Ольга Кобелева, «Кефир-Групп» Планируем развивать экспорт и выходить на новые рынки внутри страны
Дефицит сырья летом прошлого года привел к падению выручки и объемам производства по итогам 2023 года в компании «Кефир-Групп». В этой связи производитель сделал ставку на выпуск растительных продуктов. Насколько перспективным является данное направление, какие планы у компании по выходу на экспорт, а также преимуществах стеклянной тары, в интервью Milknews рассказала бренд-директор компании «Кефир-Групп» Ольга Кобелева.
Milknews: Расскажите о ваших производственных площадках. Где они расположены, и какие виды продукции выпускают?
О. Кобелева: Первый завод у нас расположен в Ивановской области, там мы производим традиционное сливочное масло, творог, сметану, кефир, питьевое молоко, сырье для которого закупаем у фермеров. Это всё продукты с небольшими сроками хранения, поэтому мы реализуем их только на территории Ивановской области - к сожалению, в Москву и регионы они не идут.
Второй завод в Челябинской области является основным по производству растительных продуктов по технологии топленого масла, твердого масла, творога, сметаны, майонеза и прочего.
Третье производство у нас коммерческое, оно расположено в Рязани. Мы арендуем площади на заводе и там фасуем свою продукцию, к примеру, сгущенку, майонез. Нам это удобно, потому что площадка находится ближе к Москве, к нашему распределительному центру, и иногда мы закрываем возникшие потребности этим заводом.
Milknews: Каковы итоги работы вашей компании за 2023 год? В частности, каковы результаты по выручке и объемам производства?
О. Кобелева: По итогам 2023 года по выручке и объемам производства у нас отмечено падение. Это связано с рядом факторов. Прежде всего, дефицит сырья и повышение цен на молочное сырье летом прошлого года. Соответственно, мы не можем удовлетворить все запросы по объемам продукции от клиентов. А запросов очень много - сливочное масло и продукты из него нужны всем. То есть в целом год стал неудовлетворительным для нас.
Milknews: Как решаете возникшие проблемы? Какие меры были предприняты, чтобы нивелировать дефицит сырья?
О. Кобелева: Мы предлагаем клиентам продукты на растительной основе, которые при этом ничем не хуже, например, сливочного масла. Мы движемся в данном направлении, разрабатываем рецептуру продукции, усовершенствуем и улучшаем её для того, чтобы покупатель при употреблении данного продукта не чувствовал дискомфорта и разницы между сливочным маслом и продуктом на растительной основе.
В целом замена продуктов животного происхождения растительными – это общемировая тенденция. Всё это вызвано необходимостью удовлетворить постоянно растущий уровень потребления.
Milknews: Каким образом покупатель отреагировал на появление на полке продуктов, которые являются альтернативой «молочке»? Как изменился спрос на молочную продукцию?
О. Кобелева: У нас в стране покупатель к этому не подготовлен. На Западе потребители уже к этому привыкли – растительные продукты у них давно лежат на полках магазинов. И там многие предпочитают молочным товарам продукцию на растительной основе, потому что у неё есть свои преимущества - в ней меньше холестерина, транс-жиров. Там даже спрос на подобную продукцию стимулируется государственными программами.
В России, к сожалению, существует стереотип недоверия продуктам на растительной основе – всех запугали пальмовым маслом, спредами и прочим. А на самом деле, если сравнивать по вкусовым и физическим особенностям, по влиянию на здоровье, то по некоторым показателям такой продукт на голову выше, чем традиционный. Просто Россия – консервативная страна, и мы привыкли к традиционным продуктам.
Но вектор в сторону увеличения количества растительных продуктов на полках магазинов есть.
Milknews: Где вы закупаете сырье для вашей линейки продукции или производите его сами?
О. Кобелева: Мы сотрудничаем с крупными компаниями, которые импортируют растительное сырье в нашу страну, к примеру, кокосовое, пальмовое и оливковое масла. Также Россия – первая в мире страна по объемам производства подсолнечного масла, и мы закупаем его здесь, а соевое и рапсовое масло ещё и в Белоруссии. То есть мы закупаем компоненты и делаем из этого продукт, который составляет конкуренцию обычному сливочному маслу.
Milknews: В ассортименте вашей компании присутствуют халяль, масло ГХИ. Почему вы решили зайти в эти ниши?
