Блиц-опрос Технологические компании - о тенденциях молочного рынка
В Москве проходит 16-я Международная выставка оборудования и технологий для животноводства, молочного и мясного производств “Молочная и мясная индустрия”.
Milknews поговорил с экспонентами о том, как на данный момент выглядит отрасль в глазах поставщиков технологических решений, производителей оборудования и сервисных компаний. Мы спросили, какие изменения спроса со стороны отрасли произошли в последние годы, а также поинтересовались, какое молоко и молочные продукты лично употребляют представители сектора.
Екатерина Тилик, Руководитель отдела маркетинга «Штерн Ингредиентс»
Творожные сыры и сыры, обладающие высокой термостабильностью в последние годы пользуются большим спросом - рост их популярности связан с популярностью этого продукта в сегменте Horeca. Продукты на основе сыворотки - пудинги, напитки, кисломолочные десерты и сметанные продукты - перспективное направление, это тоже четко выраженная тенденция. Я считаю, что тренды на эти продукты сохранятся в ближайшее время, равно как и на вегетарианскую продукцию - т.н. безмолочное молоко и другие растительные заменители в последнее время стали достаточно востребованными.
Я лично молоко пью от “Простоквашино”, йогурты и творожные сыры от Danone.
Сергей Сиротин, Генеральный директор Ecolean
В части нашей продукции мы видим большой интерес к асептической упаковке, в России, на мой взгляд, она сейчас показывает самый бурный рост - это происходит не потому, что это выгодно потребителю, а потому, что это выгодно ритейлу и крупным переработчикам.
Второе наблюдение - сейчас все перерабатывающие предприятия хотят получать как можно более низкую входящую цену на упаковку, при этом у них все равно достаточно низкая маржа.
Среди прочих тенденций - общая неуверенность в завтрашнем дне, недоступность кредитов, что немного тормозит многие проекты с точки зрения даже если у предприятия есть деньги и возможность получить какой-либо кредит, сегодня многие предприятия сдерживаются и ждут повышения спроса. Если платежеспособность населения не вырастет, наша отрасль попадет в тупик. Сегодня все должны находить какие-то возможности, основная тема для молочных предприятий - оценка портфолио упаковочных решений имеющихся сейчас, нужно без сожаления расставаться с теми продуктами и теми упаковочными решениями, которые сегодня прибыль не приносят, и с оптимизмом смотреть в будущее.
Я пью натуральное молоко. Большинство клиентов, с которыми мы работаем - а мы к их подбору относимся ответственно - выпускают качественные продукты. Я смело могу порекомендовать любой бренд, представленный в нашем портфолио - Милком, Вкуснотеево, Тульский молочный комбинат, Долина Легенд. Из тех, что можно найти в Москве - я покупаю Вкуснотеево, это лидер рынка среди независимых переработчиков, который делает только качественную продукцию.
Петр Нечаев, руководитель департамента инженерных решений Transfaire
Мы заметили общий рост спроса, количество проектов также возросло, но какой-то конкретики по продуктам нет. Заметен больший интерес к сыродельному оборудованию, раньше он был не таким сильным. Основная причина его актуальности заключается в санкциях, но в целом ярко бросающихся в глаза новых тенденций не прослеживается. Сыром стали больше интересоваться, но меньше уделять внимания другим продуктам от этого не стали - да, сейчас больше производят того, что раньше импортировалось. Заметно появление новых проектов - стало больше мощностей по переработке.
Я в основном пью молоко брендовое - “Домик в деревне”, “Простоквашино”, а йогурты не покупаю.
Михаил Батыгин, менеджер ООО "Холтек"
Спрос на холодильное оборудование изменился в первую очередь из-за импортозамещения, мы видим укрупнение производителей в агросекторе. Запрос стабильных заказчиков ориентируется теперь в первую очередь на цену, если раньше речь шла о качестве, то теперь оно на втором плане. Появление крупных игроков тоже играет роль - они меньше заботятся о цене, но выставляют более жесткие условия по реализации. Я не могу сказать конкретно про молочные продукты, насколько я знаю, сейчас есть вложения в свинину, КРС и баранину, то в молочной отрасли пока такой тенденции не прослеживается. Но мы можем вспомнить ситуацию на рынке 15 лет назад, когда резко росла птица - молоко тоже может так же выстрелить, хоть сейчас и не видно особого роста.
Я пью фермерское молоко, я имею в виду молоко прямо от производителя. Стараюсь не покупать молоко в магазинах - я очень внимательно читаю этикетки, и этикетка в магазинах чаще всего меня не устраивает. В сыре я не гурман, больше предпочитаю твердые сорта, чаще всего отечественного производства, бренды не припомню, я больше по названиям и по вкусу - люблю голландский и маасдам.
Сергей Синяев, Менеджер по развитию бизнеса ООО НПФ "Поток Интер"
Спрос вырос, скажу прямо, сейчас есть очень сильная тенденция в требованиях от сетей в сторону всех переработчиков в пищевой промышленности. Первая задача - увеличение срока годности. Многие предприятия в принципе не видят решения, как им увеличить срок годности продукции, а мы позволяем им это сделать, не применяя дорогостоящих решений вроде новых упаковок. На самом деле и крупные, и маленькие компании, если встают на полку и их срок годности срезается - сразу слетают с сетей по причине нестабильного качества. Мы фактически защищаем инвестиции игроков рынка, потому что позволяем им выходить на рынок и поставлять. Эта выставка показывает большой спрос со стороны производителей сыра и творога, это превращается в тенденцию.
Покупаю пастеризованное в бутылке (именно в бутылке), а ультрапастеризованное молоко беру по большей части для кофе. Кроме него а-ля фермерское молоко в магазине “Мясновъ”, в крайнем случае - “Домик в деревне” отборное. Йогурты только детские - вроде “Чудо-йогурта”, по сыру очень сложно ответить - не ем российские.
Александр Голиков, Генеральный директор “Компания Павлов”
Мы реализуем ингредиенты для молокоперерабатывающих предприятий, закваски, сычужные ферменты и другие сопутствующие ингредиенты, и мы отметили значительный рост интереса в этой сфере. Российские переработчики молока за последний год значительно улучшили качество вырабатываемой продукции, снизилось количество сырных продуктов, также уменьшилось использование растительных жиров. Все хотят получить качественный, хороший продукт, наши переработчики еще не готовы к долгому денежному обороту. Они не хотят использовать технологии по выдержке сыров, например, в течение полугода - они хотят получить твердые сыры за месяц, с сокращенным сроком созревания. Надо понимать, что чудес не бывает, хотя есть и некоторые нюансы в виде технологий, позволяющих приблизиться к вкусовым характеристикам сыров, которые созревали, например, год. Производитель хочет получить вкусовые характеристики за меньший срок, а свежий сыр стоит меньших денег. Еще один момент - мы отметили рост продажи полиоцитата и латексного покрытия для сыров. Если взять сыры в пленке, в пакете, сейчас российские переработчики увидели разницу во вкусовых характеристиках сыров в латексе, и конечно же они на него сейчас переходят.
Я покупаю молоко “АПК Воскресенский” - это очень маленький завод, перерабатывающий около пяти тонн молока, он принадлежит Управлению делами Президента, у него есть несколько магазинчиков в Воскресенском районе. Он настолько маленький, что приходится специально ездить за молоком - оно там настолько качественное, что если ты открыл пакет - оно в течение двух дней скисает, это показывает, что в молоке нет никаких консервантов. Многие мои знакомые спрашивают, какой молочный продукт я могу посоветовать, работая в молочной отрасли - я отвечаю, что вы будете дольше искать в магазинах, лучше купите Danone - там нет ничего полезного, но и ничего плохого тоже.
Сергей Баранов, Генеральный директор "Кизельман Рус"
Наш российский офис ежегодно участвует в выставке уже на протяжении семи лет, и нам приятно, что молочные предприятия в первую очередь заинтересованы в высоком качестве выпускаемой продукции одновременно с высоким качеством вкуса. Мы много путешествуем и общаемся с большим количеством людей: друзьями, партнерами, заказчиками - называйте как угодно, и мы видим, что в молочном сообществе ни у кого не проскакивала фраза “мне бы что-то подешевле”, или “как бы мне сэкономить на качестве”. Конечно, люди ищут способы оптимизации, но в первую очередь люди стремятся к качеству, пользе и вкусу.
Мы обладаем большим количеством инновационных технологий, сейчас мы фиксируем устойчивый спрос на современные технологии глубокой переработки молока. Это очень приятный и по-настоящему технологический прорыв, который мы не можем не приветствовать. Фальсификат везде есть, это проблема не только нашего рынка - жулики есть в любой стране, и неважно, на каком языке они говорят. Это проблема любого рынка, и несмотря на то, что многие предприятия страдают, производя не просто непойми что, а подделывая конкретную продукцию конкретных предприятий, которая пользуется популярностью. Это наносит урон и самому предприятию, и отрасли в целом.
Всё равно идет стремление к оптимизации производства, к увеличению наукоемких технологий в производстве. Это закономерное течение, я очень часто вспоминаю сказку “Алиса в зазеркалье” - “для того, чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил, чтобы идти дальше, нужно бежать еще быстрее”. Рынок диктует свои требования, предприятия должны им следовать, это хорошо, потому что это не только показывает диктат рынка, но и желание самих производств стать чище, эффективнее, производить вкусную и функциональную продукцию в борьбе за спрос.
Мы говорим “мы всегда пьем молоко от знакомой коровы”. Что мы вкладываем в это понятие: это те производства, которые мы знаем, с которыми мы дружим и с удовольствием покупаем их продукцию. Я не буду называть бренды, потому что они у меня в холодильнике меняются еженедельно - не хочу никого обидеть, случайно забыв. Моя семья покупает много молочной продукции: мы любим сметану от разных производителей, творог от разных производителей, пьем молоко от разных производителей. Я их не называю по одной простой причине, молочное сообщество - это команда людей, объединенных одной большой, светлой и хорошей идеей, и я обижать этих людей ни в коем случае не хочу.
Дмитрий Ритчик, экспорт-менеджер в странах СНГ и Балтии, Goetze Armaturen
Мы - фирма из Германии, работаем на рынке России 7 лет, тема пищевых продуктов для нас новая - мы много работаем с общепромышленным производством, продукты для пищевой и фармацевтической промышленности мы представляем на выставке в первый раз. Мы - новички, поэтому не можем честно оценить, как сейчас меняется рынок. Так как наши натуральные клиенты - это компании, производящие перерабатывающее оборудование, мы с уверенностью можем сказать, что на него есть - клиенты интересуются технической составляющей и ценой, и в целом, только войдя на рынок, мы с уверенностью можем констатировать, что рынок молочной промышленности абсолютно здоров, мы надеемся продолжить в нем участвовать.
Я не живу в России, я живу в молочной стране Литве, молоко, которое пьет моя семья называется Dvaro, в нем 2,5% жирности. В связи с известными событиями и обстоятельствами, оно сейчас, к сожалению, на российском рынке не представлено. Из сыра - на нашем рынке есть много производителей, но я покупаю сыр с небольшого молочного завода неподалеку, который известен своими сырами.
Юлия Бышева, менеджер по маркетингу, молочная категория, Tetra Pak в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии и странах Кавказа
Мы видим, что молоко остается основой бизнеса наших клиентов. По данным ГФК рост ультрапастеризованного молока в 4кв 2017 vs 2016 составил +9,4% в натуральном выражении. Это обусловлено развитием ритейла, стремлением к удобству и безопасности, а также работой с потребителями через образовательные программы и стимулирующие покупки акции. В тоже время прослеживается развитие функциональных продуктов, например, протеиновые напитки для спорта, обогащенное молоко (с добавлением витаминов, безлактозное молоко), появляются предложения для перекуса на ходу. Этому способствует ускоряющийся темп жизни и желание потребителя не тратить время на приготовление еды, но в тоже время питаться здорово. Растут такие категории как сливки, молочные коктейли, детские молочные продукты. Потребление в традиционных категориях, таких как кефир, снижается.
Не могу не сказать о новинке, которая появилась у нас на рынке - растительное молоко. В начале 2018 года несколько локальных производителей запустили линейку растительного молока - молоко на основе сои, риса, овса, пшеницы. Теперь на полке можно найти не только импортное предложение, но и более доступный продукт от локальных производителей.