компоненты

Лоренцо Трашинелли Нужно дать всем возможность играть по одинаковым правилам


На этой неделе в Москве прошел Global Dairy Congress, на котором Milknews удалось поговорить с генеральным директором ООО «Пармалат МК» Лоренцо Трашинелли, который редко дает интервью и делает публичные заявления. Его взгляд на рынок, проблему сертификации и российский пармезан - в нашем блиц-интервью.
 
Milknews: В последнее время много говорят о невероятно радужных перспективах экспорта российских молочных продуктов. Разделяете ли вы такой оптимизм?
 
Лоренцо Трашинелли: Я считаю, что дефицит молока в 22% - это пока ещё далекие от оптизима показатели. Прежде чем выйти на экспорт, нужно полностью обеспечить свои потребности. Кроме того, для регулирования цены внутри России зачастую используются не совсем рыночные механизмы, например, открытие или закрытие поставок из Беларуси. Там, где рыночные правила не работают, появляется регулируемая отрасль.
 
Milknews: Тогда каким образом регулировать поставки? Не мешала ли вашей компании Беларусь как конкурент?
 
Трашинелли: Конкуренция - это непросто, но это делает рынок сильнее. Сегодня готовые продукты оттуда спокойно могут поступать в Россию. Это в принципе также оказывает давление на производителей сырья.
 
В России есть Таможенный союз, и должно быть ясно с самого начала, какой объём будет поступать. Если есть формальный баланс, который они не соблюдают, то нужно так и сказать:”Ты не соблюдаешь баланс, всё, граница закрыта”.
 
Milknews: Такая волатильность свойственна исключительно нашему рынку?
 
Трашинелли: Да, только России, в Европе это уже в прошлом.  Даже когда отменяли квоты, молочники знали: решили, так решили, это навсегда, убрали квоты. В России не знаешь будет, что-то или нет, будет открыта Беларусь или нет.
 
В этом году мы восемь месяцев жили в условиях очень большого объема молока, а сейчас оно всё исчезло, закончилось. Я работаю в России уже 20 лет, и каждый год я гадаю, будет молоко или нет, какая цена у него будет. Мы не можем прогнозировать, и немного напрягает меня.
 
 
 
Milknews: У как у крупной компании наверянка заключены долгосрочные контракты с поставщиками сырья. Почему тогда для вас каждый год - загадка?
 
Трашинелли: Мы в этом году выросли на 25% в объёмах. В России нет такого количества контрагентов, которые могли бы обеспечить такой прирост. Мы работаем с “ЭкоНивой”, “Трио”, “ЭФКО” - все это крупные производители центральной России. Но опять же они не могут (да и мы не хотим), чтобы они обеспечили полностью нас сырьем, потому что как известно, большие контрагенты значит высокие цены.
 
Ведь мы как компания не конкурируем на полке не только по йогурту через богатство ассортимента, у нас есть ещё базовый продукт - молоко. Жидкое молоко - это крайне низкодоходная категория, и поэтому для нас очень важна цена сырья.
 
Milknews: Вы вообще верите в развитие категории питьевого молока? Есть мнение, что его будут все меньше и меньше потреблять.
 
Трашинелли: Конечно, мы понимаем, что питьевое молоко не растёт последние 4 года. Но нам есть, куда развиватьяся. Например, этом году мы получили от Роскачества большое количество знаков отличия за лучшее молоко, кефир, ряженку. Мы всё равно воюем на нашем рынке и понимаем, что мы сегодня не самый крупный игрок в России и еще есть, куда расти. Мы выросли на 25%, это 30 млн литров готового продукта, а поскольку потребление не очень большое, то значит, что кто-то лишился этих 30 млн.
 
Milknews: Планируете ли вы развивать какие-то ещё продукты, например, напитки из сока, воды с сахаром и молока, которые так популярны в Китае?
 
Трашинелли: Пробовали: у нас был проект “Санта Джус”, ведь мы ещё и производители сока, но этот проект был не до конца успешным, поэтому мы его приостановили. Мы вводили также молоко для людей от 60 лет и выше, но это также пока в России не работает - у нас пенсионеры бедные, они либо будут покупать плёнку, либо просто меньше потреблять молоко.
 