О. Кобелева: Что касается халяль, то у нас многонациональная страна, и мы увидели растущий запрос на такие продукты, который мало, кто удовлетворял. А по поводу ГХИ и топленого масла – это очень сильно растущий сейчас рынок. Не побоюсь этого слова, мы, возможно, первые в России, кто начал вообще производить топленое масло – это был примерно 2015 год. В то время его не было видно на полках магазинов.
И мы поняли, что это традиционный продукт, который употребляли наши бабушки, сами его топили, и в нем очень заинтересован потребитель. Но чтобы качественно протопить масло, нужно много времени и ресурсов. А чтобы сделать ГХИ, нужно вообще топить сливочное масло 8 часов. Поэтому мало у кого есть столько ресурсов, чтобы приготовить данные продукты. Хотя топленое масло очень полезно. Не зря в Индии масло ГХИ – это вообще культ. Кстати, мы показывали наше масло ГХИ, сделанное по аутентичной индийской рецептуре, индийцам, и они высоко его оценили.
Milknews: Вы используете стеклянную тару для своей продукции, почему?
О. Кобелева: Причины основные две. Это, конечно, экологичность – стекло экологичнее пластика, и его очень удобно использовать, как вторичную упаковку. И вторая причина стратегическая. Пластик – это конечно, хорошо, он дешевле, в каких-то моментах лучше для использования, он не бьется. Однако самый большой его минус – в нашей стране его очень мало выпускается. В то же время у нас есть крупные заводы, которые производит стекло. И мы решили так, «всегда в стране можно купить стеклянную банку, а вот пластик, если что-то случится, нет». И мы это поняли ещё до 2022 года и до санкций. То есть стратегически надежней использовать сырье, которое производится на территории России, чем то, что выпускают за её пределами. И время показало, что наш выбор оказался верным.
Milknews: Какие у вашей компании взаимоотношения с ритейлом? Для многих производителей это больная тема, как с этим у вас?
О. Кобелева: Если говорить о ритейле сетевом федеральном, то я тоже могу только пожаловаться. Работа у нас, как и у всех, наверное, с ним складывается очень сложно: не они к нам, а мы к ним «с протянутой рукой». Очень сильно прижимают по ценам, зарабатывать производителям не дают и ставят их в такие неудобные позы, что я вообще не понимаю, как некоторые компании могут выживать, продавая только в сетевой ритейл.
То есть для производителя сетевой ритейл должен быть только одним из каналов продаж, но не единственным. Потому что в противном случае, если тебя выпихнут с полки, то ты тут же закроешься. И таких примеров очень много. Причем выпихнуть с полки могут, даже если ты хорошо продаешься, просто «по блату». Поэтому мы, хотя и продаемся в федеральных сетях, в частности в Санкт-Петербурге, но это не ключевые наши партнеры и не ключевой канал сбыта.
И мы на него особо ставку не делаем. К слову, по 2023 году мы проанализировали продажи сливочного масла в одной из крупных торговых сетей, в которой мы представлены, и выяснилось, что мы продаем его в убыток 17%. Мы там стоим, чтобы была узнаваемость. А когда мы идем в традиционную розницу – оптовые рынки, магазины у дома, - там решение принимает не закупщик, а потребитель: если продукт продается, то тебя будут заказывать. И не важно, чей ты родственник.
Milknews: Так какие каналы сбыта для вас являются ключевыми?
О. Кобелева: Это дистрибуция, маркетплейсы, которые сейчас очень активно развиваются, традиционная розница, оптовики. Каналов немного, но они очень надежные и эффективные. Также мы сейчас выходим на экспорт: начали продавать в Узбекистан, Казахстан. С Китаем сложнее, потому что у него очень большие требования по сертификации и очень своеобразный рынок: китайцы сразу всё копируют под свои торговые марки. Поэтому Китай, конечно, рынок очень привлекательный, но пока мы не планируем на него заходить.
Milknews: Какие планы у вашей компании на ближайшие годы? Планируете ли реализацию инвестпроектов?
О. Кобелева: Прежде всего, мы планируем развивать экспорт и выходить на новые рынки внутри страны. Причем если раньше мы смотрели в сторону Запада, то теперь смотрим в сторону Востока, и рынок там очень большой и привлекательный. То есть мы хотим представлять нашу страну зарубежом с классным продуктом.
Что касается инвестпроектов, то у нас производство пока имеет нереализованные мощности, и мы будем их задействовать для наращивания экспортных поставок. Поэтому расширение производства зависит от спроса и экономической ситуации.