компоненты

Елена Топникова, ВНИИ маслоделия и сыроделия Нам нужно объединиться для решения насущных проблем отрасли


Будущее - за эффективным и экологичным производством. Об этом Milknews рассказала заместитель директора ВНИИ маслоделия и сыроделия Елена Топникова. Она ответила на вопросы про самые острые вопросы техрегулирования, борьбы с фальсификатом и технологии будущего.

Milknews: В чём, на ваш взгляд, заключаются самые острые проблемы в молочной отрасли в части техрегулирования? 

Е. Топникова: В техрегулировании, безусловно, есть много проблем. И самая главная заключается в том, что нет консолидации. То есть если бы у нас отрасль была полностью консолидирована, наверное, и проблем в техрегулировании было гораздо меньше. Не всегда нагрузка на бизнес оправдана. Это бремя, которое отрасль должна сейчас нести.

У нас до сих пор существует два Союза. И бывает, точки зрения по одному и тому же вопросу у них противоположные, поэтому, безусловно, если бы мы были вместе и решали единый вопрос, желая помочь нашему производителю выпустить качественную продукцию, чтобы все наши потребители были довольны, - это было бы правильно. Взять пример того же Мясного союза. Там отрасль действительно сплотилась и отстояла свои интересы. Даже “Честный знак” перенесли.

Milknews: Как бороться с фальсификатом?

Е. Топникова: Бороться с фальсификатом сложно. Эта проблема существует из-за менталитета наших производителей, они хотят получить быструю выгоду. Не думая о том, что этот же продукт может попасть твоему ребёнку, например, или семье, когда ты находишься на отдыхе. У нас в институте есть научная библиотека, и там мы нашли уникальные источники 1905 или 1906 года, точно не помню. Это диссертация на тему фальсификации коровьего масла. Представляете, где тот год - и где мы! То есть способы фальсификации существовали всегда. Но сами способы фальсификации постоянно совершенствуются. И чем больше инструментов для выявления фальсификации разрабатывается, тем больше производители придумывают новые, тем больше они находят обходные пути. И это нонсенс, который противоречит нормальной психологии человечесртва: что ты должен заботиться о себе, о своей семье, своих ближних и всех, кто с тобой рядом находится. Поэтому нужно что-то менять, в первую очередь, на уровне психологии. 

Milknews: Стало ли меньше фальсификата в последние годы?

Е. Топникова: Ввели “Меркурий”, это огромная база данных, по которой в принципе можно выявить фальсификат, но нет такой команды людей, которая может все это отследить. Собрали базу, но до сих пор в ней пытаемся разобраться.  Поэтому даже в таких вещах есть такие неправильные пути или расс, когда в  “Меркурий” зашло три разных продукта, а вышел один под одним наименованием. И это нонсенс. Видимо, ещё не так хорошо все эти возможности отслеживания и выявления фальсификации. Плюс совершенствование инструментов фальсификации. Всё-таки нужен комплексный подход для того, чтобы со всех сторон оценивать продукт. У нас очень много инструментов, но нет чёткого алгоритма, что за чем применять. Вот можно сделать один анализ и сказать, вот всё нормально. Дальше нечего и копаться в этом продукте. А можно наоборот: если хотя бы в каком-то показателе есть отклонения, значит надо дальше разворачивать остальные исследования. У нас, как правило, если проводят мониторинг, там сразу назначают набор исследований, надо это или не надо. Соответственно, затрачиваются большие деньги. А изначально уже только по одному показателю видно, что продукты нужно проверить на фальсификат. 

Milknews: За какими новыми технологиями будущее? 

Е. Топникова: Новые технологии, безусловно, будут связаны с использованием новых процессов, нового технологического оборудования. К сожалению, мало именно наших компаний-производителей занимаются этим, отрасль упустила этот момент. Но тем не менее сотрудничество есть и, базируясь на серьёзных процессах и оборудовании, можно сделать много тех продуктов, которые будут иметь целевой состав: это спецпитание, диетическое питание, детское питание. Что касается экзотических направлений, это, конечно, может развиваться, но наш потребитель в большей степени консервативный и предпочитает традиционные продукты. Поэтому сохранение этих традиционных продуктов, совершенствование технологий их производства, чтобы они стали более эффективными, чтобы стали чуть дешевле не за счёт фальсификации, а за счет более совершенного производства, чтобы на нем было меньше потерь. Безусловно, любой процесс совершенствования производства требует затрат. Но, конечно, уже есть хорошие примеры отдельных экологичных и эффективных производств. Нужно на них равняться.
1697020061

3693 просмотра

MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен