Ученые: Приказ Минсельхоза № 589 - профессионально безграмотное решение


Ученые, заслуженные ветеринарные врачи России Вячеслав Авилов и Симон Джупина дали экспертную оценку принятому Минсельхозом приказу, утверждающему правила оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде и на бумажных носителях:

Эффективность ветеринарной деятельности во многом определяется наличием хорошо подготовленной нормативно-правовой базы. И наоборот, любой плохо подготовленный документ может повлечь крайне нежелательные последствия. На наш взгляд, к таким документам можно отнести приказ Минсельхоза России № 589 от 27.12.2016 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях". 

Специалисты Ассоциации "Ветбезопасность" аргументированно и объективно представили доводы о несостоятельности этого приказа и невозможности его выполнения (в частности, еще не введена в эксплуатацию Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии и многое другое). 

В ряде субъектов Российской Федерации руководители ветслужб уже приняли решение проводить оформление ветеринарных документов по ранее установленному порядку, подвергаясь риску быть наказанными за невыполнение приказа. 

В сложившейся эпизоотической обстановке по африканской чуме свиней, которая регистрируется практически во всех субъектах европейской части России, при широком распространении заболевания животных нодулярным дерматитом, регистрации бешенства почти в 90% субъектов страны важным фактором предупреждения распространения этих болезней является контроль над передвижением животных. 

Однако рассматриваемый приказ допускает перемещение владельцами животных и товаров животного происхождения без ветеринарного осмотра и ветеринарных сопроводительных документов, что, безусловно, будет способствовать распространению этих болезней и угрозе заболевания людей бешенством. 

Такое решение профессионально безграмотно и граничит с преступностью. Мы полностью поддерживаем мнение специалистов Ассоциации "Ветбезопасность". Целесообразно этот приказ отозвать, доработать, привести в соответствие с действующим законодательством, учитывая при этом техническую готовность регионов. 

К сожалению, это не первый документ такого "качества". 

Заслуживает упоминания приказ Минсельхоза России № 258 от 23.07.2010, утвердивший Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства. 

Эти "Правила" разработаны для обеспечения благоприятного зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств различных типов и предотвращения распространения заразных болезней животных на территории страны. 

Задача благородная, но при внимательном изучении становится понятно, что в документе желаемое выдается за действительное. 

"Правилами", в зависимости от состояния выполнения ветеринарно-санитарных требований по охране хозяйств от заноса болезней, установлено деление хозяйств и подразделений, связанных с переработкой свинины, на категории четырех уровней (компартменты 1, 2, 3, 4). 

Следует отметить, что трудно определить критерий для разделения хозяйств на четыре категории, и во многих случаях такое деление носит субъективный характер. 

Для каждой категории установлены определенные ограничения их деятельности: 

– из хозяйств низшей категории в высшую запрещается перемещение свиней, технических средств, передвижение обслуживающего персонала; 

– убой свиней, переработка и хранение осуществляются только на предприятиях соответствующего компартмента. 

Эти ограничения не являются обременительными для владельцев хозяйств и предприятий, так как все хозяйства, независимо от уровня компартмента, выращивают свиней, убивают, перерабатывают и свободно, без всяких ограничений реализуют на потребительском рынке. 

Спрашивается, зачем владельцам тратить деньги на зоосанитарное обустройство хозяйств, если без этого можно получать прибыль, а в случае заноса инфекции и уничтожения поголовья получить от государства компенсацию? 

Считаем, что компартментализация хозяйств – это способ узаконить беззаконие, так как в этом случае владельцы хозяйств и предприятий первого, второго и третьего уровней не являются нарушителями ветеринарного законодательства, а ветеринарные специалисты не могут привлечь их к ответственности, поскольку они согласились на этот уровень защиты хозяйств. 

В то же время нахождение на одной территории хозяйств с различным уровнем защиты является благодатной почвой для заноса и распространения инфекционных болезней. Не менее серьезное беспокойство вызывает пункт 5 указанных Правил, в котором решение о введении ограничительных мероприятий (карантина) предлагается принимать с учетом зоосанитарного статуса хозяйств (компартмента). 

