Сергей Волков, «Княгининское молоко» Спрос на «молочную классику» вырос, а на йогурты упал
Влияние санкций на переработчиков молока, предпочтения со стороны покупателей и развитие в непростых экономических условиях. Об этом и о многом другом Milknews побеседовал с генеральным директором компании «Княгининское молоко» Сергеем Волковым.
Milknews: Каким стал 2023 год для вашей компании. Насколько серьезно упали доходы?
С. Волков: Доходность нашего предприятия в этом году снизилась. Так как мы производим и цельномолочную продукцию, и «консервы» (сухое молоко и масло), то с учетом сильного падения цены за последние два года - с 240 до 165 рублей за килограмм СОМ (сухого обезжиренного молока), цены в рознице существенно снизились, и, соответственно, доходность немного упала.
В этом году упали цены и на сырое молоко, а вслед за ними на цельномолочную продукцию. При этом на доходность влияет не только цена на сырое молоко, но и стоимость запчастей, ингредиентов, упаковки – всё это дорожает. Однако сейчас ситуация хоть и медленно, но восстанавливается: цены на молочную продукцию повышаются. Хотя рынок сырья растет быстрее, чем восстанавливается рынок цельномолочки.
Мы ожидаем, что где-то в первой половине 2024 года плавно выберемся по уровню цен на начало 2022 года, соответственно, должна увеличиться и доходность. Но как будет на самом деле, сказать сложно.
Milknews: Удается ли вкладывать в развитие в текущих экономических условиях, или речь идет только о выживании. И как изменились объемы выпускаемой продукции на вашем предприятии?
С. Волков: Несмотря на общее снижение доходности в 2023 году, в физическом выпуске продукции мы выросли примерно на 10%. Плюс, в сентябре этого года мы запустили новый цех по производству творога. Это современный, оснащенный высокотехнологичным оборудованием и отвечающий всем необходимым стандартам корпус. Инвестиции в проект составили 1,2 млрд рублей. Там будет перерабатываться около 120 тонн молока в сутки.
В целом мы настроены позитивно. Конечно, бывают тяжелые времена, но мы видим, что идет восстановление сектора: потихоньку восстанавливаются цены на СОМ, достаточно быстро растут цены на масло.
Milknews: С чем связан запуск цеха, ориентированного на производство именно творога. Вырос спрос на этот продукт?
С. Волков: Наше предприятие выпускало творог всегда, но производство располагалось на площадке в другом городе и совершенно не соответствовало современным требованиям. Поэтому было принято решение данную площадку закрыть и построить новую, современную с нуля.
Запуск линии по производству творога – это только часть инвестпроекта. Площадь нового цеха 2,5 тысячи квадратных метров, и мы там будем производить и другие продукты, связанные с творожной группой. В настоящее время мы ведем переговоры по поставке необходимого оборудования.
Milknews: А как в целом изменился спрос на различные виды молочной продукции. Что больше предпочитают граждане, молоко или «кисломолочку»?
С. Волков: В последнее два года вырос спрос на так называемую «классику»: молоко, творог и кефир. При этом граждане стали меньше покупать товаров сладкой йогуртной группы, которая является достаточно дорогой. Всё зависит от цены: в свое время стоимость йогуртов немного «улетела», а денег у людей больше не стало, поэтому они вернулись к товарам классической группы.
Milknews: В каких регионах представлена ваша продукция? Планируете ли поставлять её на экспорт?
С. Волков: Львиная доля нашей продукции поставляется на нижегородский рынок, нас здесь знают и любят. Мы представлены во всех федеральных торговых сетях области и имеем неплохие продажи. Но мы также поставляем товары в другие регионы, такие как Москва, Иваново.
На внешние рынки мы пока не работаем, но активно к этому готовимся. В частности, СОМ планируем экспортировать зарубеж, в настоящее время мы ищем такие варианты. Думаю, что в 2024 году первые поставки уже произойдут. То есть экспортная составляющая становится важной для нас. Это, что касается СОМа.
По остальной линейке продуктов и общему состоянию дел по продажам, конечно, ситуация достаточно сложная, как и у всех наших коллег. Мы видим, что молочная полка загружена, в магазинах большое разнообразие такой продукции. Это, естественно, усложняет реализацию. Но, с другой стороны, это хорошо, потому что растет конкуренция, и она подталкивает всех производителей повышать качество и снижать затраты.
Milknews: Какие инвестиционные планы у вас на ближайшие годы. На какую поддержку государства в этом вопросе рассчитываете?
С. Волков: Во-первых, как я уже говорил, мы расширим линейку производства товаров творожной группы, скорее всего, сладкой. Также мы планируем построить ещё одну линию по розливу продукции в ПЭТ (полиэтиленовую тару – прим. ред). Многое зависит от того, как к нам будут относиться банки. Ведь тот же проект по строительству творожного цеха был реализован при поддержке федеральных и областных властей. И если компенсацию процентной ставки по кредитам сохранят, то мы будем строить дальше. Потому что это реально удобно и позволяет возводить объекты с минимальными затратами. То есть планы амбициозные, будем стремиться к их выполнению.