Обзор Проблемы молочной отрасли в российских регионах в связи с COVID-19
Обзор: Проблемы молочной отрасли в российских регионах в связи с COVID-19
Статистика по распространению коронавируса может отличаться в тысячи раз в зависимости от региона. Больше всего новых случаев заболевания по-прежнему фиксируют в Москве (5846 человек за сутки), Московской области (918) и Санкт-Петербурге (325).
Влияние карантина и ограничительных мер на молочную отрасль в каждом регионе также сильно различается. В части субъектов ситуация все еще остается стабильной, но во многих регионах ожидают падения цен на молоко, снижения субсидий со стороны региональных властей. Есть жалобы на то, что региональные власти отказывают в помощи с закупками средств индивидуальной защиты.
Об основных проблемах молочной отрасли в российских регионах Milknews поговорил с руководителями региональных союзов производителей сельхозпродукции, входящих в Национальный союз производителей молока (Союзмолоко).
Юлия Терентьева, Союз сельхозпроизводителей Удмуртской Республики
Со своей стороны, мы стараемся информировать сотрудников, соблюдать все рекомендации Роспотребнадзора. Понятно, что без ограничений не обойтись, но что делать фермам, если у сотрудника обнаружили вирус и пошло распространение. Скот на убой, закрыться и обанкротиться?
И еще то, что меня беспокоит как регионального представителя Союзмолока, это нулевая информационная доступность. Если бы не Союзмолоко, в нашем регионе вообще не было бы никакой осведомленности по поводу вируса: ни рекомендаций, ни разъяснений, никакой профилактической работы не ведется.
При этом хочу отметить, что на предприятиях стараются сохранять прежний уровень производства, несмотря на то, что где-то идут срывы поставок, где-то растет себестоимость. Договорные обязательства, в том числе и с соседними регионами, двусторонне соблюдаются. В целом, в отрасли все неплохо: цена на молоко стабильная, был только небольшой подъем на Пасху, покупательские способности также стабильные. Сельхозпроизводители не подвели, но снова подводит Правительство».
Василий Редин, АРМО «Восточно-Европейский молочный альянс» (Липецк)
В связи с девальвацией российского рубля выросла себестоимость молока, увеличились затраты на импортные составляющие (корма, ветеринарные препараты, запасные части, моющие, семена, средства защиты, удобрения).
В I квартале 2020 года такой рост себестоимости составит около 3-4%, а в течение года прогнозируется рост до 8-10%. Закупочные цены на молоко в I квартале 2020 года выросли на сопоставимые значения.
Основной проблемой с которой столкнется молочная отрасль станет снижение потребительского спроса, которое может составить до 8-10%, и уменьшение ёмкости внутреннего рынка.
Правительство, министерства, отраслевые объединения должны инициировать и принять решения, которые будут способствовать сдерживанию падения потребительского спроса с одной стороны и поддержанию баланса интересов и экономической стабильности участников молочной отрасли с другой.
Целесообразно реализовать следующие решения:
1) Снизить торговые наценки со стороны торговых сетей на 10-15% в зависимости от товарной позиции. Эффект: неснижение потребления; сохранение емкости рынка в тоннаже.
2) Уменьшить закупку импортных (включая ЕАЭС) готовых молочных продуктов, особенно молокоемких и тех, которые мы можем производить самостоятельно. Эффектом будет увеличение переработки на собственных молочных заводах; увеличение потребности в закупках сырого молока; снижение складских запасов готовой продукции.
3) "Между участниками рынка договориться" об увеличении закупочной цены на сырое молоко и готовую продукцию, которая должна частично компенсировать происходящее увеличение затрат.
Думаю, совместные усилиями участников рынка могут сохранить молочный рынок страны в относительно стабильном состоянии и обеспечить население качественной молочной продукцией собственного производства!»
Николай Трофимов, НО «Нижегородский молочный союз»
«Мы сейчас плотно работаем с министерством, с правительством, обсуждаем эти темы вместе с Союзмолоко. Могу сказать, что на сегодняшний день в нашем регионе нет проблем, которые бы сильно мешали работе, за исключением того, что импортные поставки идут с перебоями. Например, увеличились сроки поставки запчастей, последняя партия шла из Европы 90 дней, это очень много. Данная проблема наиболее ощутима для переработчиков молока, так как у них импортные технологические линии, где импортные запчасти и расходные материалы.
Что касается самого производства молока, здесь пока ничего не изменилось, потому что есть спрос. Некоторое время назад он был ажиотажный, теперь пошло накопление запасов. Переработчики уже понимают, что вскоре им придется урезать цены. Объемы закупок молока в регионе пока не уменьшались. Несмотря на то, что HoReCa сократила объемы, их удавалось сохранить за счет ритейла.
Ожидаем, что в этом году однозначно будет расти себестоимость молока, при этом по сравнению с прошлым годом упадет цена реализации и будут сильные изменения в доходности. Доходность отрасли молочного скотоводства в позапрошлый год была 4,5% - практически на уровне инфляции. В этом году будет хуже. Также, вероятно, уровень дотаций из регионального бюджета будет сокращен. И, вероятно, сократится количество предприятий, производящих молоко. Хорошо, если по уровню производства мы удержимся на прошлогоднем значении, это главная задача.
Думаю, что по промышленности в итоге падение производства будет очень существенным. Насколько мне известно, до майских праздников у нас в регионе падение промышленного производство составило 50%. Самое опасное, что в это время освободившийся рынок продукции может занять кто-то другой. Для сельхозников так сильно ничего не поменяется, будет только меньше доходности и меньше дотаций. В результате количество участников рынка будет сокращаться, выживут сильнейшие».
Валерий Деккерт, НП «Алтайсоюзмолоко»
«Мы соблюдаем все данные рекомендации, следим за тем, чтобы люди близко не контактировали, соблюдали дистанцию. Куда деваться, посевная в разгаре и все идет в штатном режиме. У нас все нацелено на то, чтобы провести посевную. В этом году грех жаловаться: цены на продукцию достаточно высокие, на молоко цены немного ниже, чем в прошлом году. Обстановка спокойная. Конечно, есть психологическая напряженность из-за этой пандемии».
Владимир Михайлов, Ассоциация производителей пищевых продуктов Архангельска
«Продажи снижаются, потому что бюджетная сфера почти вся закрыта, не работают школы и больницы, и мы на себе это сразу почувствовали в производстве молока. В целом, снижение продаж идет на 10-15%. И, к сожалению, в ритейле тоже пошли негативные процессы в сторону снижения. А ведь коровам не скажешь, чтобы давали молока меньше. И, конечно, есть сильное психологическое напряжение: не подцепить бы эту заразу. У нас в регионе большие предприятия, в том числе градообразующие. Но в целом все работают без сбоев. Но прогнозов стараемся не делать, сейчас бы выжить всем».
Виктор Светиков, Союз производителей цельного молока Рязанской области
У нас в регионе снижаются цены, но, возможно, это традиционное сезонное снижение, процентов на 10%. Все стараются компенсировать убытки продажами сезонного дешевого молока. Были заключены договоры на поставки сезонного молока, но теперь в нем нет необходимости, в результате часть производств стоит.
На государственную поддержку особо не рассчитываем, бюджет тоже не резиновый, нужно и медицинское оборудование, и много всего другого. Хотя бы между собой мы должны работать уважительно, не вставлять друг другу палки в колеса, чтобы, например, между производителями и переработчиками было взаимопонимание.
Непонятно, что сейчас делать. Может быть, снижать производство, а это значит, что нужно будет уменьшать и поголовье скота. В Европе уровень потребления молока - 500 литров на душу населения, а у нас - 300. Но если сокращать производство, то значит, что от нас уйдут сотрудники, а их и так не хватает. Сегодня они уйдут, а завтра потребуются, но мы их уже никогда не найдем. Это будет огромной потерей для отрасли. Опять же, если сокращать производство и не решать проблемы молочной отрасли, то нельзя говорить о здоровье нации.
Когда все это закончится, мы не знаем, можем только предполагать. Следим за информацией в новостях. Вначале назвали один срок карантина, потом продлили, потом еще продлили, есть предположения, что это до сентября-октября. Мы не всему верим. Плохо, что нет достоверной информации. А ведь нужно совместно решать эти проблемы. Государство должно опираться на нас, мы также должны ориентироваться на государство, что ему нужно от отрасли, что нет.
И так у нас не все гладко было, еще карантин добавился. Многие производители сейчас поговаривают о том, чтобы уйти из отрасли. Сейчас много понастроили огромных комплексов на тысячи голов. А если там что-то случится? С животными или людьми, тот же вирус. Маленькие фермы были бы спасением, а они закрываются».
Молоко