компоненты

Репортаж Как в Чувашии осваивают эмбриональные технологии


Использование тепла, выделяемого коровами, нагрев воды за счет свежевыдоенного молока и кругооборот навоза - этим известна компания “ЧебоМилк” из Чувашии. Но самое большое по поголовью предприятие республики экспериментирует еще и в сфере генетики: здесь осваивают и внедряют технологии эмбрионального трансфера in vitro и in vivo. Подробности - в репортаже Milknews.
 

Из механика в молочники


“За три дня до банкротства к нам пришли из соседнего хозяйства со словами “сделайте что-нибудь”. В то время мы по соседству производили запчасти и оборудование, - рассказывает руководитель компании “ЧебоМилк” Сергей Анучин. - Они не могли расплатиться с кредиторами, с банками. Так в 2008 году начался наш путь в животноводстве”.

Сергей Анучин оказался в Чувашии случайно: ехал после армии в сторону дома, но по дороге решил узнать, нет ли вакансий механика на тракторном заводе, и в результате проработал там 18 лет. Республика стала для него второй родиной. Он уволился с предприятия с должности заместителя главного конструктора и решил заняться своим бизнесом. В селе Новое Атлашево на бывших мощностях ПМК мелиорации начали производство комплектующих для тракторов и другой спецтехники, а также ее ремонт. 



Сельхознаправление подтолкнуло к мысли о создании мощностей по производству оборудования для животноводства. Все, что предприятие внедрило у себя, сейчас тиражируется на других предприятиях по всей России. Это рамные конструкции для доильного оборудования, шкафы управления, щётки-чесалки, вентиляторы и многое другое. 

Компания делает также сепараторы для навоза: масса проходит через биореактор, нагревается до температуры 70 градусов и обеззараживается, затем ее можно повторно использовать как подстилку. Биореактор тоже делают на предприятии. Он работает в зависимости от показаний датчиков температуры: либо включаются автоматы продувки, либо начинается выгрузка шнека. На поля выносится только жидкая фракция. 

Боксы для телят делают тоже сами - они сборные, как Lego, легко чистятся и обеззараживаются. “Это удобнее, чем домики для телят - их мыть сложнее”, - поясняет глава хозяйства.

Еще одно изобретение главы предприятия - система отопления в помещениях. Как инженер, Анучин задумался, что можно сделать с теплом, выделяемым коровами, и теперь оно собирается через специальную систему вентиляции и используется для отапливания административных кабинетов и нагрева технологической воды. Окупаемость системы, по оценкам компании, должна составить 4,5 года.

Сырье в танки поступает уже охлажденным благодаря еще одной уникальной системе - двухуровневой. Сначала с 36 градусов до 27 градусов молоко охлаждается артезианской водой, и до температуры 4 градуса – “ледяной” водой. Теплая артезианская вода отправляется на выпойку животным, а теплая вода со второй стадии охлаждения – на мойку оборудования и другие хозяйственные нужды.

От дотаций к прибыли

 

За счет прибыльного машиностроительного бизнеса удалось первое время решать трудности животноводческого комплекса, где Анучина избрали директором. “Сначала мы закрыли то, что генерировало убытки, потом начали разбираться с кредиторами - в суде подписали мировое соглашение, потихоньку выплатили все долги”, - вспоминает он. 

Продуктивность на предприятии тогда была крайне низкой - 2800 кг на голову. “Первым делом, конечно, накормили коров, потом стали что-то улучшать”, - объясняет Анучин. По его словам, сначала даже не было желания активно развивать и вкладываться в комплекс, но потом стало ясно, что без модернизации молодежь на работу не придет, и перспектив тут не будет.
Пришлось думать о строительстве нового комплекса. Изначально планировалось, что соинвестором выступит компания Danone, с которой были выстроены хорошие партнерские отношения, и комплекс будет построен совместно по аналогии с проектом “Тюменских молочных ферм” “Дамате”. Но жизнь внесла коррективы, и было принято решение реализовывать проект самостоятельно. Впрочем с Danone предприятие работает до сих – поставляет сырье на площадку в Казань и Саранск. Сырье также продают “Ядринмолоко”, “Чебоксарскому гормолзаводу” и компании “АККОНД”.



К 2023 году предприятие пришло с поголовьем в 7000 голов, включая 2700 дойного стада и бычков на откорме для собственного мясного производства. На комплексе стоят две дольные системы типа параллель и одна карусель на 72 места от Milkline, внедрена система управления стадом Dataflow II. Молочная продуктивность за это время выросла в четыре раза - до 11200-11300 кг на голову. “Это не наша цель, – говорит Анучин. – Наша цель — быть не хуже лучших предприятий России, а это 14000 кг”. Несмотря на неблагоприятную ценовую ситуацию, глава хозяйства не собирается снижать темпы прироста производства - чем больше молока, тем накладных расходов меньше. 

Анучин признает, что ценовая волатильность и текущий период снижения закупочной стоимости сырья будет неизбежно вымывать с рынка неэффективных игроков. “В плюсах, конечно, останутся большие холдинги, - считает глава хозяйства. - Мы себя, видимо, уже тоже можем причислить к ним”.

in vitro и in vivo


Стратегическая цель “ЧебоМилка” – заниматься племенным животноводством профессионально. В условиях ограниченных возможностей по расширению земельного банка компания поняла, что больше до 3 тыс. голов дойного стада расшириться будет невозможно. Строить комплексы далеко от завода и основной площадки на предприятии тоже посчитали нелогичным - все должно быть локально сконцентрировано, чтобы можно было эффективно контролировать. Так “ЧебоМилк” пришел к необходимости осваивать эмбриональные технологии. 



“Это возможность создавать самых лучших коров в стране, и наша цель – стать лучшим племенным хозяйством в России”, - делится Анучин.

Рынка эмбрионального трансфера в России как такового сегодня нет. На базе “Щелково-Агрохим” была создана генетическая ферма «Бетагран Липецк», в строительство которой было вложено 350 млн руб., но пока массовым эмбриотрасфер так и не стал.

На “ЧебоМилк” ведут работы по двум технологиям – и in vitro, и in vivo. in vitro – это осеменение яйцеклетки семенем и выращивание эмбриона в пробирке, в искусственных условиях. Затем эмбрион подсаживается суррогатной матери – донорской телке. Технология in vivo подразумевает, что оплодотворение происходит внутри живого организма, в матке подобранной телки. На седьмой день специалисты вымывают оттуда эмбрионы и замораживают их или сразу пересаживают корове-реципиенту.

Сейчас в хозяйстве работают в основном на технологии in vivo, но дополнительное оборудование для in vitro закупили, и более 100 эмбрионов уже получено.



По словам специалистов лаборатории, in vitro технология интереснее для бизнеса, так как яйцеклетки ты можешь отбирать у животного, почти не мешая процессу животноводства и в любой стадии его развития – даже в состояние стельности до 4-5 месяцев и хоть каждые 2 недели. В технологии in vivo животных все же нужно готовить к процессу осеменения, вводить гормоны. Нужно, чтобы коровы уже были полновозрастные, готовые к осеменению. Кроме того, наибольшее количество эмбрионов получается при выращивании их в пробирках. Если обычно с одного животного  получается в среднем 2-3 эмбриона, то в in vitro можно получить за раз 42 эмбриона, хотя эмбрион при in vivo приживается лучше. 

Сегодня предприятие уже готово продавать эмбрионы КРС после криоконсервации. “Но кому нужен эмбрион? - задается вопросом Анучин. - Хозяйству нужна стельность, а для стельности нужны специалисты, которые пересаживают. И вот стельность уже можно продавать”. В “ЧебоМилк” уже начали эту работу, несколько раз выезжали на площадки клиентов и пока занимаются отладкой системы: для хороших показателей нужно, чтобы была проведена работа по подготовке реципиентов, в которых можно было подсадить эмбрион, и они обязательно должны быть готовы по здоровью.

Системная проблема племенного животноводства


“ЧебоМилк” также планирует проводить на своей площадке республиканские конкурсы и показывать лучших телок и быков. Для этого сейчас строится смотровая площадка с трибуной. Сейчас предприятие пока не реализует скот – не достигли планируемого поголовья. Но со следующего года компания планирует начать продажу племенного скота.

Уже первый подход к вопросу повышения эффективности через генетические технологии принес свои результаты: от местных атлашевских коров, которые имели низкие показатели, стали получать на искусственном осеменении телок, дающих по 10 000 кг. Сегодня компания работает с лучшим импортным семенем: начинали с местного племобъединения, потом стали работать с американским и канадским семенем от топовых быков. Оно же используется сегодня для получения эмбрионов. “Нам нужно обязательно сохранить возможность поставок импортного семени, нельзя отрываться от мирового прогресса, – объясняет Анучин. – Развитие генетики ускорилось благодаря геномной оценке. Мы тоже ее сейчас проводим на всех родившихся телках”.



Специалисты компании осуществляют подбор пар по большому числу показателей - не только для повышения продуктивности, долголетия, роста показателей по жиру или белку, но и для того, чтобы продолжать улучшать породу, например, в части строения вымени или решения проблемы с маститом. Сначала, после того, как предприятие начало вести первую системную работу с генетикой, продуктивность выросла до 9000 кг. Работа с эмбриональным трансфером расширила эти горизонты. 

“Мало, кто сейчас этим занимается, но уже есть руководители и собственники, которые понимают, что это нужно. Должны быть индексы, оценки животных. Пока мы используем мировые публичные индексы TPI или NM (Net Merit), но если появится российский, будем работать с ним, потому что мы в России живём. Если проводить какие-то торги и аукционы по продаже скота, как это делается за рубежом, то нужно оценивать всех животных по индексам - и их стоимость будет различаться. Тогда это будет реально племенное дело, племенные животные, а не племенной статус определенных организаций, имеющих свидетельство с печатью”, - рассказывает Анучин.

Союзмолоко ранее также высказывался о необходимости создания в России конкурентного и прозрачного рынка племенного материала.

“Во-первых, сегодня нам необходима поголовная идентификация животных. Это база племенной работы, и без этого нам будет очень сложно двигаться дальше. Во-вторых, необходимо наконец-то передать статус от племенных хозяйств племенным животным. Соответственно, и государственная поддержка должна оказываться не на хозяйство, а на племенную голову. В-третьих, необходимо кардинально поменять роль ассоциаций по породам. По сути именно заводчики должны формировать техническое задание, с какими параметрами им нужны животные. Четвертый важнейший параметр - это формирование инфраструктуры. Это и геномные лаборатории, и лаборатории для сексирования семени, трансфера эмбрионов. Должна создаваться вся современная инфраструктура”, - отмечал генеральный директор Артем Белов.
“Племенным животноводством по сути никто не занимается, это работа только для галочки - ради свидетельства, ради статуса и субсидий”, - подтверждает Анучин.

Извечный кадровый вопрос


Глава компании напоминает, что проблема не в стоимости технологий - а в кадрах. Соседние предприятия с трудом находят хороших осеменаторов, и в таких условиях говорить о геномной оценке не приходится.

Специалисты в лаборатории эмбрионального трансфера на “Чебомилке” заканчивали местную сельхозакадемию. Главному селекционеру по хозяйству Анастасии всего 23 года. 



“Самое главное достижение – это команда, –  говорит Анучин. – В компании очень много направлений, и везде не хватает людей. У нас есть специалист, который занимается только поиском сотрудников - проводит собеседования, прозванивает кандидатов, проводит предварительный отбор, и причем мы раскидываем эти объявления почти по всей стране”. Всего на предприятии работает 480 человек. Чтобы создать дополнительные привлекательные условия, предприятие строит жилье и передает его в собственность сотрудникам при достижении определенных показателей.

Для того, чтобы готовить себе кадровый резерв, компания сотрудничает с Минсельхозом ЧР и Чувашским государственным аграрным университетом. Сейчас там идет ремонт кабинета воспроизводства при участии “ЧебоМилк”. Сельхозакадемия также откроет дополнительный курс, где будущие специалисты смогут изучить основы эмбриологии.

Обучение будут вести известные в отрасли специалисты - кандидаты биологических наук Виктор и Любовь Мадисоны, которые несколько лет назад по приглашению “ЧебоМилк” переехали в Чувашию и занимаются здесь научной и практической работой в части эмбриотрансфера. Компания также проводит платные курсы обучения для групп из 6-8 человек на площадке предприятия и лаборатории.  

Переработка


В ближайшие недели “ЧебоМилк” планирует запустить собственную переработку молока. До этого небольшое производство располагалось прямо на ферме, цех выпускал базовые молочные продукты в небольшом объеме - для сотрудников и нескольких собственных торговых точек. Однако Роспотребнадзор не оценил такую близость пищевого производства к животным, и переработку пришлось закрыть. 

Так пришлось думать и о строительстве нового завода. “Мы прикинули сначала, думали внедрить какую-нибудь новую технологию, но испугали бюджеты”, - рассказывает Анучин. В результате приняли решение купить старое оборудование и обновить старые корпуса. На деле же оказалось, что пригодным из этого оборудования оказалось только 30%, пришлось докупать комплектующие в разных местах. Так все это строительство растянулось на длительный период.

“Неправильно сделал, – честно признается Анучин. – Надо было нормально строить и сразу не жалеть денег, и лучше брать кредитные средства. Уже давно бы построились”. 

 
На предприятии будут мощности по производству кисломолочной продукции, творога, масла, мягких сыров. Общий объем переработки – 20 т в сутки. Реализовывать товары планируется через сеть собственных магазинов. Сегодня в регионе работает 13 точек, где продается продукция под брендом “Из Атлашево”, пока в основном мясная. Для ее продвижения планируется провести масштабную рекламную кампанию. Анучин мечтает, чтобы туристы в Чувашии знали, что “Из Атлашево” – это сильный локальный бренд, и это нужно обязательно пробовать. 

-  Во-первых, появляется молодёжь, которая уже не хочет жить по старым стандартам. Им нужно, чтобы все привезли, в телефоне можно было найти нужный продукт и быстро сделать заказ. Значит, наша задача оптимизировать логистику и доставить продукцию прямо до покупателя. Наши магазины должны быть ещё и распределительными центрами. В самих торговых точках оборот у нас небольшой: наш продукт по цене немного выше среднего, и не у всех есть возможность делать выбор в пользу качества. Но у нас уже есть подсевшие “на иглу” наших продуктов верные потребители, от которых  мы получаем обратную связь. Чтобы продвигать свои товары, мы также строим сейчас площадку рядом с фермой, где будем проводить мероприятия с аниматорами и возить туда экскурсии для взрослых и детей, откроем там контактный зоопарк, и уже заказали электроавтобус, – поделился планами Сергей Анучин.

1691483120

Автор: Мария Жебит

3139 просмотров

Также рекомендуем:


19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
Мустанг ДОИТ
кизельман-март-24
Эводрайв

Мустанг ЖИР
Питерфуд
СИБИРЬ НЕДЕЛЯ
Нов 5 мин еженедельно
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы