Стелла Святская: Нынешний потребитель чувствует себя некомфортно


Правительство утвердило стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей на период 2030 года. Роспотребнадзор в течение 6 месяцев обязан представить план мероприятий по реализации документа. Основной для регулирования сферы, где участвует потребитель, является, соответственно, Закон о защите прав потребителей. Однако, как отмечается в документе, документ постоянно меняется, что создает опасность, что потребитель может попасть в неприятную ситуацию. Особенно это касается детей и пожилых людей. Какие требуются доработки в законодательстве, чтобы потребителям было комфортно? Действительно ли потребители сейчас не защищены? Какие мероприятия должны войти в эту стратегию? Milknews обсудил эти вопросы с преподавателем Института бизнеса и делового администрировани (ИБДА) РАНХиГС Стеллой Святской.

Российская экономика на сегодняшний день испытывает на себе большое давление, и ее рост должен быть обусловлен многими факторами, в частности, ростом среднего и малого бизнеса. Изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей призваны разъяснить "правила игры для предпринимателей" и объяснить потребителям их права. Защита интересов потребителей увеличивает их уверенность и готовность тратить деньги, что приводит к росту потребления товаров и услуг, и как результат, стимулирует экономику.

Нынешний потребитель чувствует себя крайне некомфортно: на фоне инфляции и новых санкций цены продолжают расти, доходы падают, и накопления заканчиваются. Согласно данным федеральной службы государственной статистики, индекс потребительской уверенности в текущем году находится на уровне -14 пунктов, для сравнения данный показатель в Великобритании, находящейся в переходном периоде в связи с ожиданием Брэекзита, составляет -6 пунктов, а в довольно стабильной Финляндии показатель достигает + 24,5. То есть, в условиях нынешней экономической ситуации в России каждый раз планируя покупку и отдавая предпочтение тому или иному товару или услуге, покупатель теперь должен ещё более тщательно приоритезировать свои потребности и оценивать транзакционные издержки, что приводит к отказу от многих благ. Покупатель постоянно находится в поисках более выгодных условий, скидок, промо и различных акций - в FMCG секторе, по данным Nielsen, в некоторых категориях, таких как стиральные порошки, игристые вина, крепкий алкоголь, гели для душа и шоколад, более 70% объёма продаж приходится только на промо. В связи с этим, к сожалению, на рынок выходит много недобросовестных предпринимателей, предлагающих потребителю товары низкого качества, мотивируя это трудной экономической ситуацией и относительно низкими ценами на предлагаемые товары и услуги. Покупатель вынужден искать более привлекательные условия, и поиски выгодных предложений очень часто приводят его в интернет, где бизнес обладает большей гибкостью и способен предложить более низкие цены и более полный сервис. Доля e-commerce в России продолжает расти и составляет на данный момент порядка 1,1 трлн рублей, согласно данным АКИТ. Однако, несмотря на все удобства покупок в Интернете, Закон о Защите Прав Потребителей в его текущем виде не защищает интересы потребителей в сфере дистанционных покупок. 

Россия, по сравнению, скажем, с Европейскими странами и США, вышла на уровень свободных рыночных отношений, поэтому для обретения определённого уровня сознательности и ответственности среди предпринимателей, должно пройти определенное время. Российским производителям и поставщикам услуг понадобится несколько лет, чтобы окончательно перестроиться. Новое законодательство должно сделать этот переход к осознанности более понятным и менее болезненным для всех участников рынка, чётко регламентировав стандарты качества. 

Регулирование любых транзакций в интернете сейчас вызывает большое количество опасений, но, к сожалению, "невидимая рука рынка" по Адаму Смиту в России все ещё нуждается в контроле со стороны государства. Особенно тщательно следует подходить к предпринимателям, связанным с пищевой отраслью, где недоброкачественная продукция может наносить серьёзный вред здоровью. Огромное количество органических ферм, сервисов по доставке свежей молочной или мясной продукции и так далее не имеют четких стандартов производства, что приводит к несоблюдению санитарных норм. 
На мой взгляд, новая стратегия должна включать в себя, в целом, меры по регуляции рыночных отношений в сфере потребления товаров и услуг, в том числе, должны быть предусмотрены способы регулирования ценовой политики.

Под предлогом высоких закупочных цен и конкуренции со стороны интернет торговли, ритейлеры искусственно завышают цены и вынуждают производителей постоянно устраивать промо акции. Более того, к огромному сожалению, нередки случаи, когда ритейлеры намеренно вносят корректировки в указанную дату истечения срока годности товара, тем самым, ставя здоровье потребителей под удар. 

В регуляции со стороны законодательства нуждается, в целом, право современного потребителя, которому сейчас как никогда нужна защита со стороны государства. В регуляции нуждаются не только незащищенные группы населения - дети, подростки и пожилые люди, но и все субъекты рынка. Пока стратегия представляет собой довольно большой список намерений со стороны государства, и очень большим вопросом будет, как всегда, реализация этих намерений, поэтому однозначно судить именно о качестве и продуманности этого документа пока сложно, однако конкретные шаги в сторону улучшения жизни потребителей со стороны правительства - уже крайне позитивный фактор, демонстрирующий готовность нашей страны к изменениям.
 

1202 просмотра
Меркурий
Комментарии

Информационные технологии
спреды
эвс
растительное молоко

Подпишитесь на еженедельный дайджест

Пальмовое масло

ATL

Аналитический центр Milknews
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия