Светлана Серова «Самараплем» поднимает племенную работу на новый уровень
Генеральный директор АО «Самараплем» Светлана Серова рассказала в интервью информагенству «Волга Ньюс» о том, какие задачи стоят перед предприятием, и как их решение может изменить ситуацию в отрасли.
— Каковы первоочередные задачи вашего предприятия?
— АО "Самараплем" входит в структуру АО "Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных", которое внесено в перечень стратегических акционерных обществ РФ. В рамках дорожной карты, принятой Минсельхозом, первостепенной задачей для нас является правильная организация племенной работы с репродуктивными хозяйствами.
Сейчас уровень племенной работы в регионе отстает от общероссийского. Многие хозяйства, соблазняясь рекламой, бессистемно используют спермопродукцию разных стран, длительное время не проводят оценку качества потомства и в конечном итоге не представляют, куда приведут эти эксперименты. А без системы вести хозяйство нельзя: племенные стада становятся разнородными, это приводит к падению уровня продуктивности, ветеринарным проблемам и увеличению себестоимости молока и мяса.
Что мы делаем? Мы сами консультируем животноводов и активно приглашаем внешних экспертов из АО "ГЦВ". Они посещают хозяйства, желающие перейти на новый качественный уровень разведения, дают рекомендации, и на практике помогают отрабатывать их применение. Кроме того, мы впервые начали проводить семинары на актуальные для животноводов темы по искусственному осеменению с практической составляющей. Эти услуги нашим клиентам предоставляются бесплатно. В настоящий момент мы активно сотрудничаем с департаментом ветеринарии Самарской области над созданием специально оборудованных пунктов искусственного осеменения на базе ветеринарных объединений. Здесь будут работать ветврачи-осеменаторы, способные решать проблемы осеменения животных. Результатом успешного сотрудничества с департаментом животноводства, сельскохозяйственной академией и ГБУ ДПО "Самара-Арис" стало проведение конкурса среди операторов по искусственному осеменению на базе АО "Самараплем".
— Что вы можете сегодня предложить хозяйствам Самарской области?
— Качественную спермопродукцию, протестированную на отсутствие генетических аномалий, по приемлемой цене с набором необходимых сопутствующих товаров. Мы уделяем большое внимание правильному оформлению ветеринарно-сопроводительных документов, племенных свидетельств, технологических паспортов, то есть всему, что необходимо для получения субсидий на приобретенное у нас семя. Мы обеспечиваем очень хороший выбор быков-улучшателей как в молочном направлении, так и в мясном. Сейчас на предприятии есть семя 27 пород. Все достойны внимания. Выбор зависит от того, какой конечный продукт планирует получить хозяйство. К примеру, для молочного направления есть богатый выбор голштинской, монбельярдской, англерской, холмогорской, айрширской, джерсейской и других пород. Для мясомолочного направления прекрасно подходят молочные симменталы, для мясного скотоводства — казахская белоголовая, мясная симментальская, герефордская, лимузинская, абердин-ангусская породы. У нас очень хороший банк черно-пестрой породы, которая показала высочайшие результаты по долголетию при использовании в наших климатических условиях. К слову, эта порода пользуется спросом и в других регионах. К нам за семенем едут животноводы из Ульяновской, Саратовской, Пензенской и Оренбургской областей. Самарское животноводство в генетическом отношении очень богато. У нас в архиве свыше 439 тыс. единиц семени. В этом году мы провели ревизию и изъяли семя, потерявшее свою племенную значимость, выбраковали семя со сниженной активностью в установленном законом порядке. Это было коллегиальное решение экспертов — мы ориентировались на перспективы использования в племенном разведении и потребности региона, который нуждается в высококачественном материале.
— А экзотические породы имеются?
— Разумеется! Только структура Головного центра по воспроизводству сельскохозяйственных животных сохранила жемчужины генофондных и малочисленных пород, имеющих свои неповторимые и уникальные признаки. С гордостью могу констатировать факт — мы лидируем по породному разнообразию в мире, а это значит, что любой клиент найдет то, что нужно именно ему. Очень популярна ярославская порода, она устойчива к лейкозу. Сегодня это заболевание стало большой проблемой. С помощью привозного скота ее не решить, нужно работать над выращиванием собственных, адаптированных к нашей климатической зоне животных. Привезти за тридевять земель животное с круглогодичных зеленых пастбищ и ждать от него такого же уровня продуктивности на кормовой базе региона — утопия. У молочных гурманов неизменным спросом пользуется красная горбатовская порода за отменные вкусовые качества молока. Красная степная, тагильская, костромская — породы, проверенные временем. Все это есть в наличии.
— В 2016 году вы открыли лабораторию по контролю селекционного качества молока. Что дают ее исследования?
— Сегодня многие предприятия могут проводить эту работу сами, но мы, имея лицензию, еще и выдаем заключения, которые можно применять в селекционно-племенной работе и официально использовать полученные данные. Обладая таким документом, племенные хозяйства подтверждают свой уровень. Селекционный контроль качества молока важен для того, чтобы понимать, насколько эффективна оказалась спермопродукция, в результате применения которой получилось это дойное животное. Это направление работы племпредприятия планируется максимально использовать при оценке животных.
— В чем уникальность вашей иммуногенетической лаборатории?
— Во-первых, это лицензируемый вид деятельности. Учитывая усиление контроля со стороны структур Минсельхоза РФ, все недобросовестные участники рынка будут выявлены и понесут предусмотренную уголовным законодательством ответственность. Во-вторых, иммуногенетическая аттестация крупнорогатого скота позволяет точно определять достоверность происхождения, которую необходимо подтверждать при племенных продажах. Это законодательная норма. В-третьих, наша лаборатория уникальна тем, что является одной из немногих в России, производящих реагенты для аттестации — это очень сложный процесс, требующий многоэтапного контроля. Благодаря координации нашей деятельности со стороны Головного центра по воспроизводству сельскохозяйственных животных, в этом году мы существенно обновили оборудование, омолодили кадры при поддержке кафедры генетики Всероссийского института животноводства, достигли договоренностей о кураторстве со стороны научно-исследовательских центров.
— Что, по-вашему, главное в работе селекционера?
— Умение наблюдать и анализировать процесс. Селекционер должен быть универсалом, иметь чутье, обладать широким кругозором, быть готовым годами оттачивать профессиональное мастерство и, главное, на мой взгляд, обязан уметь работать в команде. Сейчас у нас постепенно складывается такая команда, где взаимовыручка и ответственность выходят на первое место. Мы готовы идти навстречу любым животноводческим проектам, привлекаем высококачественных специалистов и готовы предоставлять поддержку для развития сельскохозяйственной отрасли в регионе. Сегодня ставку мы делаем на адаптированные породы, приносящие максимальный экономический эффект. Сохраняя традиции отечественного животноводства, мы занимаемся активным возрождением пород, приспособленных к нашему климату, и считаем, что это поможет поднять животноводство в регионе на новый уровень.
Источник: volga.news