Татьяна Крейтор, СБЕР Мы готовы рассматривать финансирование строительства новых молочных ферм и заводов переработки молока
Erid: 2SDnje1MhYW
Вопрос доступности государственной поддержки сегодня является приоритетным для молочной отрасли. О том, что происходит в последнее время в этой сфере, какие инструменты может предложить молочникам Сбер, идет ли на пользу отрасли тренд консолидации, как может помочь аграриям расширение присутствия Сбера в Индии, Milknews поговорил с лидером отрасли АПК в Сбере Татьяной Крейтор.
Milknews: Рост ключевой ставки негативно сказывается на доступности кредитов для аграриев. Какие меры предпринимает Сбер для решения вопроса?
Т. Крейтор: Сбер работает по более чем 15 госпрограммам. Из-за роста ключевой ставки мы наблюдаем резкое сокращение объёмов государственной поддержки, а также высокий интерес к продуктам IPO и Pre-IPO. Банк активно участвует в Фабрике проектного финансирования ВЭБ.РФ, софинансируя перспективные проекты, в том числе в агропроме. Мы продолжаем рассматривать новые инвестиционные проекты и финансировать уборочную кампанию. Важно, чтобы правила господдержки не менялись на протяжении всего периода реализации проектов.
Milknews: Что происходит в последнее время в сфере государственной поддержки?
Т. Крейтор: Требования государственных программ меняются по факту достижения тех или иных целей. Ключевые показатели продовольственной безопасности достигнуты, и поэтому сейчас страна ориентируется на экспорт сельхозпродукции. При высокой стоимости денег повышаются требования к эффективности инвестиций, в том числе в рамках национального проекта развития отечественного АПК до 2030 года. У каждого федерального округа — свои приоритеты в сельском хозяйстве. Но для всех важны баланс сырья и перерабатывающих мощностей, стоимость и качество логистики.
Что касается изменений в господдержке, отмечу, что впервые в агропромышленном комплексе выделены приоритетные и неприоритетные направления. Для отдельных подотраслей — например, для строительства тепличных комбинатов закрытого грунта — определены федеральные округа, где такие проекты могут быть поддержаны. А вот, скажем, субсидирование строительства новых маслоэкстракционных заводов (МЭЗ) не поддерживается.
Доля Сбера на рынке АПК продолжает расти. За 7 лет она выросла c 26 до 35%. Наша доля по льготной госпрограмме для АПК превышает 30%. Банк стал финансировать длительные инвестиционные проекты с самого начала действия программы. Наиболее эффективными инструментами мы считаем хедж на рост ключевой ставки, изменение курса валюты и аналитику с макропрогнозами для наших клиентов, проекты цифровой трансформации.
Milknews: Сегодня АПК переходит на экспортоориентированную модель развития, однако без финансовой поддержки производителям сложно выстроить экспортную логистику. Что Сбер может предложить экспортёрам?
Т. Крейтор: Банк профинансировал российский агропром почти на 100 млрд рублей по программе повышения конкурентоспособности. Мы проводим экспортные и импортные трансграничные платежи в национальных валютах с более чем 15 странами и предлагаем клиентам безопасные схемы расчётов через альтернативные каналы.
Если нужно выбрать оптимальный способ проведения расчётов с зарубежными партнёрами в различных валютах, я рекомендую позвонить на горячую линию Центра компетенций по ВЭД — она работает по будням с 8 утра до 10 вечера (время московское), номер 8 (800) 200-94-45. Оставить заявку на консультацию можно и на сайте банка.
Milknews: Каковы глобальные долгосрочные стратегические планы Сбера по работе в секторе АПК в целом и молочном сегменте в частности?
Т. Крейтор: Кредитный портфель АПК в Сбере составляет 2,2 трлн рублей — это 8% нашего общего кредитного портфеля корпоративных клиентов (23,5 трлн). Текущий объём инвестиционных кредитов в разной степени реализации у нас превышает 1 трлн рублей. Население Земли растёт, а это значит, что впереди много работы.
В молочном секторе мы готовы рассматривать финансирование строительства новых молочно-товарных ферм (МТФ) и заводов переработки молока. Но во главу угла мы всегда ставим баланс и эффективность.
Milknews: Какой объём занимает молочный сектор в кредитном портфеле Сбера по АПК?
Т. Крейтор: Доля молочного сектора в нашем портфеле по АПК — 10%, то есть 227 млрд рублей. Из них на молочное животноводство приходится 127 млрд рублей, а на производство молочных продуктов — 100 млрд.
Milknews: Приоритетное направление для Сбера — помощь предприятиям молочной отрасли через дополнительные сервисы. Что именно может получить производитель?
Т. Крейтор: Российская молочная промышленность вступила в эру цифровой трансформации. Сбер предлагает комплексный сервис DTaaS, который помогает компаниям эффективно проходить цифровую трансформацию и повышать эффективность бизнеса. Для этого мы в банке создали специальную позицию CSM (customer success manager, то есть менеджер по успеху клиентов). Проектные менеджеры и бизнес-аналитики Сбера работают вместе с клиентами, что ускоряет трансформацию — позволяет добиваться впечатляющих результатов в сжатые сроки.
Задача CSM — объективно оценить текущую ситуацию в компании и сопровождать клиента на всём пути трансформации, который включает пять этапов: 1) осознание идеи; 2) разработка стратегии трансформации; 3) реинжиниринг процессов и клиентских путей; 4) выбор или разработка цифрового решения; 5) его внедрение и масштабирование.
В приоритете у наших клиентов следующие задачи. Прежде всего это организация онлайн-продаж: создание интернет-магазинов, маркетплейсов и приложений, выход на ecom-площадки и интеграция с платёжными модулями Сбера. Большой запрос идёт на совершенствование системы управления предприятием: реинжиниринг и автоматизацию внутренних процессов — от ЭДО до ERP и других приложений внутренней архитектуры. Также в топе: цифровое производство — промышленный интернет вещей (IIoT), управление данными и процессами, внедрение моделей и решений; облачные технологии и инфраструктура —миграция в облако, оптимизация CAPEX и подготовка к масштабированию; кибербезопасность и надёжность бизнес-процессов — агроконсалтинг, выявление киберугроз, реагирование на них и их предупреждение.
Milknews: Консолидация в молочной отрасли продолжается, о чём свидетельствуют и рейтинги Milknews, которые в этом году в качестве флагманского партнёра поддерживает СберПро. Как вы считаете, консолидация идёт на пользу отрасли или это негативный тренд?
Т. Крейтор: В текущих экономических условиях консолидация необходима. Она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, у крупных компаний больше возможностей для управления прибылью и сохранения финансовой устойчивости в условиях отраслевых и общеэкономических вызовов, таких как рост себестоимости производства, сложности с поставкой комплектующих и доступом к технологиям, дефицит кадров и низкая конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке. Эти проблемы эффективнее решать на большом масштабе и с большими ресурсами. С другой стороны, консолидация может снизить продуктовое, качественное или ценовое разнообразие на рынке.
Тем не менее уровень консолидации в молочной отрасли всё ещё значительно ниже, чем, например, в мясном сегменте. Показательно, что на топ-30 молочных компаний России приходится 16% рынка, а на топ-30 мясных — 60%.
Milknews: Какая компания экосистемы Сбера способна помочь в анализе текущего состояния предприятия, в выявлении процессов, которые можно улучшить? Какие здесь могут быть выбраны новые стратегии для достижения лидерства и улучшения показателей?
Т. Крейтор: Это наша дочерняя компания Strategy Partners (АО «СПГ») — ведущий российский консультант. В этом году она отмечает 30-летие, в её портфолио — более 1500 успешных проектов в ключевых отраслях экономики.
В Strategy Partners действует отдельная практика «АПК и потребительский сектор». В агропроме у компании богатый опыт стратегических и маркетинговых исследований, разработки стратегий, концепций и бизнес-планов, подготовки документов для получения финансирования и господдержки. Коллеги глубоко погружены в повестку всех ключевых подотраслей российского АПК, а также охотно берутся за проекты в сфере производства товаров массового спроса, фармацевтики и здравоохранения, розничной торговли.
К примеру, производителям молочной продукции Strategy Partners способна помочь проанализировать текущее положение вещей в своём бизнесе и найти точки роста. Компания предлагает как разработку долгосрочных стратегий, так и решение сложных тактических задач — например, анализ рынков сбыта для молочных продуктов в период низких цен. В результате предприниматель может лучше планировать производство и минимизировать риски переизбытка молока на рынке.
Milknews: Сбер наращивает своё присутствие в дружественных странах, в том числе в Индии. Как именно происходит интеграция и что она может дать российским аграриям?
Т. Крейтор: За последние три года товарооборот между Россией и Индией вырос в пять раз. В 2023/2024 индийском финансовом году (завершился 31 марта 2024 года) он составил 65,7 млрд долларов США.
Основной драйвер роста российского экспорта — сырая нефть, но отличились и аграрии. Успешно стартовал экспорт из России бобовых, которые составляют основу рациона индийцев: объём поставок в этой категории достиг 220 млн долларов. Высоким спросом пользуются российские растительные масла: экспорт подсолнечного масла составил 1,1 млрд долларов (+25%), соевого — 200 млн (+81%). Из Индии в Россию в основном поставляют креветки (148 млн долларов), чай (77 млн), рис (65 млн) и буйволятину (56 млн).
В Индии Сбер работает с 2010 года. Реагируя на расширение двусторонней торговли после 2022 года, банк в дополнение к штаб-квартире в Нью-Дели открыл второй офис в Мумбаи — деловой столице страны. Число сотрудников Сбера в Индии уже достигло нескольких сотен и продолжает расти. Регулярно выводятся на рынок новые продукты для участников ВЭД с Индией.
Индийские эксперты указывают на хорошие перспективы совместных пищевых производств, в том числе в свободных экономических зонах. Сбер обладает достаточными ресурсами и компетенциями, чтобы помогать привлекать инвестиции в такие проекты.
Мы предлагаем клиентам рассчитываться с индийскими партнёрами в рупиях. Это безопасно и быстро, ведь международная межбанковская система SWIFT в таком случае не используется, банки-корреспонденты не задействуются. К тому же клиентам Сбера не нужно вносить изменения в контракт, если его сумма указана в долларах или евро: платёж всё равно пройдёт в национальных валютах.
Большое внимание мы уделяем знакомству бизнесменов двух стран и развитию доверительных отношений. Сегодня потенциальный клиент может обратиться в офис Сбера в Москве, Нью-Дели или Мумбаи — и наши эксперты помогут ему найти и проверить контрагента, провести предметные переговоры, структурировать контракт и так далее.
В последнее время предприниматели стали обращаться к нам и по кадровым вопросам. Поэтому мы бесплатно организуем переговоры с индийскими и российскими рекрутинговыми агентствами для привлечения из Индии кадров, прежде всего рабочих специальностей. А также обеспечиваем прибывающих работников зарплатными картами и надёжным каналом для перевода денег на счета в индийских банках.
Доказал свою актуальность и запущенный в марте этого года курс СберУниверситета Doing Business With India. На нём эксперты, включая сотрудников нашего индийского филиала, делятся опытом взаимодействия с индийскими партнёрами, объясняют не только юридические, но и культурные нюансы работы в этой самобытной стране. Это тоже наш вклад в развитие экономических отношений двух стран.
Реклама. ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ», ИНН 7707083893