Сергей Вергун, "Луч Ильича" Собственная переработка для хозяйства решает многое
Хозяйствам из отдаленных районов непросто конкурировать с теми, которые расположены рядом с городами, где концентрируется спрос. О том, как развивать собственную переработку маслосемян и молока, и что сдерживает рост хозяйств на периферии региона, рассказал «Самарскому областному вещательному агентству» директор сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз "Луч Ильича" Сергей Вергун.
- В кооперативе вы работаете 19 лет, два года - во главе хозяйства. Что удалось сделать за последний период?
- Наша специализация - молочное животноводство и растениеводство. Работают 85 человек, 68 - на постоянной основе. Результаты хорошие: за два года наше дойное стадо выросло с 307 до 325 голов. Нам удалось увеличить годовой надой - сейчас он около 4 300 килограммов на фуражную корову. У нашего кооператива 6 тысяч гектаров земли. Львиная доля занята озимой пшеницей и подсолнечником. Сеем также овес, ячмень, яровую пшеницу, в меньшей степени горох, гречиху, просо. Из кормовых культур - 180 га под кукурузой на силос, а также выращиваем суданскую траву и донник на сено и сенаж. Практически полностью обеспечиваем себя кормами.
- Какую урожайность удается получить?
- В 2019 году озимая пшеница дала 25 центнеров с гектара. Мы сеем средние по урожайности сорта, не требующие большого количества удобрений. Озимая пшеница - "Безенчукская-380" и "Скипетр", яровая - "Кинельская нива". Сорта подсолнечника - "Битюг", "Алтай" и "Енисей". На 70 га посеяли гибриды, это пока тоже эксперимент.
- Какие породы скота содержите?
- Наше дойное стадо - черно-пестрой породы. Мы экспериментировали и скрещивали ее с голштинской породой, но идея себя не оправдала.
- Как обстоят дела с реализацией продукции?
- Очень непростой вопрос, хотя к качеству претензий нет - ни по молоку, ни по растительному маслу, ни по муке. Одна из проблем - логистика. Мы на краю области, вдали от крупных городов, где основное потребление, а значит, и сбыт. Перевозка обходится дороже, чем у конкурентов, поэтому ниже рентабельность. Например, по молоку - это всего 1 процент. Развиваться в таких условиях сложно. Хорошо покупают подсолнечник: сдаем его на Богатовский и Безенчукский маслоэкстракционные заводы, на Борский элеватор. Но нам сейчас нужен серьезный ремонт кровли на токе, чтобы хранить урожай до периода высоких цен. Многое решает собственная переработка. Поэтому мы запустили производство нерафинированного подсолнечного масла. Качество отличное, горячий отжим. Развиваем собственный бренд "Языковское масло: подсолнечное душистое" с оригинальной этикеткой. Но чтобы привлечь партнеров, нужно активно продвигать свою продукцию. Однако реклама дорогая, а для продвижения в соцсетях нужен скоростной интернет. У нас в селе Языково мобильного интернета нет, надеемся на волоконную линию, которую должен запустить "Ростелеком".
- Что делаете для развития собственной переработки?
- Мельница в хозяйстве уже есть. Думаем о своих мини-молокозаводе и пекарне. Но нужны средства - оборудование дорогое.
- Насколько эффективны госсубсидии?
- Мы получаем несколько видов субсидий, они частично компенсируют расходы. За два года хозяйство приобрело трактор "Кировец", кормоуборочный комбайн "Дон", две самоходных косилки КСУ-1, опрыскиватель Amazon, два плуга, два культиватора. Установили новые автомобильные весы на 60 тонн. За "Кировец" субсидия составила 10 процентов цены без НДС, за "Дон" - 30. Очень ощутимо. За каждый реализованный килограмм молока мы получаем субсидию в размере 2,37 рубля. На содержание КРС также получаем субсидию. Это нас тоже очень поддерживает. Дает шанс развиваться.