Денис Зюзин Внедрение маркировки молочной продукции осложнит жизнь малому бизнесу


Минпромторг разрабатывает меры по снижению возможных негативных последствий от введения маркировки молочной продукции. На днях министерство поручило ЦРПТ продумать, как можно снять административные барьеры для всех участников проекта. Тема обязательной маркировки вызывает много вопросов и споров в молочной отрасли. Milknews пообщался с генеральным директором «Кипринского молочного завода» Денисом Зюзиным. Глава одного из крупнейших отраслевых предприятий Алтайского края поделился своими мыслями по поводу внедрения маркировки, а также рассказал о том, с какими проблемами сталкиваются производители и переработчики молока в регионе.
 
 - Денис Анатольевич, что вы думаете по поводу внедрения проекта обязательной маркировки молочной продукции?
 
- Мне интересно, почему не обсуждается этот вопрос про кофе и шоколад, почему не обсуждают колбасу, где процент подлога совершенно дичайший, почему перешли сразу к цельномолочной продукции? Хотят качество повысить или налогов с отрасли побольше собрать? 
 
Если введут маркировку, это сильно подкосит небольшие  предприятия. Речь о фермерах, которые сейчас хотят выйти на рынок и занимаются мелкотоварным производством: мини-сыроварни, мини-молочные цеха. На внедрение маркировки денег у них нет. Так что с рынка уйдет большое количество среднего и малого бизнеса. Останется только крупный. Только они смогут решить все финансовые вопросы.
 
Повысится ли качество от этого? Нет, не повысится. Чтобы это произошло, нужно, чтобы в нашей стране всё молоко было высшего и первого сорта. Только тогда можно будет не сомневаться в качестве продукции. А оно во многих регионах находится на среднем или ниже среднего уровнях. Чтобы получить хороший товар, надо увеличить  объёмы производства молока и улучшить качество сырья. 
 
- Смогут ли нормально взаимодействовать две новые системы: «Меркурий» и маркировка? 
 
- Я считаю, что для начала нужно отработать первый этап. «Меркурий» ввели ещё совсем недавно, и процентов 30-35 компаний до сих пор разбираются с документооборотом. Есть много неясностей. На мой взгляд, “Меркурий” - система с большими огрехами, она несовершенна. Пока там много вопросов, связанных с документами, и даже таких, на которые не могут ответить сами разработчики программного обеспечения. Её нужно обкатывать как минимум два года, чтобы у всех товаропроизводителей и сетей не возникало никаких проблем. Чтобы всё это было отработано до автоматизма. И только когда первая система будет отлажена, можно подключать другие опции.
 
- Какова сегодня, по вашему мнению, ситуация в отрасли в вашем регионе? В чем его специфика, отличие от других субъектов?
 
- Наш регион находится очень далеко от центра России. Алтайский край - это середина страны. Субъект не имеет такого бюджета, как, например, соседние с нами: Тюменская область, Татарстан, Башкирия.
 
Алтайский край - это сельхозрегион: земля, пашни, минимум производства. А при этом мы производим огромное количество сыра. Первое место занимаем в стране. У нас рискованное земледелие и хотелось бы, чтобы при распределении существующих субсидий все эти факторы учитывались. 
 
- С какими проблемами приходится сталкиваться? Оказывается ли какая-то поддержка от государства?
 
- Поддержка оказывается. И по процентным ставкам, и по закупке техники. Но если брать в целом по стране – у нас высокий уровень цен. У нас сегодня стоимость молока намного выше среднеевропейской. По этому показателю мы опережаем многие страны, в то же время уровень доходов у нас гораздо ниже. В среднем бутылка молока стоит 80 рублей, а в Европе - 1 евро. 
 
- Почему такая ситуация сложилась?
 
- Чтобы поднять сельское хозяйство, нужна правильная программа государственного планирования. А её нет.
 
- Чего вы ждете от следующего года?
 
- Мы ждём роста цен на молоко, потому что «Меркурий» исключил из оборота многих недобросовестных переработчиков. Мы можем порадоваться за наших потребителей: в молоке стало намного больше молока, а в сметане - натуральных сливок. Это большой плюс.
 
Но, соответственно, спрос на сырьё приведёт к росту цен на продукцию. А если будет расти стоимость на молоко, значит, будут расти и объёмы его производства в России. Как следствие, в этот бизнес, скорее всего, начнёт инвестировать средний и малый бизнес, а может, даже и крупный нарастит производство. И в последующие годы будет происходить то же самое.
 
Вот пример: первую тонну сыра я продавал оптом за 20 тысяч рублей. Это было 22 года назад. Сегодня оптовая цена хорошего российского сыра - 380-400 рублей. За 22 года цена выросла в среднем на 7-10% Такой же тренд и останется в ближайшие годы.  Когда-то бутылка молока стоила 30 рублей, сейчас - 80. 
 
Пока что с молочной отраслью вообще всё сложно, потому что молодёжь неохотно остаётся в селе. Грамотные ребята едут в город. Сбегают на большие производства: где нефть, газ, роботы, автоматизированные линии и т.д. Люди взрослые, возрастные - уходят. А сегодня техника современная - нужны знания. И, конечно, высокая зарплата, чтобы люди хотели работать.
 
Катастрофически не хватает рук. Не хватает ни осеменаторов, ни агротехников, ни агрономов - никого. Для нас это серьезная проблема.
 
Вопрос: как заманить молодых в деревню? А доярок где набрать? Как людей вообще заинтересовать? Только сделать так, чтобы деревня была современная со всей необходимой инфраструктурой: супермаркет, хорошая больница, торговые центры, дороги, чтобы это было по-человечески. Пусть не в каждом населённом пункте, но хотя бы в райцентре. Тогда, возможно, всё будет по-другому. Но для этого нужно создать госпрограмму. 
 

3189 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ОК

Комментарии
extenso
ИНФОРС
bioMerieux

МО-2020
Энрофлон
Подпишитесь на нашу рассылку
Продается завод


Аналитический центр Milknews
Алпака
Красный мужик
Алпака
Красный мужик