Константин Поливода, «Баланчелле» Открытие рынка Алжира для молочной продукции - геополитическая победа РФ
Одним из важнейших событий уходящего года для отечественных производителей молочной продукции стал выход на рынок Алжира. Такое мнение в интервью Milknews озвучил директор торговой компании «Баланчелле» Константин Поливода. Итоги 2024 года для молочной индустрии, прогнозы на 2025 год, а также ситуацию на рынке молочных жиров обсудят участники девятнадцатого заседания «Молочных сессий», которое пройдет 5 декабря в Moscow Marriott Imperial Plaza. Руководитель «Баланчелле» также рассказал о результатах работы компании за год и дал прогноз ситуации на рынке отрасли в 2025 году.
Milknews: Текущий год был достаточно сложным для молочной отрасли. С какими результатами ваша компания планирует закончить его?
К. Поливода: Наша компания занимается торговлей молоком и молочными продуктами, также мы предоставляем консультационные услуги, как для сельхозпроизводителей, так и для переработчиков. Результатами года я удовлетворен – мы его закончили с очень хорошей прибылью, по конкретным цифрам воздержусь. Год для нас был успешным, прежде всего, из-за высокой востребованности молока на рынке.
С прогнозом ситуации мы всё угадали - у меня большой опыт, в том числе по прогнозу цен - я 18 лет в молочном рынке, и картину по всей стране всегда видел. Поэтому есть понимание рынка, из чего будут складываться цены, и как будут вести себя игроки. То есть мы ожидали, что цены на молоко, сливочное масло вырастут. Хотя многие говорили, что этого не будет, но мне всегда это было смешно слышать – общемировой кризис, нарушение финансовой и физической логистики, мировой дефицит жиров, то есть рост стоимости был неизбежен. А у нас в стране на это наложилась маркировка, в том числе по спредам с сентября этого года, ФГИС «Меркурий», учет стада – всё это приводит к тому, что статистика становится более ровной, а цены более справедливыми.
То есть сказать, что какой-то разгон рынка по ценам произошел, мы не можем, потому что цена просто приходит к той, какой она должна быть – натуральные продукты всегда стоят дороже. А молока явно не хватает в стране.
Milknews: Какие события в молочной отрасли вы считаете наиболее важными для себя в уходящем году?
К. Поливода: Для нас, как для трейдеров, безусловно, наиболее значимым событием 2024 года стало открытие рынка Алжира. Я считаю это геополитической победой нашей страны в Африке, потому что мы выдавили оттуда французов – из Алжира ушли крупные французские трейдеры, и нашим компаниям удалось зайти на рынок этой страны, который является очень емким и перспективным. Молодцы и наши предприятия, которые приложили к этому большие усилия, тот же Мелеузовский МКК: член совета директоров комбината Андрей Яровой был одним из тех, кто открыл дорогу на этот рынок, и тем самым помог денег заработать не только переработчикам молока, но и производителям, так как цена на молоко растет.
Milknews: Расскажите о своих планах на 2025 год, какие новые рынки планируете открыть для российской молочной продукции?
К. Поливода: Мы, конечно же, будем и дальше расширять географию поставок молока, кроме того, хотим приобрести в ближайшее время завод по переработке молока – будем подбирать что-то молокоемкое и маржинальное. Подробностей пока привести не могу – очень много предложений на рынке, потому что маленькие заводы закрываются, но, как правило, такие активы не слишком перспективны, а, скорее даже, бесполезны. Они испытывают проблемы из-за дефицита сырья, закредитованности.
Milknews: В каких регионах страны переработчики молока испытывают наиболее серьезный дефицит молока и финансовые проблемы?
К. Поливода: Прежде всего, это Сибирь. Многие сельхозпредприятия там, несмотря на высокую цену молока, из-за финансовых трудностей, связанных с закредитованностью, нехватки запчастей для западной техники, режут скот для того, чтобы на ближайшие пять лет сделать задел по растениеводству. Речь об Омской, Новосибирской области, Красноярском, Алтайском краях – там очень активно снижается поголовье. А серьезных инвестпроектов по производству молока в округе в ближайшее время не предвидится, поэтому нехватка сырья для переработчиков существенная. В том же Алтайском крае молокозаводы стоят полупустые, что очень сильно их тянет вниз.
Milknews: Какие у вас ожидания от 2025 года в плане развития молочной отрасли и ситуации на рынке?
К. Поливода: Если в очередной раз не перенесется запуск маслосырзавода «Эконивы» в Маслянинском районе Новосибирской области на 1,1 тыс. тонн переработки молока в сутки, то, как только это предприятие запустится, для молочного рынка Сибири это будет больно. Потому что на рынке и так наблюдается дефицит молока ввиду сокращения поголовья и, как я уже сказал, отсутствия крупных инветпроектов по строительству новых молочных комплексов. Плюс, в Алтайском крае сильно сократились объемы производства молока от населения.
Поэтому 2025-2026 годы ситуация с производством и переработкой молока в Сибири будет очень интересной: я думаю, она стабилизируется только закрытием каких-то заводов, потому что иначе быть не может. То есть с открытием нового завода «Эконивы» кто-то из сибирских переработчиков не выдержит конкуренции, а другим будет очень сложно. «Эконива» - это очень крупный игрок, производитель и трейдер молока: компания производит и реализует 600 тонн молока в сутки. Они очень удачно зашли в торговые сети по ультрапастеризованному молоку – сразу стали игроками номер два или три. То же самое будет и по другим видам продукции: если новый завод компания запустит, то она серьёзно подвинет конкурентов, причем не мелких, а тех, кто производит продукцию в категории 800-1,1 тыс. рублей за оптовый килограмм сыра – именно у них будут сложности.
Milknews: Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на молочном рынке РФ в ближайшем будущем, прежде всего, по ценам на молоко и молочную продукцию?
К. Поливода: Цену на сегодняшний день нельзя назвать высокой – она либо справедливая, либо нет. Когда наценка у всех «без перекосов», тогда цена приемлемая. Когда кто-то из участников цепочки начинает оттягивать на себя большую часть цены, а другие разоряются, тогда у кого-то цена высокая, а кто-то страдает. На сегодняшний день очень хорошую доходность на молоке имеют его производители, да и переработчики: у них рентабельность сейчас выше 10%, а у тех, кто делает продукцию высокого качества и продает на экспорт – выше 20%.
Сейчас проблемы только у тех, кто не может адаптироваться под новые условия. У крупных федеральных игроков проблемы, потому что они вынуждены согласовывать любое изменение цены. Но гораздо большие проблемы у тех, кто баловался фальсификатом – из-за «Меркурия», маркировки: заниматься фальсификацией сейчас опасно из-за уголовного наказания, фантомного молока на рынке все меньше, а адаптироваться к нормальному производству такие компании не смогли. Плюс, после запуска модуля в «Меркурии», который следит за указанием массовой доли жира и массовой доли белка при оформлении производственных транзакций в партиях сырья и продукции, получается, что заработал искусственный интеллект, который считает рецептуры внутри предприятия. И он не даст баловаться с производством, потому что все нормы заложены в программе. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить главу Россельхознадзора РФ Сергея Данкверта за то, что, несмотря на все протесты, запустил проект «Меркурий», и результаты от его запуска все очевиднее - таким вот заводам (производившим фальсификат) сейчас очень сложно.
И для меня это самое большое событие последнего времени - то, что молочная отрасль становится прозрачной, очищается от недобросовестных игроков, и это очень хорошо, как для достойных настоящих производителей сырого молока, переработчиков, так и для потребителей, которые получат качественную продукцию. А это здоровье детей и нации, то есть пищевая безопасность страны.