Мы сейчас попробовали себя в новой нише, которая нам нравится,  - это низколактозная продукция. Мы видим, что есть спрос, потому что есть люди, которые не могут переваривать молоко. Такое молоко также предпочитают потребители, которые хотят больше заботиться о себе или любят попробовать все новое, и разумеется, это категория покупателей с более высокими доходами.
 
Milknews: Не кажется ли вам, что это погоня за модой? Очень модно придумывать себе всякие аллергии, на тот же глютен.
 
Трашинелли: Сейчас, к сожалению, аллергий становится всё больше и больше. Когда были моложе, аллергий никто не знал, а сейчас их много - факт. Мы - бренд, мы должны следить за такими трендами. В то же время в Италии и Франции, где у нас есть производство и продажа жидкого молока, доля витаминизированное молока в общей доле продаж “Парламат” - 30%. Понятное дело, там люди побогаче. В России мы несколько лет назад попробовали вводить эту категорию - витаминизированное молоко - и увидели, что это не работает. Русский покупатель не любит добавки: зачем добавлять витамины, если я могу пойти в аптеку и купить всё, что мне нужно? Не хочу я, чтобы мне добавляли, то что считают правильным.
 
Еще один парадокс: у нас есть ещё одно витаминизированное молоко, но оно низкокалорийное, и его как раз покупают хорошо. Когда мы 20 лет назад в России только вводили низкожирное молоко, было много жалоб на то, что это вообще не молоко, а мы тогда выиграли, и сейчас это популярный товар.
 
Milknews: Может быть, вы просто опередили время и можно еще раз вернуться на российский рынок с витаминизированным молоком, но чуть позже, когда он созреет?
 
Трашинелли: Может быть, но сейчас мы видим, что компании больше нас, например, PepsiCo, сняли почти всё витаминизированное молоко. Объёмы продаж не позволяют сохранять его в линейке, потому витамины стоят дорого, а у потребителей все еще есть предрассудки, что эти специализированные витамины, комплексы витаминов наверняка не работают. Мы решили, что это не наша тема.
 
Milknews: А чувствуете ли вы давление со стороны маленьких игроков, которые сейчас начинают захватывать рынок? Или у вас конкуренция идёт с более крупными компаниями, такими как PepsiCo с Danone?
 
Трашинелли: Нет, разумеется, маленькие компании очень агрессивные. Большие всегда работают по правилам, строго контролируют и отбирают поставщиков, они всегда полагаются на себя. У маленьких зачастую контроль качества - не 100%, не всегда до конца известно, что они делают. Разумеется, часто их цена ниже.
 
Milknews: Если бы вы сейчас были одиночным инвестором из России, вы бы пошли на молочный рынок?
 
Трашинелли: Это очень скользкий вопрос, как производитель сырья - может и да.
 
Milknews: Но не в переработку?
 
Трашинелли: В переработку молока - нет, а в сыр - да. Мы видим, что производство сыра растёт, ведь до этого его вообще не было в России, а молоко не растет, потому что выгода очень низкая.
 
Milknews: Не пугает ли вас в таком случае вероятность отмены санкций?
Трашинелли: Да, есть риск. Но в России всегда можно делать базовый сыр, всё-равно не будет здесь Камамбера, Пармезана. Пармезан - это не просто сыр, а целый концепт, это еще и традиции, воздух, культура. Можно назвать сыр “Тульским”, “Сыр из Смоленска”, но это не секси.
 
Milknews: То есть в целом не нужно выпендриваться и делать хороший российский или костромской сыр?
 
Трашинелли: Да. И никакие санкции не помешают. Сейчас не тот курс, что 5 лет назад, когда импорт был очень мощным, когда можно было возить буратту самолётами. Сегодня, если откроют границу, она будет в два раза дороже.
 
Milknews: Сейчас начала появляться российская буратта. Она нормальная?
 
Трашинелли: Нормальная, они используют наши сливки. В свежих сырах у российских производителей получается производить продукт высокого качества, а в твёрдых пока нет.
 
Milknews: Это отсутствие какой-то должной квалификации или сырья?
 
Трашинелли: Всё вместе. Пока недостаточно опыта и нет необходимых специалистов, а сырьё не всегда можно найти качественное и стабильное. И третье: секрет рецептуры - опять же воздух, концепт.
 
Milknews: Сегодня в России при этом активно пытаются защищать свои концепты и традиции. Актуально ли это сегодня?
 
