Сергей Исаев, «Кизельман Бел». Беларуси необходимо диверсифицировать рынки сбыта молочной продукции
По данным Минсельхозпрода Беларуси, самообеспеченность республики молоком составляет 263%. Из всего произведенного в стране молока - около 5 млн тонн (64%) направляется на экспорт. О том, как оптимизировать экспортные каналы страны, Milknews рассказал директор компании «Кизельманн Бел» Сергей Исаев.
Ключевым рынком сбыта для Беларуси по-прежнему является Российская Федерация. По данным Минсельхозпрода, в Россию поставляется 74,4% от общего объема белорусского экспорта продуктов питания. Однако внутренний молочный сектор России стремительно развивается. По прогнозу Минсельхоза РФ, к 2027 году страна достигнет порогового значения в 90% по самообеспеченности молоком.
Уже сейчас уменьшились объемы поставок в Россию сухого обезжиренного молока. Производство СОМ в России тоже растет, а также увеличились закупки и производство сырого молока. Основной экспорт СОМ теперь осуществляется в Китай.
Другим важным товаром, ввозимым Россией из Беларуси, являются сыры.
По данным Союзмолоко, потребление сыров в России за последние 5 лет выросло на 26%, в то время как их отечественное производство за первые пять месяцев 2022 года увеличилось на 4,6% по сравнению с 2021 годом. В настоящее время объем белорусских сыров на рынке России достаточно велик ― согласно информации Союзмолоко, в настоящее время около 28% всего объема потребляемых сыров приходится на привоз из-за рубежа. Но еще 8 лет назад импортные товары занимали 53% рынка. В этом году, с учетом быстрого развития молочной отрасли и снижения покупательской способности, российский рынок оказался перенасыщен сырами.
Хотя Российская Федерация остается самым близким торговым партнером, в долгосрочной перспективе следует задуматься о новых рынках экспорта. Необходимо диверсифицировать рынки молочной продукции, искать новые направления для экспорта с учетом особенностей культуры потребления каждой страны.
На втором месте, после Российской Федерации, по доли экспорта из Беларуси находится Казахстан, на третьем ― Китай. В 2021 году Беларусь вышла на новые рынки, такие как Кувейт, Замбия и Антигуа, осуществив поставки молочной продукции в 55 стран мира.
Экспорт молочной продукции на мировой рынок должен стать магистральным направлением. Следует развивать переработку молока в стране, чтобы экспортировать не только сырье, но и готовые продукты с высокой маржинальностью, например, творог. Также настоящее время хорошо развивается производство сыров. Твердые и полутвердые сорта, имеющие долгий срок годности, выгодно экспортировать на дальние рынки. Важно не только продавать голый продукт, но и фасовать его так, чтобы люди в других странах узнавали белорусские бренды.