компоненты

Денис Дородных Нужно сделать наш рынок прогнозируемым, а не стабильным


Milknews продолжает серию интервью с руководителями крупнейших компаний на молочном рынке. В новом выпуске - разговор с генеральным директором ПО «Дмитрогорское» (“Агропромкомплектация”), депутатом Законодательного собрания Тверской области Денисом Дородных о ситуации в секторе и инвестиционных планах компании.


Milknews: Возможно, банально начинать разговор с вопроса про ценовую ситуацию, но это то, что в данный момент больше всего волнует отрасль. Разделяете ли вы опасения по поводу обрушения рынка из-за падения цен на сырое молоко?

Денис Дородных: Конечно, ситуация в секторе в данный момент сложилась нестандартная: несмотря на традиционно дефицитный сезон, цены на молоко рушатся. За Уралом, насколько я знаю, некоторые хозяйства сливают молоко в канализацию, так как продавать его некому, оно никому не нужно. Я уверен, что сегодня чрезвычайно необходимо вмешательство в ситуацию государственных органов. Понятно, что бизнес может со своей стороны подсказывать, предлагать решения - для этого и создаются союзы, но предпринимать какие-то шаги для снижения давления на рынок точно необходимо. Проблема есть и крайне серьезная.

Milknews: Нужно ли для этого закрывать поставки из республики Беларусь?

Дородных: Не мне об этом судить, но если говорить с наскока, не углубляясь в проблему, то скорее да. Это в краткосрочной перспективе помогло бы стабилизировать рынок.

Milknews: Вашу компанию затрагивает общероссийское падение цен? Или ваша вертикальная интеграция позволяет нивелировать такие риски?

Дородных: Конечно, наша вертикальная интеграция - это большой плюс. Вы знаете, что самое важное? Когда у нас на рынке происходят непрогнозируемые скачки или падения, вертикальная интеграция позволяет потушить их или нивелировать. Доходность холдинга в такие моменты стабильна и в молочном направлении, и в мясном.

В целом, я считаю, одна из главнейших задач - сделать наш рынок именно прогнозируемым. Именно прогнозируемым, а не стабильным! Ведь стабильная стагнация никому не нужна. На сегодняшний день все долгосрочные прогнозы в один момент становятся бессмысленными - с такими обрушениями цен на молоко. Необходима благоприятная и прогнозируемая среда для развития бизнеса. Только тогда в сектор будут приходить инвесторы.

Milknews: Вы, наверняка, общаетесь с соседями, с близлежащими хозяйствами. Насколько сильно сейчас отличается цена в районе, в области?

Дородных: В целом в регионе базовая цена на сырое молоко колеблется от 19 до 25 рублей за кг без НДС с учетом текущего падения. До снижения цен традиционная вилка была от 22 до 25 рублей за кг.

Я по большей части работаю на своем сырье. Внутри компании у фермы с заводом заключен годовой контракт по установленной рыночной цене. При более свободном рынке я работал с внешними компаниями, да и любому переработчику мог продавать свое молоко высшего сорта по довольно высоким ценам благодаря его качеству.

Milknews: Вы считаете это справедливой ценой? Позволяет ли она инвестировать хозяйствам в дальнейшее развитие?

Дородных: Я считаю, что если ты эффективно работаешь, то эта цена более чем приемлема. 25 рублей как базовая стоимость литра молока вполне позволяет развивать бизнес.

Сидеть и ждать, пока государство решит все проблемы в отрасли – не совсем правильно. Необходимо самому в первую предпринимать шаги по оптимизации затрат и повышению производственных показателей. Государственная поддержка – это дополнение к грамотному управлению предприятием. Мы работаем. Да, когда появдяется возможность, мы претендуем на господдержку, и данные средства направляем на развитие бизнеса. Многие предприятия молочной отрасли акцентируют внимание государства на финансовой поддержке из бюджета. Но у большинства из них после получения субсидий эффективность бизнеса не повышается.

Сложность всей отрасли, конечно, в том, что не все умеют инвестировать прибыль в дальнейшее развитие. Когда их бизнес начинает рушиться, они просят субсидий, но это лишь позволяет им выжить, еле-еле держаться на плаву. Но это совсем не значит, что все малые хозяйства неэффективны. Есть множество положительных примеров и среди них, в том числе и в Тверской области.

Milknews: Какие у вашей компании планы по развитию?

