Андрей Щетинин Участники часто не видят реальной выгоды объединяться в кооперативы, а зря


В продолжение темы кооперации в России мы спросили Андрея Щетинина, председателя кооператива СПССК "ОПМ" о том, как выглядит сельхозкооперация «изнутри», и что по мнению практика мешает кооперативам развиваться.

Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив "Объединённые производители молока" включает в себя 12 ферм, 11 из которых расположены в Липецкой области, и одна – в Тамбовской. Кооператив занимается реализацией сырого молока, также в рамках его работы проводится закупка расходных материалов для молочных ферм и минеральных удобрений по заявкам участников кооператива.

В кооператив входят: ООО "АГРОФИРМА ТРИО", ООО "Добрыня", ООО "Сельхозинвест", ООО "Борковский", ООО "Май", ООО "Агрофирма "Колыбельское", ООО "Эксперт", КХ "Речное", ООО "Молочная ферма "Жупиков".
 

Реальная сельхозкооперация в России находится на очень низком уровне эффективности. Причин много, но основные из них: отсутствие доступной информационной базы для потенциальных участников кооператива и успешного опыта уже работающих объединений и недоверие потенциальных участников друг другу. Кооперация должна способствовать более обширному вовлечению участников бизнес-сообщества и формированию культуры доверия.
Кроме того, проблемами можно назвать крайне незначительную финансовую поддержку со стороны федеральных и региональных органов власти и отсутствие консультативной поддержки и качественной обратной связи со стороны курирующих госорганов.
 
Решение этих проблем сможет в полной мере способствовать развитию сельхозкооперации в стране. Отдельно скажу, что для решения проблем, связанным с недоверием потенциальных участников кооператива необходимо провести очень большую работу, связанную с формированием бизнес-этики, культуры бизнес отношений и общего порядка на рынке сельского хозяйства.
 
Ежегодное снижение количества работающих кооперативов в первую очередь связано с тем, что нет пропаганды на местных и федеральном уровнях, нет соответствующих информационных и образовательных мероприятий, которые обязательно надо проводить регулярно. Также отсутствуют преференции в поддержке со стороны госорганов в плане развития перед классическими видами ведения бизнеса, поэтому потенциальные участники часто не видят реальной выгоды объединяться в кооперативы. А те, кто всё же объединяются, позже не всегда готовы работать в соответствие со всеми принципами кооперации.
 
Конечно, в решении проблем крайне желателен международный обмен опытом, особенно с успешными и состоявшимися кооперативами. Но надо понимать, что существует специфика не только развития в разных странах, но даже внутри России в разных регионах. В России реальных кооперативов не то что бы полного цикла "производство-переработка-ритейл", но и цикла "производство-переработка" не существует, а в зарубежных странах именно кооперативы, вышедшие за рамки только производства, развиваются максимально успешно.
 
В современных реалиях молочная отрасль в России ещё не пришла к балансу, поэтому, кроме развития своих предприятий, потенциальным участникам кооператива приходится бороться чуть ли не за выживание, они совершенно не готовы вникать в тему создания и развития кооперативов и тратить время, силы и средства на обмен опытом с зарубежными объединениями, а, вполне возможно, именно это и смогло бы сделать отрасль прибыльной. В этом вопросе было бы неплохо получить помощь от курирующих соответствующую отрасль бюджетных структур.

3669 просмотров


Комментарии
extenso
Разбор Маркировка
дейри теч

Подпишитесь на нашу рассылку
поиск партнера


Аналитический центр Milknews
Агроинвестор
Масложир
Агроинвестор
Масложир