Сергей Малышев, «Ульяновский хладокомбинат» С учетом роста издержек делать ставку на дешевый сегмент мороженого чревато

"Ульяновский хладокомбинат" в 2024 году продолжил знакомить потребителей с оригинальными брендами мороженого, которые предприятие производит по соглашению с крупными компаниями. Комбинат делает ставку на выпуск таких продуктов из-за их большей маржинальности. В пакете предприятия есть ещё несколько ярких брендов, которые будут представлены в 2025 году. Подробнее об итогах работы за прошлый год и планах на ближайшее будущее в интервью Milknews рассказал директор ООО "ТД "Ульяновский хладокомбинат" Сергей Малышев.
Milknews: Каковы объемы производства продукции на вашем комбинате по итогам 2024 года?
С. Малышев: Если брать в абсолютных величинах, то у нас снижение на 1,5%. Но это было связано с определенными техническими трудностями в начале прошлого сезона: в связи с затянувшимся ремонтом мы не смогли создать запас и сразу уйти в двух- трехсменный режим работы, и продажи для части клиентов низкого ценового сегмента, включая зарубежных (они у нас покупают в основном дешевую продукцию), мы вынуждены были сократить. Но, как только все отремонтировали, стали работать непрерывно в трехсменном режиме. Поскольку основной объем производства у нас занимает СТМ, то для того, чтобы выполнить растущие заказы крупных сетевых партнеров мы вынуждены были подсократить региональную географию из числа клиентов, которые получают "малые бренды".
Это является тенденцией, которая, наверное, будет продолжаться и в 2025 году, потому что рынок продолжает захватывать и магазины у дома, и дискаунтеры различных форматов - каждый из этих форматов продолжает развиваться. Мелкая розница при этом будет "умерать" и направление оптовиков тоже будет страдать, потому что они все выживают только в летний режим, когда выставляют на проходных местах холодильники. То есть рассчитывать на какие-то высокие продажи в мелкой рознице для любого производителя мороженого очень тяжело.
Milknews: Какие вызовы стояли перед вашей компанией в 2024 году, и как вы с ними справлялись?
С. Малышев: Самая большая проблема - это удорожание сырьевых компонентов: молока, сливочного масла, СОМ. Мы их покупали в формате рыночных цен в силу того, что работаем с дискаунтерами, а не как некоторые компании, которые фиксируют цены на целый год. Соответственно, товарные остатки держим меньше в сырье, но в то же время закупочные цены для нас быстро меняются, исходя из текущей рыночной ситуации. К сожалению, это получалось не всегда, поэтому с точки зрения финансового результата 2024 год для нас получился несколько хуже 2023-го.
Но это также стало следствием повышения ставки рефинансирования и, соответственно, удорожания всех кредитов: на оборотные средства, инвестпроекты. Кроме того, в прошлом году зарплаты сотрудников выросли примерно на 35%. Причной тому нехватка кадров: вымываются работники из стран ближнего зарубежья, часть граждан отправилась на СВО, а за оставшихся повысилась конкуренция. Это, прежде всего, касается так называемых "синих воротничков" - сотрудников, выполняющих технические действия (водители, слесари, механики).
Я думаю, что и в 2025 году все указанные тенденции продолжатся, потому что ставку не снизили, и молоко продолжает дорожать. Правда цену на масло немного сбили, благодаря увеличению импорта, но надолго ли хватит этого решения, непонятно, потому что у переработчиков выросла цена на СОМ - они таким образом компенсируют снижение маржи на масле. И в тех продуктах, где СОМ очень значим (в основном дешевый сегмент) возникает проблема определения цены на сезон: все клиенты сейчас просят определить процент повышения базовых цен на 2025 год, и мы до сих размышляем, какую цену обозначить так, чтобы потом через месяц не проводить переоценку и в то же время высокой ценой не отпугнуть клиентов.
Milknews: Удалось ли вашей компании реализовать какие-то инвестпроекты в 2024 году?
С. Малышев: Мы уходим от аммиака в фреоновое оборудование, и с этой целью проводим соответствующую модернизацию: планомерно меняем оснащение во всех блоках - на производстве, складах. Оборудование при этом используем "сборное" - корпус может быть российским, а начинка европейская. То есть в связи с тем, что курс доллара немаленький, для приемлемого соотношения цены и качества приходиться комбинировать таким образом.
Поэтому сказать, что мы закупаем оборудование только у одного бренда, не можем. Сложности есть по некоторым запчастям, которые поставлялись из Европы. Это такие поставщики, которые просто перестали выходить на связь. Но при определенных условиях - через несколько посредников, мы необходимые запчасти всё равно приобретаем. Хотя понятно, что ценник уже не соответствует реальной стоимости этих компонентов. Однако, если запчасть критическая, то здесь уже вопрос не в деньгах.
Также пытаемся искать аналоги, инжиниринговые компании, которые могут это сделать. Дошло уже до фантазий печатать детали на 3D-принтерах. Но для того, чтобы изготовить деталь таким способом, нужно иметь её чертеж, а с этим проблемы. И не всякая запчасть, которая находится в условиях низких температур, может быть изготовлена на 3D-принтере. Поэтому изучаем разные пути приобретения необходимых запчастей и компонентов.
Milknews: Какие планы и цели стоят перед вашим предприятием в 2025 году?
С. Малышев: Мы понимаем, что с учетом продолжающегося роста издержек делать ставку на дешевый сегмент чревато, потому что он, во-первых, постепенно становится недешевым, во-вторых, очень сложно спрогнозировать деятельность всех остальных игроков в этом сегменте - вдруг кто-то захочет подемпинговать. Поэтому нет уверенности, что наше предложение будет конкурентоспособно в низком ценовом сегменте.
То есть мы стараемся смотреть на продукты, которые имеют дополнительную маржинальность - брендовые. Поскольку развивать с нуля бренд на территорию, каналы очень тяжело и затратно, мы сделали ставку на развитие лицензионных продуктов. В первую очередь, это наш флагман - серия мороженого "Чебурашка": в 2024 году мы за него получили премию отраслевого сообщества в категории лучший продукт питания среди лицензионных.
Мы также заключили договор с компанией "Газпром-Медиа", на производство мороженого под их брендом, и уже в сентябре 2024 года был представлен первый образец - серия 18-процентного пломбира "Comedy Club". На высавке "ПродЭкспо" мы его уже показывали всем в окончательном виде, сейчас ведем переговорную кампанию по продаже этой продукции.
В пакете есть ещё договор на несколько брендов. То есть мы для каждого бренда выстроили нишу, которая, с одной стороны, закрывает нашу номенклатуру, а, с другой стороны, позволяет найти место на полке торговой сети, чем-то выделяться, что-то новое предложить покупателю. У нас также в планах продолжить и географическое развитие по линии СТМ - держим этот сегмент на резерве, однако мы немного перестроили сейчас работу с партнерами и рассчитываем не только на СТМ, но и на другие категории продуктов, в частности брендовые.
Ситуацию на рынке и обновленный рейтинг крупнейших производителей мороженого обсудим на специальном заседании «Молочных сессий: мороженое», которое пройдет 18 марта 2025 года в Moscow Marriott Imperial Plaza.