Дородных: Мы начали строительство молочного комплекса КРС еще на 6000 голов КРС в Курской области. Сейчас завершается стадия проектирования, впереди выход на строительство. Что касается долгосрочных перспектив, на ближайшие 4-5 лет, возможно мы будем строить еще один такой комплекс. А потом будем смотреть, как меняется рынок. Еще раз подчеркну: чего мне не хватает - это прогнозируемости.

Мы планируем увеличивать мощности своего завода и сами перерабатывать этот объем. Наш новый молокозавод был построен под три молочно-товарных комплекса - под переработку 240 т сырого молока в сутки. Строительство третьего комплекса будет завершающим этапом по выводу завода на проектную, планируемую мощность.

Но я вижу, как развивается рынок, куда он движется, и уже сейчас думаю о том, чтобы расширять перерабатывающие мощности в рамках текущей площадки. Мы намеренно строили завод так, чтобы оставить в цехах свободные площади для потенциального расширения.

Milknews: К введению электронной ветсертификации 1 июля вы готовы?

Дородных: Мы готовы. Есть некоторые сложности, но в ближайшее время мы решим оставшиеся проблемы. Наш молочный завод стал одним из 10 участников пилотного проекта Россельхознадзора по электронной ветеринарной сертификации молочных предприятий России. Интеграция с государственной системой «Меркурий», во-первых, говорит о полной открытости нашего молочного производства для органов государственного контроля, т.к наша продукция производится только из сырья, полученного с собственных животноводческих хозяйств, и соответствует всем нормам качества и биобезопасности. Во-вторых, нововведение позволит нам иметь доступ к единой электронной системе, где будет отображаться информация о всех перемещениях наших грузов молочной продукции. Рассчитываем, что в числе прочего введение этой системы поможет в борьбе с фальсификатом.

Milknews: Вы говорите, что видите, как развивается рынок. Куда он движется?

Дородных: Он развивается очень динамично: очень большое внимание уделяется качеству продукции, много новых производителей выходит на рынок, при этом сильный акцент делается на сыры, на сырные производства. Последняя выставка Продэкспо, была тому примером, была широкая представленность сыров.

Сыры - это хорошо, но это не продукт повседневного спроса. Если мы говорим об объемистых производствах, то это все-таки цельномолочная, творожная группа. Понятно, что сыр удобнее продавать в большом количестве регионов, возить на дальние расстояния, но сегодня возят даже стерилизованное молоко из Тверской области за Урал. Хотя, конечно, сегодня стерилизованное молоко не является точкой роста. На волне роста - пастеризованное молоко с длительными сроками хранения.

Milknews: Какие еще категории сегодня достойны особого внимания? Куда стоит вкладываться и наращивать объемы?

Дородных: В реальности растут категории, которые стоят недорого. В регионах растет категория молока в пленке. Это, конечно, не самый позитивный сигнал. В Москве при этом растет категория питьевого молока в бутылке и продуктов с низким содержанием жира.

Я не считаю, что здесь нам нужно целиком подстраиваться под спрос и переходить, к примеру, только на молоко в пакетах. Все понимают, что маржинальность этого продукта довольно невысокая. Нужно продавать то, что мы хотим продать, что нам интересно. Доля рынка всегда найдется - он большой и емкий. Да, нужно добиваться своего места на полке. Да, требования и правила у торговых сетей довольно жесткие, но за уровень комфорта приходится платить: потребителю сегодня не нужно никуда ездить, в одном магазине все есть, ассортимент огромный. Конечно, трудно заходить в сеть с новыми брендами, когда тебя никто не знает: конкуренция очень высокая, но нужно работать, трудиться. В сложностях реализация нельзя винить только ритейл. Мы считаем свою прибыль с литра молока, они - с метра полки. В целом такие требования диктует потребитель, который стал сейчас очень разборчивым. Он сегодня не готов платить за расслабленность и недоработки производителей!

Milknews: Сейчас также популярно говорить об экспорте. Вы не думали искать спроса за границей? Или вы не верите в это?

Дородных: Нет, почему же, я верю. Но я считаю, что и в России можно прекрасно продавать свой продукт. Хотя если экспорт будет финансово оправдан, то почему бы и не попробовать.

Milknews: Вы часто ездите в другие страны. Чей опыт наиболее интересен и релевантен?

Дородных: Да, мы много времени уделяем изучению мирового опыта, в основном европейского и американского. Практически весь завод по переработке молока, который мы построили год назад, мы с технологической точки зрения привезли как идею из таких путешествий. Рецептуры были нашими, а оборудование мы закупали и итальянское, и польское, немецкое. В итоге наши схемы работы хоть и близки ко всем крупным перерабатывающим компаниям, но со своими изюминками.

