Антон Слободчиков Наши бренды должны быть узнаваемы за рубежом


Директор некоммерческой организации Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства Антон Слободчиков рассказал Milknews об основных тенденциях и направлениях экспорта сельхозпродукции в Алтайском крае, а также о том, какие задачи стоят перед российскими эскспортерами в целом.
 

Центр поддержки экспорта является структурным подразделением Алтайского фонда развития малого и среднего предпринимательства. Задача центра – оказание всесторонней поддержки предпринимателям края, которые готовы выйти на международные рынки с производимым в крае товаром или услугой
Внешнеторговый оборот Алтайского края в январе-июне 2018 года составил 870,0 млн. долларов США и по сравнению с январем-июнем 2017 года увеличился на 252,6 млн. долларов США (на 40,9%). Экспорт Алтайского края в январе-июне 2018 года составил 621,8 млн. долларов США и по сравнению с январем-июнем 2017 года увеличился на 240,4 млн. долларов США, или в 1,6 раза. Физический объем экспортных поставок товаров увеличился на 28,1% и составил 4,9 млн. тонн.

Товарная структура экспорта представлена следующими категориями товаров: минеральные продукты – 40,3%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 14%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 10,5%, машины, оборудования и транспортные средства – 19,3%, продукция химической промышленности, каучук – 7,5%. Зарубежные компании чаще всего покупают зарекомендовавшие себя продукты: алтайские зерно, муку, крупы, хлопья, макароны, растительное масло, а также корма и кормовые добавки.

В последнее время обозначили интерес представители из Японии. В Японии решили приобретать у алтайских производителей зеленую непропаренную гречку, лузгу, которая применяется в медицине и при производстве строительных материалов. В этом году уже было произведено несколько крупных поставок. Муки (не зерна) по сравнению с прошлым годом стали поставлять в 1,4 раза больше. Ее заказывают Китай, Монголия и Таджикистан. Экспорт подсолнечного масла увеличился в 2,8 раза, а соевого в — 6,2. При этом его поставки осуществляются в Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Киргизию, Китай.

Сейчас много китайских компаний приезжает в Алтайский край на переговоры с производителями рапса. Причем тенденции таковы, что китайских партнеров интересуют прямые контракты непосредственно с производителями. Китайская сторона предъявляет высокие требования к качеству продукта и, к сожалению, не всегда наши компании могут произвести продукт, полностью удовлетворяющий китайского партнера. Часто китайская сторона имеет на территории России своего представителя, «доверенное лицо», которое занимается контролем качества экспортируемой продукции на месте. Однако этот рынок не становится от этого менее перспективным для наших сельхозпроизводителей. С 1 ноября 2017 года к экспорту в Китай были допущены гречиха, овес, подсолнечник, масличный лен, а также гречневая крупа и овсяные хлопья. Тем не менее, российско-китайские переговоры пока не привели к открытию поставок молочной и мясной продукции в Китай.

В Казахстане оценили алтайские колбасы и деликатесы. Натуральные алтайские сыры, визитную карточку региона, стали чаще покупать в Монголии, Казахстане и Киргизии. Вывоз алтайской водки вырос в Нидерланды и США. Мед пришелся по вкусу европейцам и жителям Китая — в КНР его стали поставлять в шесть раз активнее, чем годом ранее. США, Канада, Япония, Германия, Польша и другие страны в этом году купили уже в общей сложности 210 тонн алтайского меда. Количество компаний-экспортеров сельхозпродукции в Алтайском крае – около 40 (и это только постоянные получатели поддержки Центра поддержки экспорта).

Количество внешнеторговых контрактов будет известно только в конце года, сезон только начинается, поэтому подводить какие-либо итоги до этого момента будет некорректно. Основными проблемами, с которыми сталкивается предприниматель при экспорте продукции АПК: высокие пошлины на ввоз продукции в странах экспорта, необходимость получения квоты импортером на ввоз отдельных видов продукции, а также значительные затраты на логистику. И все это ложится на плечи экспортера.

Однако в данном направлении со стороны государства ведется планомерная работа по оптимизации данной нагрузки. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 года № 1104 осуществляется компенсация части затрат российским организациям на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным (в т.ч. железнодорожным) транспортом. Целью данной программы является снижение затрат российских организаций на перевозку сельскохозяйственной и продовольственной продукции.
Еще один проблемный пункт - отсутствие эффективного механизма представления интересов российских экспортеров в зарубежных странах.

Необходимо проработать комплекс мер по организации представительств российских компаний за рубежом. В этом направлении в настоящее время работает Российский экспортный центр. В 2016 году стартовал проект по открытию торговых домов в ряде государств, в их числе Китай, Вьетнам, Казахстан, Индия и др. Концепция торгового дома предусматривает постоянную «точку присутствия» российской продукции в иностранном государстве. Это очень удобно, так как потенциальный клиент может в любое время посмотреть, попробовать продукцию, и для этого нет необходимости отправлять образцы, все можно сделать на месте.

Наши бренды должны быть узнаваемы за рубежом — это целая маркетинговая стратегия как для отдельного предприятия, так и для государства в целом. При всем уважении к крупным транснациональным корпорациям, их бренды известны, но часто сырье, которое они используют, — наше, российское. Решение этих задач позволит со временем набрать обороты по объемам экспорта российской продукции и выйти на плановые показатели.


 

2179 просмотров
Комментарии
extenso
v300

Катозал
Где маржа

Подпишитесь на нашу рассылку

Главная 2


Аналитический центр Milknews
Молочная Бизнес Академия
Мол и мяс инд
Молочная Бизнес Академия
Мол и мяс инд