Арташес Давтян Яндекс.Лавка ищет поставщиков молочных продуктов
Сервис экспресс-доставки продуктов питания и бытовых товаров Яндекс.Лавка запустил собственную торговую марку. Под СТМ в том числе, будут продаваться и молочные продукты. Покупателям уже доступно мороженое в бумажных стаканчиках, и сейчас компания ведет активную работу по поиску новых поставщиков в категории. Milknews поговорил с руководителем направления СТМ Яндекс.Лавки Арташесом Давтяном о том, как проходит отбор поставщиков, и какие еще продукты будут продаваться в линейке.
Milknews: Почему вы решили развивать линейку под собственной торговой маркой?
Арташес Давтян: Наши покупатели ищут скорость и удобство выбора. Собственная торговая марка - это во многом универсальное решение сразу для нескольких задач, потому что, если вы доверяете магазину, то вы доверяете представленным в нем товарам и, соответственно, товарам под собственной торговой маркой. Теперь покупатели могут не только получить товар домой за 15 минут, но еще и существенно упростить свой выбор.
Яндекс хорошо умеет искать. Все наши знания и умения в поиске мы попробовали применить, чтобы найти хорошие товары, которые по соотношению цены и качества будут близки и понятны покупателям. Это нашло отражение в позиционировании собственной торговой марки.
Milknews: Какую молочную продукцию вы будете развивать под СТМ?
Арташес Давтян: В рамках СТМ у нас будет практически все, что мы можем назвать “молочной продукцией”. Сейчас мы занимаемся и молоком, и кефиром, и сметаной, и сливочным маслом, и даже творожными сырками. Мы четко видим, что молочная продукция в Лавке относится к одной из самых востребованных категорий. По продажам она вторая в денежном выражении, и первая - в штучном. Безусловно, молочная продукция будет появляться под нашей СТМ. Сейчас у нас уже есть мороженое. Дальше мы будем развивать как базовые категории - молоко и кефир, так и более сложные продукты, такие как сыры.
Milknews: Кто целевая аудитория вашей продукции?
Арташес Давтян: Наша целевая аудитория - это все те, кто готов делать покупки в интернете. Мы не пытаемся сузить аудиторию до наших текущих покупателей, хотя, безусловно, они нам важны. Нам нужны любые покупатели, готовые сделать заказ с доставкой домой. Как только человек преодолел этот барьер и начал воспринимать покупку продуктов онлайн как что-то базовое для себя, он становится нашим потенциальным покупателем. При разработке СТМ мы ориентируемся на широкое целевое ядро.
Что касается ценовой категории, мы стараемся искать лучшее соотношение цены и качества. В каких-то случаях это означает цену повыше, в каких-то - пониже, но в целом вряд ли можно назвать наши продукты дорогими.
Milknews: Как определяется ассортимент линейки?
Арташес Давтян: Каждый товар, который мы запускаем, проходит несколько стадий исследования. Мы смотрим, что люди ищут в интернете в широком смысле этого слова, какие поисковые запросы популярны в каждой категории. Затем мы исследуем информацию уже по конкретной категории: выясняем, какие сегменты в ней растут, какие - падают, что становится популярным. Завершив изучение, мы организовываем преселект, в рамках которого несколько десятков поставщиков привозят свою продукцию, соответствующую нашему заданию. После чего мы делаем предварительный выбор, а потом обязательно проводим количественное исследование с потребителями. Только после этого продукт может попасть к нам на полку.
Milknews: По каким критериям ведется отбор поставщиков?
Арташес Давтян: Безусловно, это состав, целый ряд потребительских свойств, экологичность упаковки, насколько это возможно, потому что в некоторых категориях этого все еще сложно достичь. Смотрим на сроки годности, цену, питательные свойства и соответствие ожиданиям покупателя.
Мы не ограничиваем количество партнеров. Мы ищем поставщиков, которые полностью удовлетворят потребности нашего покупателя. Мы являемся проводником между производителем и покупателем. Если найдется один поставщик, который удовлетворит все потребности, будем работать с одним. Если придется найти 10, то будем искать 10. Кстати, мы открыты к сотрудничеству. У нас на сайте есть отдельная форма, через которую компания, которая хочет стать поставщиком СТМ, может к нам обратиться.
Основной рынок сбыта у нас сейчас - это Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. География особенно важна для категорий, где требуется короткий срок годности, а также для продуктов с яркими региональными предпочтениями.
Milknews: Как вы будете контролировать качество продукции под СТМ?
Арташес Давтян: У нас есть отдел качества, который посещает выбранные нами производства и проводит детальный аудит. Кроме того, мы обращаем внимание на наличие оценок внешних аудиторских агентств и сертификацию продуктов. Также у нас предусмотрены внезапные проверки для поставщиков по готовности их производства и общего качества готовой продукции.
Milknews: Насколько долгим был поиск поставщиков мороженого под СТМ?
Арташес Давтян: Наш поиск в этом вопросе еще не закончен, это был только первый шаг. Мы увидели, что растет спрос на мороженое в бумажных стаканчиках с ложкой. Его очень удобно есть на ходу, это одна порция, что позволяет человеку контролировать, сколько мороженого он съел. Когда мы обратили внимание на этот рынок, то выяснили, что на самом деле поставщиков продукта именно в таком формате не очень много. На этапе преселекта особенно хорошо себя показала продукция компании “Айскейк”, у них очень хороший и качественный продукт. В особенности нам понравился их подход к рецептуре, например, для мятного мороженого они настаивают мороженое на свежей мяте, чтобы получить нужный мятный привкус. Для шоколадного мороженого кусочки шоколада им поставляет крупнейший мировой производитель шоколада. Количественные испытания показали, что потребителю этот продукт нравится. Когда все это сложилось вместе с привлекательной ценой, то мы вышли на запуск. Мы начали с него, но уже сейчас думаем о запуске мороженого в других форматах. Рассматриваем варианты мороженого в формате эскимо, в вафельных стаканчиках и даже больших упаковках, потому что Россия пришла к модели, когда зимой продажи мороженого не настолько резко падают, а покупатели просто переходят к другим форматам.