Как выполнять мероприятия по ликвидации очага инфекции с учетом статуса хозяйств – в мировой практике неизвестно. 

Термин "компартмент", предусматривающий различные уровни защиты, применим к линиям электропередачи, трансформаторным будкам, домам, строящимся в сейсмической зоне, и т. д. А для животноводческих ферм и предприятий существует только один уровень защиты – полное выполнение ветеринарно-санитарных правил. Других вариантов не может быть. 

Этот термин – словоблудие в области ветеринарии, создавший благоприятный фон для невыполнения ветеринарных правил по защите хозяйств от заноса инфекционных болезней. 

Серьезное влияние на деятельность ветеринарной службы оказало внесение в закон "О ветеринарии" дополнений от 13.07.2015 № 243-ФЗ, согласно которым оформление ветеринарных сопроводительных документов разрешено уполномоченным лицам организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров или участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальным предпринимателям, являющимся производителями подконтрольных товаров или участниками их оборота, то есть лицам, не имеющим ветеринарного образования. 

Минсельхоз России приказом № 646 от 15.12.2015 утвердил перечень продукции животного происхождения, на которую эта категория лиц может оформлять ветеринарные документы. Данный перечень продукции практически совпал с перечнем продукции, на которую ветеринарные документы оформляют специалисты государственной ветеринарной службы. 

Трудно представить, как индивидуальный предприниматель или участник оборота подконтрольных грузов будет подтверждать благополучие местности выхода продукции, сроки и методы диагностических исследований убойных животных для исключения инфекционных болезней и т. д. В этих условиях не исключается вероятность заполнения ветеринарных документов недостоверными сведениями, которые сложно проверить. Следует отметить, что эти лица, оформляющие документы, не несут никакой юридической ответственности. 

Во всех цивилизованных странах право оформления ветеринарных документов на животноводческую продукцию для населения предоставлено только лицам, имеющим ветеринарное образование.

Нельзя представить, чтобы водитель Скорой помощи выдавал заключение за лечащего врача, охранник в школе – за педагога и т. д. А почему в ветеринарии можно выдавать ветеринарные документы рубщику мяса или перекупщику этих продуктов? 

На наш взгляд, эти правила преследуют копеечный интерес предпринимателей в ущерб здоровью населения и противоэпизоотических мероприятий. 

Более того, разрешение на выдачу ветеринарных документов лицам, не имеющим ветеринарного образования, дискредитируют звание ветеринарного врача и престиж крайне необходимой для страны профессии. 

Совет Федерации установил "испытательный срок" для этих поправок и, надеемся, что после его окончания они будут отменены. 

Таким образом, разработанные и утвержденные за последние годы законы и иные нормативные правовые акты в области ветеринарии оказывают негативное влияние и ослабляют роль ветеринарной службы в осуществлении противоэпизоотических мероприятий. В результате в России ежегодно расширяется распространение особо опасных болезней, наносящих миллионные убытки животноводству. 

Трудно объяснить, кому это выгодно, но нам очевидно, что это результат низкого профессионального руководства ветеринарной службой страны. 

К сожалению, в России на протяжении последних лет нет руководителя ветеринарной службы – Главного государственного ветеринарного инспектора, персонально отвечающего за состояние ветеринарного обслуживания в стране. 

Выходом из создавшейся ситуации является создание в центральном аппарате Минсельхоза России единого органа управления ветеринарной службой, укомплектованного профессиональными специалистами, имеющими опыт административной и производственной работы.

Источник: Ветеринария.рф
 

5270 просмотров
5 сессии
Комментарии
OptiDuo

Катозал
Web-press
PRb2b
SmartFarm 2018

Подпишитесь на нашу рассылку

Главная 2


Аналитический центр Milknews
Вебинар телята
Молочная Бизнес Академия
Вебинар телята
Молочная Бизнес Академия