Андрей Щетинин Участники часто не видят реальной выгоды объединяться в кооперативы, а зря
В продолжение темы кооперации в России мы спросили Андрея Щетинина, председателя кооператива СПССК "ОПМ" о том, как выглядит сельхозкооперация «изнутри», и что по мнению практика мешает кооперативам развиваться.
Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив "Объединённые производители молока" включает в себя 12 ферм, 11 из которых расположены в Липецкой области, и одна – в Тамбовской. Кооператив занимается реализацией сырого молока, также в рамках его работы проводится закупка расходных материалов для молочных ферм и минеральных удобрений по заявкам участников кооператива.
В кооператив входят: ООО "АГРОФИРМА ТРИО", ООО "Добрыня", ООО "Сельхозинвест", ООО "Борковский", ООО "Май", ООО "Агрофирма "Колыбельское", ООО "Эксперт", КХ "Речное", ООО "Молочная ферма "Жупиков".
Реальная сельхозкооперация в России находится на очень низком уровне эффективности. Причин много, но основные из них: отсутствие доступной информационной базы для потенциальных участников кооператива и успешного опыта уже работающих объединений и недоверие потенциальных участников друг другу. Кооперация должна способствовать более обширному вовлечению участников бизнес-сообщества и формированию культуры доверия.
Кроме того, проблемами можно назвать крайне незначительную финансовую поддержку со стороны федеральных и региональных органов власти и отсутствие консультативной поддержки и качественной обратной связи со стороны курирующих госорганов.
Решение этих проблем сможет в полной мере способствовать развитию сельхозкооперации в стране. Отдельно скажу, что для решения проблем, связанным с недоверием потенциальных участников кооператива необходимо провести очень большую работу, связанную с формированием бизнес-этики, культуры бизнес отношений и общего порядка на рынке сельского хозяйства.
Ежегодное снижение количества работающих кооперативов в первую очередь связано с тем, что нет пропаганды на местных и федеральном уровнях, нет соответствующих информационных и образовательных мероприятий, которые обязательно надо проводить регулярно. Также отсутствуют преференции в поддержке со стороны госорганов в плане развития перед классическими видами ведения бизнеса, поэтому потенциальные участники часто не видят реальной выгоды объединяться в кооперативы. А те, кто всё же объединяются, позже не всегда готовы работать в соответствие со всеми принципами кооперации.
Конечно, в решении проблем крайне желателен международный обмен опытом, особенно с успешными и состоявшимися кооперативами. Но надо понимать, что существует специфика не только развития в разных странах, но даже внутри России в разных регионах. В России реальных кооперативов не то что бы полного цикла "производство-переработка-ритейл", но и цикла "производство-переработка" не существует, а в зарубежных странах именно кооперативы, вышедшие за рамки только производства, развиваются максимально успешно.
В современных реалиях молочная отрасль в России ещё не пришла к балансу, поэтому, кроме развития своих предприятий, потенциальным участникам кооператива приходится бороться чуть ли не за выживание, они совершенно не готовы вникать в тему создания и развития кооперативов и тратить время, силы и средства на обмен опытом с зарубежными объединениями, а, вполне возможно, именно это и смогло бы сделать отрасль прибыльной. В этом вопросе было бы неплохо получить помощь от курирующих соответствующую отрасль бюджетных структур.