Александр Корбут Приостановка экспорта зерна, скорее всего, слабо повлияет на российское животноводство
Россия приостановила продажу зерна за пределы ЕАЭС до 1 июля. Это произошло после того, как закончились квоты, которые в конце марта ввёл кабмин РФ для стабилизации цен на внутреннем рынке. О том, что ожидает животноводческий сектор в связи с этим решением, будут ли расти цены и каковы прогнозы по новому урожаю, Milknews рассказал вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
Milknews: Повлияет ли решение о приостановке продажи зерна на экспорт на российское животноводство?
Александр Корбут: У России завершилась квота на экспорт зерна. Но он ещё будет продолжаться какое-то время, в течение месяца точно, пока всё, что по квоте задействовано, не будет реализовано. Как это повлияет на животноводство, довольно сложно сказать, потому что у нас основной объём экспорта - это пшеница 4 класса, то есть продовольственная, это не фуражная группа. Поэтому здесь встает вопрос экспорта ячменя и кукурузы. Их объёмы относительно небольшие, а те, которые заряжены, исходя из предварительных оценок, не смогут радикально повлиять на обеспечение зерном животноводческого сектора.
Milknews: Это как-то повлияет на цены на зерно?
Александр Корбут: Если фуражная пшеница 5 класса не экспортировалась, то она остается на внутреннем рынке. Грядет ли снижение цен на зерно, я не могу сказать, поскольку там есть ряд моментов, которые не вполне ясны. Например, мы не можем сейчас сказать, как это повлияет на мировой рынок. Может, он отреагирует тем, что раз Россия ушла с зернового рынка, то цены повысятся. На кукурузу мировые цены итак невелики, и ожидать их увеличения сложно, потому что американцы ограничили производство. Просто нет спроса в связи с падением цены на нефть и пандемией, соответственно, кукуруза дорожать на мировом рынке точно не будет. Вопрос, как среагируют у нас? И какой будет курс? Потому что в любом случае крестьяне будут ориентироваться и на спрос, а также будут смотреть на ситуацию на мировом рынке, потому что будет обидно, если там будет высокая цена, а у нас значительно ниже. Была информация, что все крупные животноводы зерном закупились, когда оно еще было достаточно дешевым, но часть фуражного зерна сейчас пошла на интервенцию. Что из этого попадет к животноводам и комбикормщикам, трудно сказать, потому что надо смотреть на общий баланс, а также узнать, сформировали ли они запасы зерна и на какой период. Надо наблюдать, произойдёт ли серьезный рост спроса на зерно со стороны животноводов и внутренних потребителей. Урожай ячменя нового года будет уже после 20 июня.
Milknews: Решение о приостановке продажи зерна на экспорт принято, чтобы поддержать внутренний рынок?
Александр Корбут: У нас рынок перенасыщен зерном. Я считаю, что у нас достаточно высокая насыщенность и большие запасы. Возможно, дело в снижении цены.
Milknews: Есть мнение, что из-за девальвации рубля поставлять зерновые стало выгоднее за рубеж, чем оставлять их дома, что в итоге может привести к дефициту уже в России. Вы с этим согласны?
Александр Корбут: Если не смотреть на ситуацию на нашем зерновом рынке, то так и должно было быть. Но по факту мы этого не видим. Как с квотой экспортировали 7 млн тонн, так и без неё столько же. Ослабление рубля автоматически привело к увеличению цен на зерно. Сейчас основным фактором, влияющим на ценовую ситуацию, будет погодный. Что будет у нас с погодой на юге? Пройдут ли дожди? Какие будут прогнозы урожая? Очень опасная вещь для него - почвенная засуха. Если до окончания всех майских праздников на Кубани, в Ставрополье и Ростове пройдёт несколько дождей, то все будет хорошо или даже замечательно. Если не пройдет, то будет сложно.
Milknews: Несмотря на аномальную зиму и возможную засуху, правительство весьма оптимистично оценивает объем будущего урожая – 125,3 миллиона тонн. Вы согласны с этим прогнозом?
Александр Корбут: Это нормальная, весьма объективная оценка. Я даю вилку в 122-127 миллионов тонн в зависимости от погоды.