Подробности Будет ли Африка новым направлением для экспорта молока


В октябре 2019 года в Сочи прошел первый в истории России саммит Россия - Африка, на котором собрались главы 43 государств и делегации из всех 54 стран африканского континента. Российские компании в поисках потенциальных партнеров представили на саммите самые разные продукты - от зерна до транспорта. Были на форуме и представители молочной отрасли. Мероприятие показало, что в Африке растет спрос на российские продукты. Milknews разобрался, стоит ли молочной индустрии рассчитывать на новую площадку сбыта и готовы ли участники рынка выходить на африканский рынок. 
 

Ситуация на рынке


Общий объем российского экспорта в Африку по всем категориям в 2018 году составил $17 млрд, и эта цифра растет с каждым годом. С 2008 года РФ поставила в страны африканского континента товаров на более $100 млрд. Африка занимает самую большую долю среди регионов мира по экспорту нефти и нефтепродуктов из России. 

Примерно 80% экспорта с 2008 года приходилось на пять категорий: вооружение (25%), зерно (23%), нефтепродукты (17%), черные металлы (8%), суда и плавучие конструкции (5%). 68% товаров идут всего в 2 из 54 африканских стран - Алжир и Египет, крупнейшие логистические хабы континента. Другие страны серьезно отстают от лидеров: если на первые две приходится $25 и 37 млрд экспорта, то на Тунис - $4,7, Нигерию - 3,2, ЮАР - 2,1. 

По молочному направлению общий экспорт в страны Африки без учета торговли между государствами в 2019 году составил $4 млрд, по данным АЦ Milknews. Почти половина, около 47%, от этого объема импортирована Алжиром и Египтом. Алжир входит в тройку крупнейших мировых импортеров молока после Китая и ОАЭ. 

В октябре 2019 года в Сочи прошел первый в истории России саммит Россия - Африка, на котором собрались главы 43 государств и делегации из всех 54 стран африканского континента. Российские компании в поисках потенциальных партнеров представили на саммите самые разные продукты - от зерна до транспорта. Были на форуме и представители молочной отрасли. Мероприятие показало, что в Африке растет спрос на российские продукты. Milknews разобрался, стоит ли молочной индустрии рассчитывать на новую площадку сбыта и готовы ли участники рынка выходить на африканский рынок. 



В основном Африка завозит сухое молоко, сыры и сливочное масло. Эти торговые категории составили 62, 19 и 14% в общей стоимости импорта за прошлый год. Большую часть поставок закрывают крупнейшие мировые экспортеры - страны Евросоюза и Новая Зеландия. Вместе они обеспечивают 74% импорта на африканский континент. Вместе другими поставщиками - Уругваем, Аргентиной, Малайзией и США - поставщики закрывают 89% импорта рынка. 



Россия пока занимает небольшую долю в африканском импорте по молочному направлению. В прошлом году объем поставок составил $1,1 млрд в стоимостном выражении, при этом за год отгрузки выросли в 2,7 раз. Основным продуктом российского экспорта стало мороженое, главным образом, в Сенегал. 
 

Российские поставщики пока не готовы


По прогнозам центра “Карнеги”, в ближайшие десять лет Африка увеличит спрос по всем основным экспортным направлениям, в том числе и в области сельского хозяйства. По оценкам экспертов, африканские рынки растут быстрее других и там постоянно появляются новые ниши. 

Российский Минсельхоз уже не раз подчеркивал важность африканского рынка для различных направлений. По словам заместителя министра Сергея Левина, отечественные производители заинтересованы поставлять в Африку зерновые, масложировую и мясную продукцию. “Потенциал взаимной торговли далеко не исчерпан: в ближайшие годы планируется удвоить поставки сельхозпродукции на континент. В денежном выражении показатель может вырасти более чем на 5 млрд долларов”, – сказал Левин.

Тем не менее, на прошедшем в октябре саммите Россия-Африка сделок по сельскому хозяйству практически не было. Единственной компанией, которая отметилась в списке, стал лидер масложировой отрасли “ЭФКО”. Группа компаний заключила соглашение о намерениях с египетской United Oil. Они планируют построить совместное предприятие по производству масложировой продукции, общий объем инвестиций должен составить $300 млн. Кроме того, компании намерены построить зерновой терминал на Средиземном море по перевалке 2 млн тонн грузов в год. Milknews направил в “ЭФКО” запрос о ходе реализации проекта, однако в компании от комментариев отказались. 

Свои продукты на саммите представляла компания “Комос Групп”. Ведущий агрохолдинг Удмуртии и один из крупнейших производителей продуктов питания страны презентовал на мероприятии молоко и мороженое под федеральным брендом “Село Зеленое”. “Население Африки преимущественно молодое, поддерживающее тренд на здоровый образ жизни. Судя по эмоциональной реакции африканских гостей на продукцию нашего холдинга, молоко, яйцо и мясные деликатесы будут пользоваться спросом на этом континенте. В данный момент мы формируем базу перспективных партнеров, а по окончании форума начнем работу над логистической моделью доставки продукции, и не исключено, что мы станем одним из первых национальных поставщиков продукции в Африку по примеру опыта с Китаем”, – заключил по итогам мероприятия Кирилл Чечин, исполнительный директор агрохолдинга “КОМОС ГРУПП”. Milknews направил запрос в пресс-службу холдинга, где редакции сообщили, что на данный момент новостей по данному направлению работы нет. 

Аналогичный ответ редакция получила и от еще одного участника саммита - компании “Молвест”. “Мы это направление не рассматривали, ничего о нём не знаем, не просчитывали логистику и спрос”, - указали в пресс-службе компании. 

Директор аналитического центра Союзмолоко Алексей Воронин считает, что основные трудности с проработкой нового направления у участников рынка связаны с сравнительно низкой информированностью об условиях выхода на рынки дальнего зарубежья, требованиями стран-импортеров к ввозимой продукции, тарифными и нетарифными ограничениями. “Большого внимания требует и вопрос логистики, особенно в случае с сухим молоком и условиями его хранения во время транспортировки”, - отметил он. 

Тем не менее, эксперты считают новое направление перспективным для молочной отрасли. “Перспективы экспорта молочной продукции из России в Африку определенно есть. Затраты на логистику примерно такие же, как затраты на логистику в Китай, где российские производители уже чувствовали себя достаточно комфортно”, - сказал Milknews управляющий партнер Agro and Food Communications Александр Панченко. По словам спикера, экспорт из РФ может быть переориентирован в связи с коронавирусом в КНР, и одним из наиболее перспективных направлений будет африканский континент.

Старший руководитель проектов, направление “Оценка и финансовый консалтинг” Группы компаний SRG Илья Телятников считает, что в случае развития экспорта российским поставщикам придется столкнуться с серьезной конкуренцией. На рынке уже давно работают такие транснациональные гиганты, как Danone, Arla и FrieslandCampina. “Конкурентоспособность европейских производителей во многом связана с субсидиями, поэтому, чтобы цена конечного товара российских производителей была конкурентоспособна, нужна сопоставимая поддержка Минсельхоза и Правительства РФ”, - указал эксперт. 

Теги: Молоко мир

1022 просмотра

Также рекомендуем:



Комментарии
extenso
Разбор Маркировка
дейри теч

Подпишитесь на нашу рассылку
поиск партнера


Аналитический центр Milknews
Агроинвестор
Неделя РР
Агроинвестор
Неделя РР