Я считаю, что мы как страна находимся на довольно высоком технологическом уровне в секторе переработки. Мне сложно говорить о состоянии рынка за Уралом, но в целом у нас хороший уровень продукции по отрасли. Если говорить о молочном скотоводстве, о промышленном производстве молока, я на Европу давно не ориентируюсь. Для них мегаферма - это 400 голов, а для меня - это половина моего коровника.

Роботы - это тоже довольно локальная, семейная история со своими ограничениями. Я больше ориентируюсь здесь на Северную Америку, Канаду и Ближний Восток. Там мегаферма - это 4000 дойных голов. В деревне может стоять обычная типовая ферма на 1500 дойного стада, которая не является частью крупного холдинга. Я думаю, именно это наш тип развития: у нас слишком большие площади, надо их использовать эффективно и быстро.

Milknews: Почему мы не пошли по европейскому пути, не смогли создать кооперативы?

Дородных: Думаю, во многом это особенности нашего бытия. Вопрос доверия и взаимопонимания. Не верю, что в ближайшее время в России сможет появиться сильный кооператив.

Milknews: Отрасль в последнее время стала довольно модная. О своих инвестиционных намерениях заявили тайцы, вьетнамцы, хипстеры ударились в сыроделие. Что вы бы посоветовали тем, кто только приходит на рынок?

Дородных: Я российский гражданин, и мне немного обидно, когда иностранная компания заявляет, что придет и построит комплекс на 30 тыс голов. Неужели у нас нет своих инвесторов, которые придут, засучат рукава и построят такой комплекс? Я бы не стал им ничего советовать. Раз хотят прийти и построить, то, наверное, они и без меня все знают.

Milknews: Тем не менее иностранные инвесторы приходят на российский рынок с дешевыми финансовыми ресурсами, что позволяет им быть более конкурентоспособными. Какие еще причины нашей более низкой конкурентоспособности вы видите?

Дородных: Доступ к дешевым кредитным средствам - это важная причина. Думаю, что она находится на втором месте после проблемы совершенной непрогнозируемости рынка. Других я не вижу. Все остальное мы обязаны сами сделать, это и есть бизнес.

Milknews: У вас есть статус племенного завода по разведению голштинской породы. Что он вам дает, что изменил в работе?

Дородных: Для меня это скорее признание заслуг. В работе он не изменил ничего, мы как работали на высоком уровне, так и продолжим. Статус дал нам преимущества в части продажи нетелей, но и наложил обязательства, что я не только могу держать эту планку, но и обязан делать это.

Milknews: Как вы оцениваете состояние племенного скотоводства сегодня? Какие проблемы самые острые?

Дородных: Первая и самая главная проблема, которую срочно нужно решать, - это дефицит кадров. Необходимо обучать, обучать и еще раз обучать, создавать достойные условия труда на селе. Главный зоотехник “Дмитровой горы” - коренная москвичка с двумя высшими образованиями с английским и немецким языком. Она получила профильное образование в столице, а сейчас живет у нас в селе, ее муж тоже работает у нас. У людей изменилось отношение к сельскому хозяйству. Больше не стыдно работать в АПК, но нам теперь требуется создать такие достойные условия жизни, чтобы они здесь оставались и развивались.

Milknews: Компании в этом году 30 лет. Что для вас самое ценное, чем вы гордитесь?

Дородных: Я горд тем, что я часть одной большой команды. Мы отличаемся от многих коллег в своем подходе, где в работе большой компании в первую очередь важна система. Большинство руководителей крупных предприятий не знают всех своих сотрудников, их имен. Для нас более важны люди, и в этом мы, наверное, более “восточная” компания.

История “АгроПромкомплектации” в России началась с тех 400 человек, которые приехали за Сергеем Анатольевичем (Новиковым - генеральный директор компании - прим.ред.) из Казахстана. Когда я стал руководителем предприятия “Дмитрогорское”, первое, что он мне сказал: “Ты должен знать по имени всех своих работников”. Когда я прихожу на новые предприятия, которые мы только открыли, меня посещает легкое чувство неловкости, что я кого-то еще не знаю. Я привык, что я захожу на дойку и знаю, кто чем дышит, кто чем живет, и сотрудники это знают, и, я уверен, отдаются работе по-другому.

Это самое главное достижение компании. Здесь нет посторонних, преходящих людей. Всех сотрудников, в том числе продавцов из магазинов, мы привозим на производство, чтобы они тоже прониклись этим духом. Они тоже частичка большого бизнеса, которым нужно гордиться.

1522145197

7788 просмотров

2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы