Артем Брижицкий, Unilever Бизнесу нужно больше времени, чтобы подготовиться к маркировке
Обязательная маркировка молочной продукции стартует уже совсем скоро, до 1 июня, когда система будет внедрена для мороженого и сыров, остается чуть менее двух месяцев. О том, как проходит подготовка к внедрению маркировки, какие трудности приходится преодолевать на этом пути, а также о том, что изменится в отрасли с запуском системы, Milknews рассказал руководитель отдела по взаимодействию с органами государственной власти Unilever в России, Украине и Беларуси Артем Брижицкий.
Milknews: Насколько ваша компания готова к маркировке?
А. Брижицкий: Мы находимся в процессе активной подготовки к внедрению маркировки. С сентября прошлого года мы находимся в плотной коммуникации с ЦРПТ и со всеми участниками цепочки, обсуждая саму систему маркировки и реализацию требований законодательства. Сейчас нам очевидно, что бизнесу (не только нам, но и нашим партнерам) нужно больше времени, чтобы подготовиться к таким масштабным изменениям. Таким образом, мы не выступаем против маркировки продукции как таковой, а считаем, что соблюсти все требования в такой короткий срок крайне затруднительно – и дополнительные шесть месяцев могли бы значительно улучшить ситуацию.
По нашим подсчетам, затраты для двух наших производственных площадкок в нашей компании будут достигать около девяти млн евро. В эту сумму входит внедрение IT-решений, приобретение оборудования для нанесения и проверки кода маркировки, установка ПО для управления оборудованием и найм дополнительного персонала для обслуживания оборудования. Это далеко не предел – в ходе внедрения маркировки обязательно возникнут непредвиденные расходы. Сама инициатива будет реализовываться поэтапно и затронет множество аспектов деятельности компании, от изменения макета упаковки до перехода на электронный документооборот.
Что касается технической стороны, на сегодняшний день решения для нашей индустрии в промышленных масштабах по-прежнему отсутствуют. Мы занимаемся доработкой внутренней учетной системы предприятий (SAP) для обеспечения связи с Государственной информационной системой Минпромторга. Кроме того, в Unilever ведется активная работа по проекту с интеграторами по разработке решения для обеспечения маркировки продукции.
Milknews: С какими трудностями вы сталкиваетесь в ходе подготовки к маркировке?
А. Брижицкий: У нас было несколько сложных ситуаций в рамках подготовки к маркировке наших брендов мороженого.
В первую очередь, мы обратили внимание на то, что в дизайне существующего оборудования на наших фабриках в принципе не предусмотрено место для размещения дополнительного технического оснащения, которое и будет наносить код на упаковку. Нам и другим участникам рынка потребуется серьезная модернизация узлов каждой производственной линии. Это приведет к увеличению общего срока реализации проекта, а также его стоимости. Но даже если у нас получится своевременно установить такое оборудование на заводах, качество нанесения кода будет низким: из-за влажности и вибрации в производственных цехах код не всегда будет отпечатываться корректно. Это может повлиять на дальнейшую цепочку реализации, что для нас как лидера продаж в категории мороженого недопустимо.
Также в отрасли довольно часто обсуждают новость о том, что найдено техническое решение нанесения кодов на базе типографий. Мы бы не были столь уверены в этом: сомневаемся, что партнеры смогли так быстро адаптироваться к новым идеям и требованиям. Среди наших партнерских типографий готовность к реализации проекта подтвердили только пятая часть. Не у всех торговых сетей, не говоря уже о частных точках продаж, есть технические возможности вести учет проданного товара по новой системе. Это дополнительный риск для всех нас, препятствующий полной готовности предприятий к запуску проекта 1 июня. Аналогичная ситуация характерна не только для нас, и мы не исключаем, что в разгар сезона потребители попросту столкнутся с дефицитом мороженого, если сроки внедрения останутся прежними.
При этом с недавних пор мы начали получать дополнительные требования от торговых сетей о прекращении поставок немаркированной продукции после 1 июня 2021 года. Это идет вразрез с требованиями законодательства о том, что мы все еще можем реализовать немаркированную продукцию, произведенную до старта проекта, до окончания ее срока годности.
Milknews: Насколько маркировка нужна сегодня молочной отрасли и в частности категории мороженого?
А. Брижицкий: Потребитель имеет полное право знать о качестве и составе продукта. Сейчас для этого ему нужно потратить достаточно много времени, чтобы найти и изучить разрешительные и юридические документы, но маркировка значительно сократит и упростит этот путь. Основная цель гораздо масштабнее - в конечном итоге введение маркировки позволит улучшить контроль качества продуктов и уменьшить долю фальсификата на рынке. Безусловно, мы считаем важной эту инициативу и уверены, что она положительно отразится на проверке и координации товарного потока, но стоит учитывать, что участники рынка пока ещё не не подготовлены к введению маркировки.
Milknews: Приведет ли ввод маркировки к росту цен на мороженое и каким-либо другим последствиям в дальнейшем?
А. Брижицкий: Переход на маркировку товаров значительно увеличит расходы поставщиков. Кроме того, ситуация с пандемией и сопутствующие ей трудности для бизнеса оказали влияние на рост цен на сырье, а импортная составляющая подорожала на фоне изменения валютного курса. Все эти факторы в перспективе могут отразиться на росте цен на мороженое.
Мы не исключаем, что в разгар сезона рынок столкнётся с дефицитом мороженого, учитывая отсутствие технических решений для индустрии в промышленных масштабах и ограничения по срокам внедрения инициативы. Со своей стороны, мы предпринимаем все необходимые действия, чтобы избежать негативных последствий, но отсрочка внедрения маркировки позволила бы сделать этот процесс менее болезненным.