Эконива семена

Обзор Почему выросла себестоимость молочной продукции


Мясо кур и яйца уже в ближайшее время могут подорожать не менее, чем на 10%. О намерении поднять цены поставщики уже сообщили в розничные сети и Минпромторг. По их словам, эта мера необходима для компенсации возросших расходов на корма и восстановления поголовья после вспышек птичьего гриппа. В молочной отрасли в прошлом году также заметно выросла себестоимость производства. О том, что повлияло на это в сырьевом секторе, мы писали на прошлой неделе. В новом материале Milknews попытался разобраться, как и почему изменилась себестоимость готовой молочной продукции.
 

Что происходит с ценами на прилавках?

По данным Союзмолоко, наценка организаций розничной торговли составляет в среднем около 20-25% и может варьироваться в зависимости от спроса на товар и его оборачиваемости, условий хранения, объемов и условий поставки и прочих параметров.

Общая доля сетевой розницы в объёме продаж выросла и составила около 45%. Поэтому главной тенденцией 2020 года стало усиление роли сетей в ценообразовании. Ввиду того, что спрос не рос из-за негативной динамики доходов населения, цены также не поднимались, это происходило только в пределах уровня инфляции, а по отдельным категориям даже чуть ниже, молокоперерабатывающие предприятия оказывались в не очень выгодном положении.

В целом уровень цен на молочную категорию в декабре 2020 года повысился на 0,4% в сравнении с ноябрем и на 3,6% превышал уровень декабря 2019 года. Темпы роста розничных цен на молочную продукцию в 2020 году оставались существенно ниже темпов роста себестоимости производства молока и молочной продукции. В сравнении с уровнем декабря 2019 года наиболее дорогими в декабре 2020-го оставались «сгущенка» (+9%), традиционные (+7%) и плавленые (+7%) сыры, мороженое (+7%), маргарин (+7%).

В декабре подорожали практически все категории молочной продукции, но темпы роста большинства из них не превышали 1%. Больше всего подорожали рассольные сыры (+2%), маргарин (+1,9%) глазированные сырки (+0,9%), жирный творог (+0,7%), сметана (+0,6%), «сгущенка» (+0,6%), плавленые сыры (+0,5%). Питьевое молоко подорожало на 0,2% (ультрапастеризованное) – 0,3% (пастеризованное), сливочное масло и кисломолочная продукция – на 0,5%.

От чего зависит стоимость переработки? 

По данным Союзмолоко, в 2020 году с существенным ростом себестоимости производства столкнулись как производители молока, так и переработчики: в сырьевом секторе увеличение производственных затрат составило около 15%, в перерабатывающем – от 6–7% до 16%. Основными факторами, повлиявшими на рост себестоимости производства, стали:

  • удорожание молока-сырья;
  • девальвация рубля и инфляция;
  • повышение тарифов на электричество;
  • рост зарплат сотрудников.

Директор аналитического департамента Союзмолоко Алексей Воронин подчеркнул, что умеренная динамика рыночных цен на сырьё сдерживала рост себестоимости в сфере переработки.

«Здесь ключевую роль в себестоимости формирует сырое молоко: её рост в большинстве случаев варьировался на уровне 5–6%, однако в отдельных случаях, а также при учете реального роста себестоимости молока-сырья себестоимость производства молочной продукции вырастает до 13–16%. При этом на себестоимости производства готовой молочной продукции, так же как и в сырьевом сегменте, отразились и валютные колебания, и удорожание электроэнергии, и рост стоимости привлекаемых трудовых ресурсов, и инфляция. В начале 2021 года операционные затраты при производстве и переработке молока сохраняются на высоком уровне. Дополнительным фактором роста себестоимости готовой молочной продукции в 2021 году станет введение обязательной маркировки молочной продукции».

Следует отметить, что совокупный рост себестоимости производства молочной продукции в 2020 году не включает расходы на маркетинг и логистику.

Удорожание молока-сырья

Несмотря на то, что себестоимость молочной продукции подвержена влиянию ряда факторов, основной статьей затрат всё же остаётся молоко-сырье. В наиболее востребованных категориях молочной продукции эта доля варьируется в интервале 62–96%. Удорожание молока-сырья повлекло прибавку себестоимости на 3–4%.

По данным Аналитического центра Milknews, уровень цен на сырое молоко в декабре 2020 года составил 27,1 руб./кг (без НДС, 3,4% жир, 3,0% белок), что соответствует 29,2 руб. кг (без НДС, 3,7% жир, 3,2% белок), увеличившись на 3% к ноябрю. При этом декабрьский уровень цены оставался на 3,5% выше уровня декабря 2019 года, а среднегодовой уровень 2020 года (25,9 руб./кг) превышал показатель 2019 года (24,9 руб./кг) на 4%.

Заместитель генерального директора по связям с общественностью  и социальной  политике АО «Белебеевский молочный комбинат» Тимур Гильмияров подчеркнул, что как коммерческое предприятие они вынуждены транслировать повышение цен на основной элемент себестоимости продукта, а именно молоко-сырьё - в цену на прилавке магазина.

«Один из основных вызовов в 2020-21 году – при вынужденном повышении цен сохранить и стимулировать потребительский спрос в условиях сложной экономической ситуации, а также снижения реальных располагаемых доходов россиян. Среди принятых мер – щадящее повышение цен в несколько этапов в рамках года и на минимальный необходимый уровень, корректировка промо-политики, небольшое снижение размера порции сыра для сохранения доступной полочной цены за упаковку, предложение новых форматов упаковки с большим весом продукции на пачку, но с более выгодной ценой за килограмм («семейный» формат 450 гр.)».

Представитель молочного завода отметил, что цена на молоко продолжает расти, и в 2021 году этот тренд сохранится. «Кроме этого, специфика республики Башкортостан – снижение доли мелких хозяйств, ведущее к снижению фактора сезонности, и как следствие - к увеличению среднегодовой цены на сырье.  Летом цены на молоко будут снижаться все меньше и меньше по сравнению с зимой и мы предполагаем, что этот фактор даст дополнительное увеличение цен в Башкирии. Как итог, цена на молоко в регионе может вырасти», - добавил он.

О том, как рост себестоимости сырого молока отразился на ценах на сыры, и какие меры в связи с этим предприняли производители, рассказала Milknews директор по маркетингу компании Umalat Елена Кондрашова.

«В структуре себестоимости готовых сыров доля свежего молока составляет более 50%. В 2020 году резко повысились отпускные цены на молоко, в несколько этапов повышали цены поставщики и ингредиентов, и упаковочных решений. Натуральный состав и неизменно высокое качество наших продуктов – главные приоритеты работы нашей компании. Поэтому очевидно, что для Umalat совершенно неприемлемо было бы переходить на сырье ниже качеством, чтобы нивелировать разницу в себестоимости.

На фоне этих изменений любое предприятие фиксирует снижение показателей экономической эффективности. Это бы коснулось и компании Umalat. Но мы своевременно запустили переговорную кампанию с каналами реализации по корректировке отпускных цен на нашу продукцию, аргументируя факторами, которые напрямую повлияли на ценообразование. Мы честно показали все изменения на стоимость сырья, ингредиентов и упаковки. Было принято решение о поэтапном повышении цен, чтобы не было резкого скачка.

Корректировку цен на продукцию мы поддержали реализацией маркетинговых проектов - в 2020 году компания провела ребрендинг всех действующих линеек продукции, а также вывела на рынок первый детский бренд свежих сыров «Бонджорно». Ребрендинг позволил нам сформировать дополнительную ценность линеек, что также нивелировало корректировку цен.

Такие «стрессовые» ситуации, в которые ставит нас рынок, – всегда дополнительный повод посмотреть и внутрь производственного процесса, провести ряд оптимизаций и улучшений, что также положительно отражается на экономический показателях. В целом Umalat на протяжении последних нескольких лет сдерживал отпускные цены на продукцию».

Девальвация 

Вторым фактором роста себестоимости производства молочной продукции в 2020 году, как и в сырьевом секторе, стала девальвация. Помимо зарубежного оборудования, в производственном процессе применяются импортные материалы и компоненты. Это фруктовые наполнители, сухие овощные и фруктовые смеси, мальтодекстрин, лактоза, ореховые смеси, закваски для кисломолочных продуктов, витаминно-минеральные комплексы, основы для производства готовой продукции, например, сухих детских молочных смесей, пищевые красители, розничная и промышленная упаковка – пластиковые и жестяные элементы, бумага и картон. Все эти затраты составляют в среднем от 5% до 15% в структуре себестоимости.

По данным Союзмолоко, ряд молокоперерабатывающих предприятий еще в марте 2020 года получили уведомления от поставщиков о повышении цен на поставляемые импортные товары.

Электроэнергия и зарплаты 

Помимо обозначенных статей расходов, росту себестоимости переработки молока и производства готовой молочной продукции способствовало, как и в сырьевом секторе, удорожание электроэнергии и рост заработных плат. Так, по данным Росстата, тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей в ноябре 2020 года на 3,1% превысили уровень того же периода 2019 года, а средний уровень заработной платы работников молокоперерабатывающих предприятий в январе–октябре 2020 года на 6% превысил уровень 2019 года.

Что дальше?

Дополнительным фактором повышения себестоимости производства готовой молочной продукции в 2021 году станет введение обязательной маркировки. Участникам отрасли придется сильно потратиться на оснащение производственных линий и складов соответствующим оборудованием, а также на доработку систем автоматизации учета и управления. Совокупный рост себестоимости производимой молочной продукции при этом может составить до 4%.

По словам директора Нижегородского молочного союза Николая Трофимова, система «Честный знак» сильно ударит по всем переработчикам.

«Они вынуждены покупать оборудование для нанесения штрих-кода на каждую единицу товара, плюс ко всему понесут издержки от определенного процента брака из-за нечитаемости марок. Это также ляжет на увеличение себестоимости. Производитель свои затраты должен переносить на цену готовой продукции, однако только при условии если по этой цене люди будут покупать. А у потребителей не резиновый кошелек: ведь реально располагаемый доход в 2020 году сократился, и в будущем году он вряд ли восстановится до прежнего уровня».

При этом Николай Трофимов отметил, что темп производства молочной продукции достаточно быстро растет и ставит новые вызовы отрасли.

«Производство товарного молока за прошлый год только у нас в области увеличено более чем на 4%. Потом всё это молоко перешло в товарные продукты молочной категории, соответственно, их стало больше. И перед нами встала ещё одна проблема - расширение рынков сбыта. А это реализация экспортных задач в первую очередь. Также с целью регулирования ситуации с переизбытком молока и молочной продукции должно быть принято решение, на которое пойдут от нашего главного регулятора, от правительства, по уменьшению импорта. В Россию ввозится в пересчете на сырое молоко примерно 6,8 млн тонн. Это очень много. Этот объем можно уменьшить, тогда своей продукции на рынке будет больше. Этот вопрос может быть урегулирован», - отметил он.

Молоко

2802 просмотра

Также рекомендуем:


сессии 10

Комментарии
extenso
ЗОЕТИС 16.04
Малайзия 20.04

Господдержка
Агроинвестор 9.04
Подпишитесь на нашу рассылку
10 СЕССИИ


Аналитический центр Milknews
АГРОС 21
intekprom
АГРОС 21
intekprom