Резуненко

Экспортные перспективы и запросы импортеров обсудили на конференции Dairy session 2025. Dubai


Erid: 2SDnjeL2byN
 
Расстановку сил на мировом молочном рынке и перспективы взаимовыгодного сотрудничества российских производителей молочной продукции и крупнейших импортеров стран Северной Африки и Ближнего Востока обсудили участники первой международной конференция Dairy session 2025. Dubai, которая прошла в Дубае (ОАЭ) 20-21 февраля.
 
Организаторами встречи стали Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) и информационное агентство Milknews при поддержке ФЦ “Агроэкспорт” при Минсельхозе РФ. Флагманским партнером мероприятия выступила компания Simpllo.
 
Генеральный директор Союзмолоко Артем Белов в своем выступлении обозначил ключевые тенденции мирового молочного рынка.
 
Согласно данным Союзмолоко, объем мирового рынка молока и молочной продукции по предварительным данным 2023 года вырос на 1,8% по сравнению с показателем 2022 года и составил 969 млн тонн в молочном эквиваленте. Как уточнил Белов, среднегодовой темп роста мирового объема молочного рынка с 2015 года составляет около 2%, что делает этот сегмент одним из самых быстрорастущих. По данным союза, объем мирового экспорта молочной продукции в 2023 г. с учетом торговли внутри макрорегионов достиг более 100 млрд долларов.
 
Глава Союзмолока отметил, что крупнейшими по емкости рынками в мире являются Индия (238,9 млн тонн в молочном эквиваленте с потреблением 166 кг на человека в год), США (91,2 млн тонн, 266 кг на человека в год), Пакистан (64,8 млн тонн, 262 кг на человека в год), Китай (58,3 млн тонн, 41 кг на человека в год) и Бразилия (38,7 млн тонн, 183 кг на человека в год). Россия находится на шестом месте с емкостью рынка 36,2 млн тонн и потреблением 247 кг на человека в год.
 
«Традиционно львиная доля потребления и на душу населения, и в абсолютном выражении приходилась на развитые страны – это страны Северной Америки и Европы, но в последние годы очень динамично развивается потребление в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки», - добавил Белов.
 
Согласно прогнозам, представленным Беловым, потребление молочной продукции в мире к 2031 году вырастет на 24% к среднему значению за 2019–2021 гг., что является рекордом для пищевых товаров. Потребление ближайших конкурентов молочной продукции, бобовых и корнеплодов, за этот период увеличится на 23% и 16% соответственно.
 
Также ожидается, что мировое производство молока в развитых странах по итогам 2024 года составит 415 млн тонн против 411 млн тонн в 2023 году, а к 2034 эту может вырасти до 434 млн тонн. В развивающихся странах производство этого вида продукции может вырасти с 504 млн тонн до 528 и 653 млн тонн соответственно. Как уточнил Белов, речь идет об Индии, Китае и некоторых странах постсоветского пространства. «Мы очень рассчитываем, что доля России на этом рынке будет расти достаточно существенно», - подчеркнул он.
 
Ключевым драйвером роста производства молока в среднесрочной перспективе, по словам Белова, будет оставаться повышение продуктивности. Наибольший прирост производства, по прогнозам, к 2033 году по сравнению с 2021 годом покажут Индия (на 84%, до 292 млн тонн), Пакистан (24%, до 85 млн тонн) и страны Африки (9%, до 48 млн тонн). На прежнем уровне останется объем производства в странах ЕС-27 (151 млн тонн) и в Новой Зеландии (22 млн тонн). По данным ФАО, российский рынок также останется стабильным в размере 33 млн тонн, однако, по мнению Союзмолоко, он покажет рост с 25 до 32 млн тонн.
 
Общий объем мирового экспорта молочной продукции по итогам 2023 года составил 56 млрд долларов, что на 6,7% меньше показателя за 2022 год. Из них 76% обеспечивалось за счет продажи биржевых категорий, в том числе сухого молока, сухого обезжиренного молока, сыров, сливочного масла и сыворотки. Кроме того, по словам главы Союзмолоко, очень динамично в последнее время развивается сегмент ингредиентов, в том числе различных концентратов и изолятов. Как пояснил Белов, до 2022 года международная торговля в этой отрасли росла в среднем на 5% в год.
 
Как сообщил Белов, 64% мирового экспорта молочной продукции формируется в рамках товарооборота внутри макрорегионов и лишь 36% - в рамках товарооборота между макрорегионами.
 
«Ключевых стран-экспортеров, на самом деле, не так много. По сути на три крупнейших макрорегиона – страны ЕС-27+1, NAFTA и страны Океании приходится практически 80% мировой торговли», - рассказал глава Союзмолоко. Поставки из этих регионов составляют 17,3, 3,7 и 13,2 млн долларов соответственно.
 
По мнению главы Союзмолоко, в ближайшие десять лет с учетом влияния таких факторов, как «зеленая повестка», распределение ключевых экспортеров на молочном рынке может серьезно поменяться. «По прогнозу аналитиков, прироста молока в странах Европейского союза практически не будет. В странах Океании темпы прирост производства будут существенно ниже, чем в предыдущие десять лет. Серьезный потенциал остается в странах Северной Америки, NAFTA и, наверное, в развивающихся странах», - сказал Белов, напомнив, что наибольший рост производства сейчас показывает Индия, Китай и страны постсоветского пространства, прежде всего Россия и Белоруссия.
 
Общий объем экспорта молочной продукции из России в 2023 году достиг 447 млн долларов. В том числе поставки сыров составили 114 млн долларов, кисломолочной продукции – 95 млн долларов, «сырных продуктов» - 54 млн долларов, мороженого – 50 млн долларов, СОМ – 38 млн долларов. «На перспективу ближайших шести лет объем экспорта молочной продукции из РФ должен увеличиться более чем на 50%», - сообщил Белов.
 
Экспорт российской молочной продукции к 2030 году может превысить $730 млн. Об этом заявил в своем выступлении руководитель федерального центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе РФ Илья Ильюшин.
 
«Потенциал российского экспорта сухой молочной продукции к 2030 году мы оцениваем свыше $140 млн. Всего экспорт российской молочной продукции в 2030 году мы оцениваем на уровне более $730 млн, почти на 70% выше уровня прошлого года. В число перспективных направлений, помимо наших традиционных рынков, входят Китай, Алжир, Египет, Саудовская Аравия, Турция, страны Юго-Восточной Азии», - рассказал он.
 
Глава «Агроэкспорта» подчеркнул, что по итогам 2024 года экспорт российской молочной продукции в стоимостном выражении вырос на 19%, в том числе поставки сыра увеличились на 26%, молока - на 39%, сухого молока - на 15%.
 
Ильюшин отметил, что российская молочная продукция поставляется в 67 стран. «Традиционно мы экспортировали молочку на ближние рынки государств постсоветского пространства. Однако в прошлом году произошло увеличение экспорта в Китай - на 60%, в Монголию - на 31%», - рассказал эксперт.
 
Глава «Агрокспорта» напомнил, что Россия имеет 41 представителя в 39 странах мира, которые оказывают содействие в развитии экспорта отечественной сельхозпродукции. И к этим торговым представителям могут обращаться за помощью не только российские компании, но и иностранные партнеры за получением информации и консультаций по тем или иным направлениям развития бизнеса.
 
Шамим Сайнулабдин - директор по работе с собственными торговыми марками Lulu Group International, одной из крупнейших компаний Ближнего Востока со штаб-квартирой в ОАЭ, которая управляет глобальной сетью розничных торговых сетей по всему региону, в своем выступлении отметил огромный потенциал сотрудничества с российскими производителями молочной продукции. Он рассказал, что компания имеет весьма агрессивные планы развития, в том числе в плане расширения молочной линейки на полках супермаркетов азиатских стран, и продукция из РФ может занять на них достойное место. Сайнулабдин отметил, что сегодня ведутся переговоры с рядом российских компаний о поставках сухого молока для розницы, также потенциал есть и у сыров, сливочного масла и сухой сыворотки. В то же время он упомянул и о сложностях потенциального сотрудничества, в числе которых вопрос сроков годности поставляемой продукции и соответствия ее качества высоким требованиям качества стран региона.
 
Директор по коммуникациям крупнейшей молочной компании Омана Mazoon Dairy Ахмед Аль Гафри посетовал на то, что продукция российских компаний редко появляется на полках арабских стран, и данная встреча может стать хорошей отправной точкой для знакомства с производителями из РФ. Кроме того, он выразил заинтересованность в закупке российских кормов для КРС для ферм компании, однако подчеркнул, что необходимо тщательно продумать их логистику.
 
Мохамед Сейф Эль-Аслам, вице-президент по закупкам и сельскому хозяйству египетской Beyti, входящей в состав крупнейшего молочного игрока на Ближнем Востоке Almarai Holding, рассказал о своей компании, отметив что она производит широкий спектр молочной продукции, а также владеет 70 фермами за пределами Египта. В рамках сотрудничества с Россией компания рассматривает поставки кормовых ингредиентов для животноводческих предприятий, но не исключает и поставки готовой молочной продукции, в частности сливочного масла. При этом глава Beyti подчеркнул, что, несмотря на открытость для новых поставщиков, требования по качеству у компании очень высоки.
 
Учредитель группы компаний Simpllo Иван Кутиль рассказал в своем выступлении об опыте сопровождения экспортно-импортных сделок и организации международных взаиморасчетов между российскими и международными компаниями в сфере торговли продукцией АПК. Компания помогает в получении экспортной выручки, осуществляет переводы денежных средств из РФ и в РФ, на сегодняшний день имеет более 5 тыс. клиентов, осуществляет операции со всеми валютами и имеет развитую сеть инфраструктуры по всему миру.
 
Генеральный директор компании «Молвест» Анатолий Лосев представил экспортный потенциал компании, отметив, что сегодня она производит и поставляет на экспорт сухое молоко, пермеат, КСБ и КМБ в страны Персидского залива, Северной Африки и Азии. При этом все стандарты, которые требуют эти государства, активно внедряются в производство.
 
Говоря об опыте, который получила компания в плане экспорта, Лосев отметил  потребность в представителях на всех значимых рынках. «В каждой стране или нескольких странах у нас есть представитель, который получает свою комиссию и который прорабатывает предварительно все контракты, передает образцы, получает обратную связь и потом уже работает команда из России», - отметил он.
 
Ключевыми факторами успеха в реализации экспортного потенциала глава «Молвест» считает контроль качества поставляемой продукции, готовность к уступкам по цене, так как многие импортеры требуют дисконт от новых партнеров, и тщательный выбор логистических операторов во избежание срыва сроков поставок, что обоснованно вызывает недовольство зарубежных коллег.
 
Бренд-директор направления HoReCa и спецпроектов ГК «Эконива» Екатерина Дюрр подробно рассказала о работе холдинга, который является крупнейшим производителем сырого молока в России и третьим – в мире. Она подчеркнула ответственный подход к качеству производимой продукции и отметила, что у «ЭкоНивы» есть представительство в Китае, которое занимается развитием экспорта «Это самый интересный опыт в плане работы на зарубежном рынке. Он помогает понимать менталитет других стран и уделять пристальное внимания маркетингу и продвижению внутри страны», - уточнила она. Также Екатерина Дюрр отметила, что компания занимается производством сухого молока, активно продвигает его на международные рынки и имеет возможность экспортировать продукт более чем в 25 стран.
 
Нурхан Неаматаллах, директор по цепочке поставок египетского холдинга Mansour Group – одного из крупнейших производителей и продавцов молочной и другой пищевой продукции в регионе - отметила, что уже имеет опыт импорта из России. Она подчеркнула, что несмотря на сложности с логистикой, качество российской продукции оценивается очень высоко, и компания планирует расширять сотрудничество с нашей страной в плане импорта биржевых молочных продуктов и зерна. Mansour Group не исключает возможность импорта готовой молочной продукции из РФ, но этот вопрос требует дополнительной проработки.
 
Андреа Фалькони, директор по упаковке товаров под брендом заказчика и собственной торговой марки AI Ain Farms - крупнейшего производителя молочной продукции в ОАЭ - рассказала, что объемов производимых компанией сыров и сливочного масла недостаточно для удовлетворения спроса на эти продукты в регионе. В связи с этим AI Ain Farms рассматривает сотрудничество с российскими производителями молочной продукции, в том числе для сегмента HoReCa.
 
Мохаммед Юнис, вице-президент по продажам и маркетингу крупного производителя и дистрибутора пищевых ингредиентов компании ARSTE из Саудовской Аравии, которая уже работает с рядом российских молочных компаний, отметил, что качество отечественной продукции растет, поэтому есть интерес к увеличению числа партнеров из РФ. Несмотря сложности в логистике и взаиморасчетах, российское сухое молоко и другие ингредиенты могут составить достойную конкуренцию товарам и Китая и Европы.
 
В завершение встречи председатель совета директоров компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин рассказал об экспортных перспективах российского мороженого. Он подчеркнул, что потребители разных стран по-разному воспринимают вкусовые качества одного и того же продукта, поэтому для успешного выхода на экспорт российским производителям мороженого необходимо тщательно изучать каждый рынок отдельно, иметь единое мнение по стратегии экспорта внутри компании, внедрять на производстве инновационное оборудование и технологии и прорабатывать все юридические тонкости.
 
В первой международной конференция Dairy session 2025. Dubai приняли участие более 100 руководителей бизнеса из 15 стран.
 
Реклама. ООО «Простые международные платежи», ИНН 7816336872

1740135636

экспорт

273 просмотра

Также рекомендуем:


МП Резуненко
Молочные заводы
Комментарии
МОРОЖКА
Мустанг - стресс 25
СИМПЛО - АЛЬФА

КАДРЫ
Молочные заводы
Нов 5 мин еженедельно
Подпишитесь на нашу рассылку
ЖИР 99

Кизель - 25

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы