Обзор Фудшеринг в молочной отрасли, или как спасти от утилизации полезные продукты
Зачем выбрасывать еду, если ею можно накормить нуждающихся? Как отдать молочную продукцию людям, которые испытывают в ней потребность, но попали в сложную жизненную ситуацию? В новом материале, подготовленном вместе с нашими друзьями из благотворительный фонд «Банк еды «Русь», поговорим о фудшеринге в молочной отрасли – его специфике и сложностях, главных лидерах и перспективах в России.
Благотворительность vs утилизация
Один молокозавод регулярно выпускает популярную линейку йогуртов. Поставки ингредиентов согласованы на год вперед, производство работает бесперебойно. Однако спрос на некоторые виды из линейки внезапно падает: продукция копится на складах, а сроки годности невелики.
Еще пример – фуры с продукцией другого крупного молочного предприятия Р\выезжают на отгрузку в торговые сети. Но снежный коллапс не дает добраться до мест назначения: машины возвращаются назад, а склад не готов их принять – по плану там уже ожидают новую продукцию. Магазины, в свою очередь, отклоняют поставки не в срок.
Ситуаций, описанных выше и им подобных, – сотни. И привычный способ их разрешения – утилизация. А если точнее – отправка еды на свалку и обесценивание ресурсов, затраченных на ее производство.
Вариант, гораздо менее распространенный (в материале объясним почему), – отдать невостребованные хорошие продукты до истечения срока годности на фудшеринг, чтобы полезная «молочка» пополнила рацион семей с детьми и других людей в сложной жизненной ситуации.
Фудшеринг – технология перераспределения не востребованной бизнесом и людьми, но качественной и пригодной еды среди нуждающихся.
Всем ли достанется молоко?
По официальной статистике, в России сейчас не осталось домохозяйств, которым не хватает денег на еду. Об этом говорят результаты опроса Росстата по итогам II квартала 2024 года. При этом рацион среднего россиянина не соответствует нормам здорового питания: в Федеральном исследовательском центре питания, биотехнологии и безопасности пищи (ФГБУН) выяснили, что россияне едят недостаточно полезных продуктов – и на первом месте в списке как раз «молочка».
Согласно рекомендациям Министерства здравоохранения РФ, здоровое питание требует потребления 325 кг молока и молокопродуктов в год – это около 27 кг ежемесячно.
Менее здоровые продукты зачастую стоят дешевле, имеют более длительный срок хранения и могут быть «растянуты» на много приемов пищи. В домохозяйствах с невысоким доходом это приводит к неправильным привычкам в питании, что особенно пагубно сказывается на здоровье детей.
Банки еды спешат на помощь
Для восполнения дефицитов в питании во многих странах граждане могут обращаться в банки еды (food banks). Это некоммерческие организации, использующие технологию фудшеринга.
Впервые такие благотворительные организации возникли в 1960-х годах в США. На сегодня в Америке действует уже более 200 банков еды, которые вместе составляют сеть Feeding America. По их данным, молочная продукция – молоко, сыр, йогурт и др. – возглавляет тройку самых востребованных населением продуктов в фудшеринге. За этой продукцией американцы обращаются чаще всего, однако производители жертвуют «молочку» редко. В освещении ситуации даже участвовала Дженнифер Лопес: в 2020 году певица стала лицом акции производителя молочных продуктов Yoplait в поддержку Feeding America.
В России фудшеринг от компаний – производителей и розничных магазинов – реализуется через ряд некоммерческих организаций. Первым банком еды и крупнейшим актором фудшеринга является созданный в 2012 году банк еды «Русь».
Специфика и сложности «молочного» фудшеринга
1. Короткие сроки хранения
В большинстве случаев молочная и кисломолочная продукция имеет короткие сроки хранения – недели и даже дни. (Некоторые виды молочной продукции являются исключением – ультрапастеризованное молоко и сливки, сыры в вакуумной упаковке).
Это означает, что производитель или розничный продавец, желающий применить технологию фудшеринга для таких продуктов, должен:
1) бдительно отслеживать динамику продаж, чтобы вовремя спрогнозировать невозможность реализации всего объема продукции на остаточных сроках;
2) учитывать, что планируемая к передаче продукция должна иметь некоторый запас срока годности.
Молочная продукция не должна быть отдана на фудшеринг в самые крайние сроки: даже при отлаженной логистике и каналах распределения, которые обеспечивает фудшеринговая организация, на доставку и раздачу все равно потребуется время и ресурсы. Это особенно актуально, когда производители жертвуют целые партии продукции в больших объемах.
По информации, полученной от банка еды «Русь», в фонде готовы принимать молочные продукты:
- с оставшимся сроком годности до 5 дней – с новыми партнерами;
- с оставшимся сроком годности до 3-4 дней – с постоянными партнерами, с которыми уже отлажена необходимая логистика.
Как правило, продукты могут быть доставлены в пункты распределения уже на следующий день, иногда в тот же день – это зависит от региона распределения, объема и ассортимента передаваемой продукции.
- с оставшимся сроком годности до 5 дней – с новыми партнерами;
- с оставшимся сроком годности до 3-4 дней – с постоянными партнерами, с которыми уже отлажена необходимая логистика.
Как правило, продукты могут быть доставлены в пункты распределения уже на следующий день, иногда в тот же день – это зависит от региона распределения, объема и ассортимента передаваемой продукции.
2. Профессиональные машины и склады с холодильным оборудованием
Так как молочная и кисломолочная продукция относится к скоропортящейся, то требует поддержания особого температурного режима – и при хранении, и при транспортировке. Для ее перевозки должны использоваться только специальные транспортные средства с холодильным оборудованием – авторефрижераторы. А в пунктах распределения должно быть обеспечено холодное хранение.
Это создает дополнительные сложности для фудшеринга молочных продуктов – особенно учитывая, что найти профессиональную машину нужно очень быстро, чтобы обеспечить скорейшую доставку к пунктам распределения продуктов, срок годности которых подходит к концу.
Среди крупнейших партнеров банка еды «Русь» по молочной продукции – компания H&N. На данный момент H&N подключили почти всю свою складскую инфраструктуру – 15 точек от Липецка до Красноярска – к восьми НКО: две из них – федеральные (включая банк еды «Русь»), остальные – локальные. Строгие требования по спецтранспорту и холодному хранению являются обязательными, и H&N контролирует его исполнение.
С подачи H&N их партнерская логистическая компания APPIA° Logistics тоже стала подключаться к реализации фудшеринга – уже в роли благотворителя. Некоторые доставки от склада H&N до распределительных центров банка еды «Русь» APPIA° Logistics осуществляет на некоммерческой основе, за счет чего фонд может экономить средства на транспортировке донируемой продукции.
С подачи H&N их партнерская логистическая компания APPIA° Logistics тоже стала подключаться к реализации фудшеринга – уже в роли благотворителя. Некоторые доставки от склада H&N до распределительных центров банка еды «Русь» APPIA° Logistics осуществляет на некоммерческой основе, за счет чего фонд может экономить средства на транспортировке донируемой продукции.
3. Наличие необходимой документации
Любая передаваемая на фудшеринг пищевая продукция должна сопровождаться полным пакетом документов, установленных для нее законодательством. В случае с «молочкой» это требует подключения всех участников процесса фудшеринга к системе «Меркурий».
Приказом № 648 от 18 декабря 2015 года Министерства сельского хозяйства России молоко и все продукты из молока: йогурты, сыры, масло, творог и т.д. – закреплены в списке подконтрольной продукции, для которой требуется оформление ВСД.
Чтобы облегчить фудшеринг молочной продукции и других продуктов животного происхождения, в экспертном сообществе нередко звучат призывы вывести продукцию, передаваемую на фудшеринг, из-под действия «Меркурия».
4. Транспортабельность и целостность упаковки
Этот пункт является общим для всех видов пищевых продуктов, передаваемых на фудшеринг, и в случае с молочной продукцией он тоже действует неукоснительно.
1) Транспортабельность означает, что продукты надлежащим образом упакованы для загрузки в грузовые машины и безопасной перевозки. Подробно об условиях перевозки разных видов пищевых продуктов читайте здесь.
2) Допустима помятость упаковки, но не должна быть нарушена ее целостность.
При наличии разрывов, разрезов, проколов и т.п. в упаковке продукт переводится в категорию отходов.
«Молочный» фудшеринг через «Банк еды «Русь»
Молочная продукция относится к категории продуктов с высокими рисками для безопасности. Поэтому ее нужно передавать очень быстро и качественно, используя спецтранспорт и холодное хранение, чтобы не допустить порчу и сохранить все полезные свойства продукта.
Найти в кратчайшие сроки авторефрижератор, обеспечить оперативную загрузку и разгрузку на склады – свои или партнеров – с организацией максимально быстрой раздачи продуктов тем, кто в них нуждается, под силу лишь профессиональной фудшеринговой организации с достаточно широкой сетью партнерских НКО. Таким профессионалом в нашей стране является банк еды «Русь».
В своем отчете за 2022 год банк еды «Русь» составил список товаров, которые чаще всего передают на фудшеринг, и молочная гастрономия – в тройке лидеров. В 2022 году фонд собрал и передал почти 2,5 млн кг молочной продукции стоимостью более 425 млн рублей. Все продукты передаются с соблюдением сроков годности и имеют все необходимые сертификаты качества.
Промышленный фудшеринг молочной продукции обычно работает так:
1) фонд получает информацию от партнера – производителя молочной продукции, что определенное количество тонн продукции нужно забрать с их завода, который находится в таком-то городе;
2) в этот же день специалисты фонда связываются с сотрудниками пунктов раздач – прежде всего в том округе, где находится завод. Такими центрами могут быть и благотворительные НКО, и социальные службы, и церковные приходы;
3) одновременно специалисты заказывают спецтранспорт – авторефрижераторы;
4) когда машины подъезжают к пунктам выдачи, там их уже ждут для разгрузки;
5) сотрудники в центрах раздач тут же проводят оповещение подопечных: таким образом, раздачи начинаются практически сразу.
Каждый месяц по всей России сотни тысяч нуждающихся получают помощь от банка еды «Русь» в виде молочных продуктов от таких производителей, как Вимм-Билль-Данн, H&N, Лакталис (торговые марки President, Galbani, Parmalati) и других.
Таким образом, главные партнеры фонда по фудшерингу молочной продукции – крупные транснациональные компании, в которых развита система корпоративной социальной ответственности.
В небольших объемах с фондом работают и региональные производители. Для лучшего вовлечения в фудшеринг предприятий молочной отрасли в июле 2024 года банк еды «Русь» заключил партнерское соглашение с национальным союзом производителей молока СОЮЗМОЛОКО. Союз намерен максимально привлекать своих членов к работе с фондом для лучшей реализации социальных функций бизнеса и сокращения отходов.
Главным препятствием для такого вовлечения остается необходимость уплаты налога на добавленную стоимость при передаче товаров на благотворительность. Пока что утилизация излишков продукции для бизнеса оказывается дешевле и потому экономически более выгодно. На данный момент работа по снятию барьера в виде НДС через принятие специального закона о фудшеринге продолжается.
1736509132
продовольствие
132 просмотра
Также рекомендуем:
Лонгриды
Обзор Фудшеринг в молочной отрасли, или как спасти от утилизации полезные продукты
Аналитический центр Milknews