носит разрешительный характер. Необходимо перестроить все системы завода и встроить в них этап взаимодействия с системой, которого сейчас нет нигде. Наши бизнес-процессы могут разорваться полностью. Если цепочка товародвижения сегодня составляет 10 операций, то на каждую нужно внедрить этап взаимодействия с системой “Меркурий”.
2. Нужно увязать большое количество хозяйств (поставщиков сырья) с большим количеством продуктов.
Россельхознадзор говорит: “Мы не хотим вмешиваться в ваши процессы, это будет “черный ящик”, в который входит сырье и выходит готовая продукция. На вопрос, можем ли мы математически обеспечить списывание сырья по умолчанию при выходе продукции, они отвечают, что нет, вы должны обеспечить взаимосвязь между конкретными партиями сырья и продукта”. Однако в молочной отрасли сырье по заводу передвигается по трубам, они сходятся и расходятся, смешиваются и снова разделяются. И эти процессы идентичны для всех заводов, у которых недискретная система “одна партия сырья - одна партия продукта”.
Один из вариантов, который называет Россельхознадзор, привязывать все партии этого дня ко всем продуктам этого дня. Однако, с учетом вышеописанной специфики нашего предприятия, возникает вопрос, как количественно привязать сырье к каждой конкретной партии продукта в режиме онлайн. В нашем случае это взаимосвязь множества сырья и множества партий разных продуктов в рамках одного дня.
Более того, технологические процессы многих многокомпонентных сквашенных продуктов могут занимать временной отрезок больше суток (включая сквашивание, созревание, охлаждение).Поэтому в процессах возможен вариант переходящего сырья с предыдущего периода ,например обезжиренное молоко для нормализации.
Также большой риск для стабильной работы предприятия –это подтверждение системой каждого этапа производства: если мы учитываем все промежуточные продукты, то в каждый момент получения этого промежуточного продукта нужно отправить запрос в систему “Меркурий”. Технологическая цепочка труб в это время не останавливается. Молоко в них не будет ждать ответа от системы!
В технологических регламентах и законодательных актах существуют временные ограничения по хранению сырья и полуфабрикатов на каждом этапе производства. И если следовать логике разрешительного действия системы по подтверждению каждого этапа, то при любом сбое системы или какой либо задержке ответа от системы, возникают большие риски забраковки сырья и полуфабрикатов по данному временному параметру ,даже в случае не изменения качественных показателей продукта. В случае длительной задержки подтверждения велик риск порчи полуфабрикатов и продукта. Остановка одного этапа производства повлечет за собой сбой всех последующих этапов, больших финансовых потерь, срывов выпуска готовой продукции, отгрузок в торговые сети. Особенно важно недопущение срывов производства и отгрузки продукции детского питания для детских кухонь и социальных каналов,где существуют очень жесткие временные рамки доставки продукции, особенно для детей раннего возраста.
Мы также пока не получили ответа на вопрос, какое будет нормативное время обработки запроса в системе. В последний раз нам сообщили, что это несколько минут. На тестовом режиме - это 1-2 секунды, но база системы сегодня пустая. Если учитывать полную нагрузку, то для нашей компании нужно будет отправить 100 млн. сообщений в год. Если говорить о пиковой нагрузке - утренние часы, то в годовом эквиваленте это 6 млрд. сообщений в год. Заявленная мощность системы как раз и составляет 6 млрд. сообщений в год для всех участников ЭВС. То есть вреоятность того, что система “ляжет”, близится к 100%.
Другая проблема – на отрузке продукции. Есть два вида сертификата - производственный и транспортный. Производственные - это мастер-данные для транспортных. Двигаясь по цепочке, мы гасим старый сертификат и выписываем новый со ссылкой на предыдущий. Можно увидеть, как продукция перемещалась. При этом заранее документы для машин мы выписать не можем по правилам ЭВС.
Представим, что утром с Лианозово уезжают 100-130 машин с продуктами по точкам. В каждой машине - 10 торговых точек. В каждой точке - 30 наименований. Считаем: каждая строчка в товарной накладной - одна транзакция в “Меркурии”, одна машина - 300 транзакций. Сможет ли система обработать эти транзакции параллельно за заявленные несколько минут - большой вопрос (ведь в системе параллельно будет работать вся отрасль, а не одно предприятие). Если же транзакции будут обрабатываться последовательно, то несколько минут, допустим, 3 минуты, значит 900 минут потребуется только для 1 машины. Это 12 часов, за которые машина должна загрузиться и ждать ответа. Даже если срок будет составлять 5 секунд при последовательной обработке, то на 1 машину потребуется дополнительных 3 часа, только на взаимодействие с ГИС “Меркурий”. То есть об эффективной логистике можно забыть.
Когда машина доедет до магазина, начинаются новые проблемы. Магазин делает запрос сертификатов в системе и тратит столько же времени, чтобы получить информацию и погасить этот сертификат. При этом они должны проверить соответствие каждого короба каждому сертификату, чего сейчас не происходит. Чтобы это автоматизировать, нужно ввести новую маркировку, которая будет содержать в себе информацию о взаимосвязи. Такого требования нет, но появится необходимость. Возможно, это будет шртрих-код, в который будет зашифрована информация из системы “Меркурий”. Но для нас это значит, что мы должны модернизировать упаковочные линии, а у нас 150 линий по стране. Это огромные инвестиции.
И это только самые очевидные проблемы, которые понятны уже на текущей стадии. У меня, как и других участников пилотных проектов, ответов на вопрос, как минимизировать описанные риски - нет.
В молочной отрасли можно выделить два типа заводов: дискретные, которые заливают танк сырого молока и из него делается один продукт, и параллельные, когда постоянно смешиваются разные партии сырья и из него делаются разные продукты. Наш завод относится ко второй группе: взбитый творожок может пройти семь циклов передела (производства промежуточного типа сырья), и на каждом из этапов к нему что-то добавляется или, наоборот, уходит. Здесь может быть смешано сырье разных дней. Для технологических цепочек такого типа введение электронной ветсертификации абсолютно нереалистично, поэтому бизнес, скажем прямо, два-три года не воспринимал всерьез проект приказа об ЭВС. Принципы, которые в нем заложены, выглядели и до сих пор выглядят малореализуемы. Тем не менее, приказ был принят.
В течение года мы участвовали в промежуточных совещаниях в Минсельхозе, на которых Россельхознадзор рассказывал о том, как внедряется система “Меркурий” на предприятиях в “пилотном” режиме. В большой степени отчет шел по ручному заполнению сертификатов, и только недавно появились те, кто реально работает через шлюз в электронной системе. При этом основными участниками использования «Меркурия» в тестовом режиме были ИП, или локальные предприятия, поэтому результаты тестирования не могут быть показательными для крупных предприятий. Все попытки связаться с теми, кто, якобы, успешно внедрил электронную ветсертификацию на производстве, оказались провальными. Найти предприятие, которое использовало бы крупную систему - SAP или ORACLE - и работало бы с ЭВС, нам также не удалось.
Совсем недавно в рамках пилотного проекта на нашем заводе состоялась встреча с представителями Россельхознадзора, однако в очередной раз нам не удалось перейти к обсуждению предметных проблем. Целью, которую ставит перед собой Россельхознадзор, является налаживание взаимодействия двух электронных систем - ГИС “Меркурий” и внутренней системы предприятия - и обмен сообщениями между ними, что технически возможно. При этом они упускают из виду, что в рамках тестирования нужно проверить не только этот этап, но и то, как ЭВС повлияет на реальную работу завода (т.е. приемка молока, производство продукции и т.п.), создать новые методики и инструкции работы с учетом ЭВС, оценить какое влияние это окажет на стоимость и скорость бизнес процессов.
По сути, декларируемая цель - “прослеживаемость от поля до прилавка” в онлайн режиме - выливается в два типа проблем для завода:
1. Система носит разрешительный характер. Необходимо перестроить все системы завода и встроить в них этап взаимодействия с системой, которого сейчас нет нигде. Наши бизнес-процессы могут разорваться полностью. Если цепочка товародвижения сегодня составляет 10 операций, то на каждую нужно внедрить этап взаимодействия с системой “Меркурий”.
2. Нужно увязать большое количество хозяйств (поставщиков сырья) с большим количеством продуктов.
Россельхознадзор говорит: “Мы не хотим вмешиваться в ваши процессы, это будет “черный ящик”, в который входит сырье и выходит готовая продукция. На вопрос, можем ли мы математически обеспечить списывание сырья по умолчанию при выходе продукции, они отвечают, что нет, вы должны обеспечить взаимосвязь между конкретными партиями сырья и продукта”. Однако в молочной отрасли сырье по заводу передвигается по трубам, они сходятся и расходятся, смешиваются и снова разделяются. И эти процессы идентичны для всех заводов, у которых недискретная система “одна партия сырья - одна партия продукта”.
Один из вариантов, который называет Россельхознадзор, привязывать все партии этого дня ко всем продуктам этого дня. Однако, с учетом вышеописанной специфики нашего предприятия, возникает вопрос, как количественно привязать сырье к каждой конкретной партии продукта в режиме онлайн. В нашем случае это взаимосвязь множества сырья и множества партий разных продуктов в рамках одного дня.
Более того, технологические процессы многих многокомпонентных сквашенных продуктов могут занимать временной отрезок больше суток (включая сквашивание, созревание, охлаждение).Поэтому в процессах возможен вариант переходящего сырья с предыдущего периода ,например обезжиренное молоко для нормализации.
