Андрей Романов «Залесское молоко» Затраты нашей компании на маркировку составят примерно 120 млн рублей
В России 20 января началась цифровая маркировка молочной продукции. Пока это добровольная процедура. Но с 1 июня она поэтапно станет обязательной. Уже сейчас Национальный союз производителей молока заявляет, что в первый год нововведение обойдется производителям в 61 млрд рублей, тогда как чистая прибыль всей отрасли — около 35 млрд. О том, к чему готовятся производители и сколько простые покупатели заплатят за прозрачность, «РБК Калининград» поговорил с Андреем Романовым, председателем совета директоров ЗАО «Залесское молоко», президентом Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области.
Сколько ваша компания будет тратить на маркировку?
По предварительным оценкам, то что касается производства «Залесского фермера», это выйдет примерно в 120 млн рублей на весь комплекс, на все виды продукции. Маркировка на них будет вводиться постепенно, но в течение 2021-22 годов нам придется такие средства потратить.
Для понимания: насколько это существенная сумма, если сравнить с прибылью?
Понятно, что сложно сказать, какая прибыль будет в 2021-22 годах. Но в целом, если смотреть оценку Национального союза производителей молока, эта цифра выше, чем вся прибыль, которая была в отрасли по итогам 2019 года. Итогов 2020 года еще нет.
Что именно входит в эти затраты, на что пойдут деньги?
Это закупка специальных принтеров, устройств, которые могут считывать маркировку, это политайзеры (специальные автоматические упаковочные машины — прим. РБК Калининград), на которые нужно наносить маркировку, программы. А также стоимость этой марки.
Вы назвали принтеры и другое оборудование, то есть серьезно потратиться придется только один раз, при запуске процедуры? В дальнейшем такие деньги вкладывать не нужно?
Где-то половина суммы, которую назвал Национальный союз (61 млрд рублей) — это, если мне не изменяет память, ежегодные платежи за саму марку «Честный знак».
Как это отразится на цене товара?
На единицу продукции, это 50 копеек без НДС. Это стоимость самой марки.
Как устроена процедура маркировки в молочной отрасли?
Мы наносим маркировку и данные об этом отправляем через сервер в «Честный знак», где подтверждаем, что эта продукция выпущена нашим предприятием. Дальше любой потребитель может, считав этот код, получить информацию о том, кто этот продукт реально произвел.
Качество самого товара «Честный знак» не проверяет?
Нет, он борется с контрафактом. Он контролирует, чтобы продаваемая продукция была реально от заявленного производителя.
Представители фармбизнеса говорили, что система «Честный знак» часто дает сбои. Добровольная маркировка «молочки» началась на днях. Можете ли вы сейчас оценить работу системы?
Оценить не можем, но мы понимаем, что эти проблемы будут и в молочной отрасли. Потому что принцип один и то же, а количество предприятий и ассортимент продукции, возможно, даже больше, чем в фарминдустрии.
Молочная отрасль — это прежде всего, скоропортящиеся продукты. Как планируете балансировать между маркировкой и свежестью товара?
Здесь очень сложно строить прогнозы. Понятно, что для нас, производителей введение этой системы обернется дополнительными трудозатратами и финансовыми. Риски, о которых вы говорите, существуют. Но как все сложится — будем смотреть по факту. Это решение уже принято, его никто не отменит. Поэтому мы готовимся.