Сергей Суетин, Ирбитский молзавод Рынок молока и молочной продукции смещается в сторону низкоценового сегмента
Для переработчиков молока 2021 год выдался особенно сложным. Возросшая себестоимость, падение спроса и сдерживание цен торговыми сетями поменяли планы многих компаний. Об итогах прошедшего года и о том, чего ожидать от наступившего, Milknews поговорил с генеральным директором «Ирбитского молочного завода» Сергеем Суетиным.
Milknews: 2021 год стал довольно сложным для молочной отрасли. Себестоимость производства молочной продукции значительно выросла за счет высоких цен на сырье и повышения тарифов. Какие меры вы принимали для замедления падения доходности. Удалось ли сократить убытки?
С. Суетин: 2021 год стал довольно сложным для АО «Ирбитский молочный завод», как, в принципе, и для всей молочной отрасли. В 2021 году наблюдалось резкое удорожание по большинству статей затрат, связанных с себестоимостью производства молочной продукции, цифры значительно выше показателей прошлого года. При этом себестоимость растет даже при сдерживании цен на продукцию и низком спросе со стороны населения на молочную продукцию. Очень резко обострилась конкуренция среди «молочников» на фоне роста закупочных цен на сырьё, материалы, ГСМ и прочего. Продолжающаяся в течение всего года тенденция снижения потребления молочной продукции на фоне падения реальных доходов населения, вынуждало Общество предоставлять «глубокие» скидки, акции торговым сетям. Становится сложнее работать с сетями, которые диктуют свои не всегда выгодные условия и заставляют производителей проводить акции.
Падение спроса на молочную продукцию на рынке, снижение реальных доходов населения, снижение доходности в перерабатывающем секторе, значительный рост себестоимости продукции – всё это очень негативно повлияло на финансовые результаты Общества.
Milknews: Какие операционные и финансовые результаты вы ожидаете получить по итогам года? Снизились или выросли показатели по сравнению с 2020 годом?
С. Суетин: Несмотря на сложную экономическую ситуацию, Ирбитский молочный завод развивается, сохраняет объемы производства, осваивает новые виды продукции, расширяет географию поставок. За 2021 год Общество смогло удержать на уровне 2020 года такие показатели, как выручка от продаж в размере 8750 млн руб. (2020 г - 8552 млн руб.), закупка молока – 198,4 тыс. т (в 2020 году – 197,8 тыс. т). Однако финансовые результаты за 2021 год будут ниже в сравнении с 2020 годом.
Milknews: Какие проекты по модернизации или вводу новых мощностей вы реализовали в ушедшем году. Расскажите о них подробнее. Планируете ли инвестиции в новые проекты в 2022?
С. Суетин: Предприятие постоянно проводит техперевооружение и модернизацию действующих производственных мощностей. Цель технического перевооружения предприятия - интенсификация производства, увеличение производственных мощностей, увеличение выпуска продукции и улучшение ее качества при обеспечении роста производительности труда, снижении материалоемкости и себестоимости продукции, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, улучшении других технико-экономических показателей работы предприятия. Для этих целей ежегодно составляется инвестиционная программа развития предприятия. Крупных инвестиционных проектов в 2021 году на предприятии не реализовывалось. В 2022 году инвестиции также будут направлены на техническое перевооружение и модернизацию уже имеющегося производства.
Milknews: Одной из важных историй для переработчиков молока в ушедшем году стало поэтапное внедрение обязательной маркировки. Справились ли вы с внедрением системы, с какими трудностями столкнулись?
С. Суетин: С 1 июня 2021 года на предприятии началась маркировка молочной продукции. Процесс этот был поэтапный: с 1 июня 2021 года коды идентификации стали наносить на сыр и мороженое. С 1 сентября 2021 года – на «молочку» со сроком хранения более 40 суток. С 1 декабря 2021 года стали маркировать с применением цифровых кодов молокопродукты со сроком хранения до 40 суток. Предприятие оснастило производственные линии специальным оборудованием и зарегистрировалось в государственной системе маркировки и прослеживания «Честный Знак». Процесс внедрения маркировки очень затратный: чтобы закупить и установить программное обеспечение, оборудование для маркировки, Общество вынуждено было взять кредит, а также использовать собственные средства. Плюс дополнительные расходы на приобретение специальных этикеток и дополнительный персонал. В дальнейшем будут значительные ежегодные затраты на обеспечение функционирования системы. Эти вложения неизбежно отразятся на стоимости продукции.
Milknews: Как вы оцениваете ситуацию с потреблением молочной продукции в последние годы с учетом пандемии и стагнации доходов населения? Будет ли, на ваш взгляд, расти потребление в 2022 году и в каких сегментах?
С. Суетин: Пандемия стала ключевым событием 2020-2021 годов, оказавшим влияние на все сферы жизни. По данным Росстата, в 2020 году реальные располагаемые доходы населения сократились на 3,6% к уровню 2019 года. В 2021 году эта тенденция продолжилась. И, скорее всего, сохранится в 2022 году. Так как рынок молочных продуктов остро реагирует на спрос со стороны населения, подобное падение покупательской способности критичным образом влияет на рынок молочных продуктов, значительно снижая доходность отрасли. Пандемия также отразилась на потребительских привычках: люди стали более запасливыми, реже посещают магазины, но закупаются в больших объемах. Всё больше людей выбирают онлайн-покупки. В целом, наблюдается смещение структуры рынка молока и молочной продукции в сторону низкоценового сегмента. Доля покупателей, совершающих покупки продовольственных товаров по акционным ценам, с каждым годом увеличивается. Потребителя приучили к «желтым ценникам». В 2022 году потребление молочной продукции ожидается на уровне 2020-2021 годов.