Также большой риск для стабильной работы предприятия –это подтверждение системой каждого этапа производства: если мы учитываем все промежуточные продукты, то в каждый момент получения этого промежуточного продукта нужно отправить запрос в систему “Меркурий”. Технологическая цепочка труб в это время не останавливается. Молоко в них не будет ждать ответа от системы!
В технологических регламентах и законодательных актах существуют временные ограничения по хранению сырья и полуфабрикатов на каждом этапе производства. И если следовать логике разрешительного действия системы по подтверждению каждого этапа, то при любом сбое системы или какой либо задержке ответа от системы, возникают большие риски забраковки сырья и полуфабрикатов по данному временному параметру ,даже в случае не изменения качественных показателей продукта. В случае длительной задержки подтверждения велик риск порчи полуфабрикатов и продукта. Остановка одного этапа производства повлечет за собой сбой всех последующих этапов, больших финансовых потерь, срывов выпуска готовой продукции, отгрузок в торговые сети. Особенно важно недопущение срывов производства и отгрузки продукции детского питания для детских кухонь и социальных каналов,где существуют очень жесткие временные рамки доставки продукции, особенно для детей раннего возраста.
Мы также пока не получили ответа на вопрос, какое будет нормативное время обработки запроса в системе. В последний раз нам сообщили, что это несколько минут. На тестовом режиме - это 1-2 секунды, но база системы сегодня пустая. Если учитывать полную нагрузку, то для нашей компании нужно будет отправить 100 млн. сообщений в год. Если говорить о пиковой нагрузке - утренние часы, то в годовом эквиваленте это 6 млрд. сообщений в год. Заявленная мощность системы как раз и составляет 6 млрд. сообщений в год для всех участников ЭВС. То есть вреоятность того, что система “ляжет”, близится к 100%.
Другая проблема – на отрузке продукции. Есть два вида сертификата - производственный и транспортный. Производственные - это мастер-данные для транспортных. Двигаясь по цепочке, мы гасим старый сертификат и выписываем новый со ссылкой на предыдущий. Можно увидеть, как продукция перемещалась. При этом заранее документы для машин мы выписать не можем по правилам ЭВС.
Представим, что утром с Лианозово уезжают 100-130 машин с продуктами по точкам. В каждой машине - 10 торговых точек. В каждой точке - 30 наименований. Считаем: каждая строчка в товарной накладной - одна транзакция в “Меркурии”, одна машина - 300 транзакций. Сможет ли система обработать эти транзакции параллельно за заявленные несколько минут - большой вопрос (ведь в системе параллельно будет работать вся отрасль, а не одно предприятие). Если же транзакции будут обрабатываться последовательно, то несколько минут, допустим, 3 минуты, значит 900 минут потребуется только для 1 машины. Это 12 часов, за которые машина должна загрузиться и ждать ответа. Даже если срок будет составлять 5 секунд при последовательной обработке, то на 1 машину потребуется дополнительных 3 часа, только на взаимодействие с ГИС “Меркурий”. То есть об эффективной логистике можно забыть.
Когда машина доедет до магазина, начинаются новые проблемы. Магазин делает запрос сертификатов в системе и тратит столько же времени, чтобы получить информацию и погасить этот сертификат. При этом они должны проверить соответствие каждого короба каждому сертификату, чего сейчас не происходит. Чтобы это автоматизировать, нужно ввести новую маркировку, которая будет содержать в себе информацию о взаимосвязи. Такого требования нет, но появится необходимость. Возможно, это будет шртрих-код, в который будет зашифрована информация из системы “Меркурий”. Но для нас это значит, что мы должны модернизировать упаковочные линии, а у нас 150 линий по стране. Это огромные инвестиции.
И это только самые очевидные проблемы, которые понятны уже на текущей стадии. У меня, как и других участников пилотных проектов, ответов на вопрос, как минимизировать описанные риски - нет.
1470139761
6702 просмотра
Также рекомендуем:
ПОПУЛЯРНОЕ
Лонгриды
Какое оборудование выбрать для новых инвестпроектов в переработке молока?
Лонгриды
Кто и для чего заключает долгосрочные контракты в молочной отрасли
Лонгриды
Какие технологические решения помогут переработчикам молока повысить маржинальность
Масло
ЕЭК: беспошлинный ввоз в РФ 25 т сливочного масла возможен с 23 декабря
Молочные продукты
Экспорт молочной продукции из России в Китай с начала года вырос более чем на 60%
Новости
На льготное кредитование аграриев России дополнительно направят более 10 млрд рублей
Новости
Минсельхоз изменил порядок кредитования экспортно ориентированных проектов
Аналитический центр Milknews