Михаил Мальцев Потенциал использования пальмового масла в РФ не исчерпан
Росстат заявляет о росте импорта пальмового масла в Россию. Наиболее высокий показатель зафиксирован в мае - 113 тысяч тонн, а это в 2,3 больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. О факторах, которые могли привести к таким цифрам и в целом о ситуации на рынке пальмового масла, рассказал Milknews директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.
Масложировой союз России не ожидает кардинальных изменений относительно темпов роста импорта пальмового масла в Россию в этом сезоне. Последние два года объем поставок держался приблизительно на одном уровне – порядка 1 млн тонн в год, и в настоящее время существенных предпосылок для изменений динамики в сторону увеличения пока нет.
Данный прогноз подкрепляет мировая конъюнктура рынка: пандемия крайне негативно сказалась на рынке пальмового масла, и на его восстановление уйдет не менее сезона. Зависеть это будет от рынка биодизеля и оживления сектора HoReCa, а также от того, как будут складываться отношения у стран-поставщиков с ЕС, Индией и Китаем. И, наконец, если пандемия коронавируса вернётся в обозримом будущем, последствия будут тяжелыми для всего мирового продовольственного рынка, в том числе и для «пальмы».
Для России, пожалуй, единственной потенциально возможной причиной для наращивания импорта пальмового масла может стать рост экспорта кондитерской продукции. Поскольку увеличение потребления кондитерских изделий в РФ в ближайшее время маловероятно в связи с падением реальных доходов населения. Здесь также стоит отметить, что по уровню потребления пальмового масла в пересчете на душу населения Россия занимает далеко не лидерские позиции. В нашей стране этот показатель фиксируется на уровне 5,5 кг/чел в год, Дании - 15,4 кг/чел, Швеции - 11,8 кг/чел. В среднем на одного европейца приходится около 7-10 кг/чел в год.
Уровень импорта напрямую зависит от динамики роста отраслей-потребителей растительных жиров: кондитерской, хлебобулочной, молочной, HoReCa, а также потенциала экспорта не только готовой продукции перечисленных направлений, но и непосредственно растительных жиров.
В России пальмовое масло имеет еще один нераскрытый потенциал – развитие непищевого сектора, а именно олеохимии, куда входит производство моющих средств, жидкого мыла, шампуней и гелей для душа и т.д.
Что касается заявлений об очередном всплеске импорта пальмового масла в нашу страну, то это можно объяснить только желанием «информаторов» в очередной раз сыграть на страхах потребителя. Как мы уже неоднократно объясняли, сравнивать объем ввозимого пальмового масла месяц к месяцу абсолютно некорректно, поскольку период транспортировки достаточно протяженный – партии доставляются танкерами, время которых в пути может составлять от 30 до 40 дней. Потому целесообразно рассматривать динамику поставок на временном отрезке от полугода и больше. Так, за первые 5 месяцев этого года мы видим рост импорта пальмового масла всего на 1%.
В завершении отмечу, рынок пальмового масла занимает доминирующую долю на мировом рынке растительных масел. И нет предпосылок для изменения этих позиций. Давно пора признать этот факт, освободиться от неправдоподобных страхов, наращивать свои возможности на рынке растительных жиров, развивая собственную переработку, и усиливать позиции на глобальном рынке. Мы же, пребывая в трепетном страхе от собственных мифов, по факту сами себя тормозим.