Трашинелли: Есть масло Вологодское, и покупатели понимают, что это такое. Покупатель - король, и если он готов платить за гарантии, сертификацию и качество дополнительные деньги, то это будет работать. Если есть возможность гарантировать дополнительное качество и уникальное происхождение из конкретного региона от начала до конца, от сырья из Вологодской области до масла, тогда это имеет смысл, если нет, тогда это фикция.
 
Milknews: Второе, что вы сказали, что вы бы пошли в сырье. Вы бы построили мегаферму или какую-то локальную?
Трашинелли: Я до конца не понимаю, насколько это просто и прозрачно - механизм получения субсидирования, а такой проект - это большие деньги, окупаемость в 10 лет. Должна быть реальная поддержка от государства, либо нужно делать, как в Канаде, где государство скупает всё молоко и по установленной в зависимости от качества цене продает далее контрагентам. Государство хотя бы контролирует качество.
 
Сейчас мы часто говорим о борьбе с фальсификатом. Но мы сами виноваты в ситуации, что потребитель запуган. Регламентом на молоко запретили использовать сухое молоко. А зачем? Раньше, когда не существовало запрета, летом все сушили своё молоко, а зимой его восстанавливали. У нас говорят: вот химия, вот порошок. Какая химия? Если ты сушишь нормальное молоко, без добавок, без антибиотиков, и сушишь его таким, то это хорошее молоко.
 
Milknews: Считаете ли вы, что для борьбы с фальсификатом необходимо было вводить “Меркурий” на готовую продукцию?
 
Трашинелли: Одна часть из этого проекта однозначно хорошая - электронная сертификация сырья. Когда начали второй этап - полный трекинг до конечного покупателя, это было немного too much. Необходимость возить сертификат каждый день, вводить в него номер машины, которая будет возить конкретно этому клиенту конкретно эту партию - всё это нереально. Мы продаём скоропортящиеся продукты. Молоко я произвожу в основном ночью, то есть я только завтра узнаю, в каком количестве и куда оно уедет. Как я могу сейчас подготовить все документы, не имея молока? Это нереально. Вот почему и Danone, и PepsiCo так и сказали - нельзя вводить такую систему для нашей специфической продукции.
 
Milknews: Как в других странах, по вашему опыту, обстоят дела с фальсификатом?
 
Трашинелли: Плохие и хорошие люди существуют везде. Разумеется, везде есть фальсификация, в любой отрасли бизнеса: от вина до молока и сыра до напитков и т.д. Государство должно постоянно с ней воевать.

В Европе я не слышал о большой проблеме фальсификата. Бывают проблемы с контиаминацией: когда есть некачественный продукт, но по сути причина - неполный контроль цикла производства, это ненамеренное нарушение.
 
Milknews: Вы считаете массовой проблему фальсификата или она всё-таки больше про чёрный пиар?
 
Трашинелли: Не могу сказать, что это чёрный пиар, но я могу сказать, что в жизни видел в России очень много комбинатов и фабрик, которые производят товар, не закупая в таком количестве сырья. В основном это маленькие предприятия, потому что когда ты международная компания, ты не можешь испортить репутацию на
мировом уровне. Тебе мало не покажется.
 
Milknews: Страдаете ли вы от мистических фильмов о вреде молока, маргинальных передач?
 
Трашинелли: Я думаю, что мир прекрасен, потому что каждый в нем может сказать, что хочет. Я могу перечислить массу людей, которые говорят: “Мясо - это плохо”, но люди от этого не перестают есть мясо. 
 
За последние 20 лет мы каждый год растём, хоть на литр молока, но всегда. Мы убеждены, что найдём покупателя, который уверен в качестве и не верит в чёрный пиар.
 
Milknews: Нужно ли заниматься государству или Союзмолоку судиться, например, с такими СМИ?
 
Трашинелли: Я считаю, что нет. Судиться не нужно, но говорить о своей точке зрения - это да. У каждого человека есть своя точка зрения, и борьба в суде не поможет.
 
Milknews: Что бы вы тогда изменили на рынке, чтобы он лучше развивался?
 
Трашинелли: Нужно прекратить заниматься политикой и дать возможность всем играть по одинаковым правилам. Не вмешиваться в рынок, и пусть он развивается сам.
 

1542200959

10520 просмотров

2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы