компоненты

Аграрное образование: между теорией и практикой


В начале июня в Milknews обратились сотрудники Санкт-Петербургского государственного аграрного университета с просьбой написать статью о состоянии аграрного образования в России и обратить внимание властей на то, что происходит в ведущих аграрных вузах страны. По словам читателей, коллективы этих учебных организаций находятся сейчас в очень тяжелом положении.

Мы решили углубиться в проблему кадрового голода, уровня российского образования и конфликтов, в последние годы сопровождавших аграрные университеты, и подготовили серию текстов о том, как проходит реформа сельскохозяйственного образования. В первом тексте Milknews расскажет о том, как работает сама система, во втором - о том, что происходит в СПбГАУ и РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева и других крупных университетах, а в третьем - как работает система образования за рубежом.
 
Как сегодня устроено высшее аграрное образование в России?
                 
На сегодняшний день система высшего аграрного образования Минсельхоза сосредоточены в двух группах – «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» и «Ветеринария и зоотехнологии».

С набором студентов проблем нет – ежегодно из высших и средних учебных заведений выпускается по 150 тысяч специалистов. Хотя, несмотря на то, что с приемом студентов академия справляется, большинство абитуриентов предпочитает поступать на более престижные, но смежные направления – биотехнологии, ландшафтную архитектуру, заявил Milknews старший научный сотрудник, директор селекционной станции Тимирязевской сельхозакадемии Григорий Монахос. Поэтому, по его словам, среди главных проблем аграрного образования - хроническое недофинансирование.  

- Мы делали разработки для программы Владимира Путина в Центре стратегических разработок, среди них были предложения, связанные с практико-ориентированной частью обучения, а также со смещением акцентов с высшего образования на среднее специальное образование и модернизацию всех сельских ПТУ, которые в данный момент, к сожалению, абсолютно развалены, а также на удаленные колледжи и институты в регионах, - рассказывает Milknews директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда.
 
Как выглядит рынок труда?
 
В результате доля молодежи до 30 лет в АПК составляет 12,5%. По данным Росстата, в 2000 году замещение лиц пожилого возраста сельской молодежью составляло 238%, к 2010 показатель снизился до 86%, а к 2020 он упадет до 15%.
 
 
Количество дипломированных специалистов в хозяйствах неуклонно снижается. Так, доля насыщенности дипломированными специалистами основных служб сельскохозяйственных организаций сегодня составляет менее 60% от уровня 2000 года.
 
До начала 2010-х прослеживалась тенденция к расширению штата массовых аграрных профессий, однако к 2014 году – как раз к началу импортозамещения – она пошла на спад. Всего за два года потребность в кадрах снизилась на 15%, достигнув 1,1 млн человек. Связано это, в первую очередь, с резким скачком в модернизации сельских хозяйств, вследствие чего необходимость в лишних кадрах на малопроизводительных работах отпала.
 
Основная часть работников массовых профессий вообще не имеет профессионального образования – чаще всего это связано с низким уровнем среднего образования в сельской школе, а также со слабыми конкурентными преимуществами при поступлении в учебные заведения, расположенные далеко от дома. Большинство таких работников получают необходимые навыки еще в молодом возрасте, работая с родителями.
 
Из 25 тысяч руководителей сельскохозяйственных организаций только 67% имеют высшее образование, 25% – среднее профессиональное. Еще 8% (это почти 2 тысячи человек) - практики. При этом из всех руководителей имеют экономическое или управленческое образование только 20%, еще 23% - непрофильное, а ученая степень есть только у 1,8% руководителей.
 

Например, по данным исследований структуры кадров в Орловской области, из управленцев - руководителей и специалистов - только 50,2% имеют высшее образование, 44,3% - среднее профессиональное. Меньше всего людей с высшим образованием среди главных энергетиков и электриков, главных инженеров и главных бухгалтеров.
 
По мнению главного научного сотрудника Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства Алексея Козлова, рынок труда в АПК несбалансирован и по гендерному признаку. Так называемая «нехватка невест» в аграрном секторе в отдельных регионах становится острейшей проблемой даже для крупных высокотехнологичных сельхозорганизаций. По данным Минсельхоза, сельскохозяйственным трудом в целом по стране во всех отраслях занимаются в большей степени мужчины, а женщины составляют примерно треть работников отрасли. В то же время в животноводстве, например, преобладает женский коллектив.


Что не устраивает бизнес в системе образования?
 
По данным Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, с каждым годом количество руководителей и специалистов аграрных предприятий с высшим образованием уменьшается, и на сегодняшний день дефицит в квалифицированных кадрах превышает 80 тысяч человек.
 
Получается, что при ежегодном выпуске количества студентов вузов, превышающем дефицит на 70 тысяч человек, потребность бизнеса в специалистах только увеличивается. Одна из причин – несоответствие образования потребностям сельского рынка труда.
 
“Аграрное образование пока мало имеет отношение к тому, что нужно применять на практике. В большей степени это касается прикладных специальностей”, - говорит Шагайда.

С ней согласен один из членов государственной экзаменационной комиссии РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Как он пояснил Milknews, разрыв между получаемым образованием и необходимым опытом только увеличивается. “Одна из ключевых проблем - это оторванность процесса обучения от реального сектора, от бизнеса, выпускники приходят не готовыми (а хуже всего - нежелающими) работать. То есть, даже в теории они недоспециалисты (результат, в том числе, программы бакалавриатов), а на практике - и подавно”.
 
Проректор Новосибирского государственного аграрного университета Владислав Бабин утверждает, что в первую очередь чувствуется нехватка технологических кадров, а государственный вуз не может сразу готовить студентов для частных компаний:

- Руководители уходят на пенсию, а новые кадры не подходят - это результат проблем с контрактно-целевой подготовкой. Закон предусматривает подготовку кадров для предприятий с государственным участием, а основная часть сельхозтоваропроизводителей - частные компании, поэтому вуз просто не имеет права вести целевую подготовку для них.

Президент агрохолдинга «Дмитровские овощи» Сергей Филиппов подчеркивает, что отрасли не хватает агрономов, ветврачей и зоотехников, технологов. Те же специальности назвал среди самых дефицитных и Бабин.
 
Что не устраивает молодежь?
 
Виталий Шеремет, руководитель практики по работе с компаниями агропромышленного сектора KPMG в России и СНГ, считает, что аграрное образование остается непривлекательным для абитуриентов.
 
“Основные проблемы заключаются в том, что по некоторым оценкам даже самого Минсельхоза более 90% выпускников работают не по специальности. Сам сектор непривлекателен для выпускников и абитуриентов. В него идут по остаточному принципу - не все, но зачастую в сельскохозяйственные вузы попадают те, кто больше никуда не попал, поступают для “галочки” об образовании, а оканчивая, идут в коммерцию или любой другой сектор”.
 
Социологическое исследование среди студентов Орловского ГАУ показало, что 3,7% респондентов не хотят работать жить и работать в сельской местности ни при каких условиях. Еще 44% выпускников готовы жить и работать в селе, если будут получать достойную заработную плату, и если в местности будет налажена инфраструктура (30%). Четверть опрошенных с факультета биотехнологии и ветеринарной медицины посчитали необходимыми условиями предоставление жилья с хорошими условиями для проживания.
 
По мнению Шеремета, цель государства в привлечении молодежи очевидна - доказать, что на селе можно зарабатывать и строить карьеру. “Нужно решать инфраструктурные вопросы, вопросы поддержки МСП, развивать технологии для сокращения расстояния села от производителя до потребителя, проводить дороги и интернет - быстрого решения здесь нет, это системная кропотливая политика государства”.
 
Проректор Новосибирского государственного аграрного университета Владислав Бабин говорит и о еще одной проблеме - те, кто учатся на бюджете, вкусив плоды города, не хотят возвращаться в ту инфраструктуру, где выросли, им негде проводить досуг.
 

Как привлекать специалистов?
 
“Аграрный бизнес должен понимать, что не предоставив выпускнику определенные условия - проживание, социальный пакет, достойную заработную плату - шансов получить хороших специалистов, а тем более молодых, нет”, - говорит президент агрохолдинга «Дмитровские овощи» Сергей Филиппов.
 
В агрохолдингах это прекрасно понимают, в большинстве из них разработан такой пакет, предусматривающий повышенную заработную плату на период “акклиматизации”, обозначены перспективы роста. Крупные компании сегодня предлагают программы для выпускников, они привлекают студентов еще в период обучения и ведут активный отбор будущих специалистов. Филиппов подтверждает, что с каждым годом выпускников, попадающих сразу в коммерческие структуры, становится все больше.

По мнению Виталия Шеремета, крупные холдинги могут решить проблему с кадрами собственноручно, но на селе ее должно решать государство.

- Село сегодня может конкурировать не только с городом, как это было раньше, оно может конкурировать даже с другими странами и отраслями - можно сидеть в деревне и кодить что-то для Силиконовой долины. Решение заключается в том, что село должно предлагать что-то более интересное молодым людям. Важный фактор, который необходим для привлечения молодежи в село - перспективы, доходность, возможность начать собственный бизнес и вести свою ферму. Работа в селе - это малые формы, сегодня крупные холдинги настолько индустриализируются, что им большое количество людей уже и не нужно, - говорит Шеремет.
 
"В селе всё складывается по-другому, - подтверждает Филиппов. - Кто-то работает с родителями с детства, где-то остается прослойка людей, которые не уезжают в большие хозяйства и остаются у себя, но это больше применимо к небольшим фермерским хозяйствам".
 
Однако Филиппов верит, что аграрное образование впервые за 5-7 лет выходит на позитивный вектор развития.

“Ведущие агрохолдинги создают свои кафедры и форматы обучения, поддерживаемые практиками, хотя пока это скорее исключение, чем практика, - говорит он. - Тогда становится интереснее предметно обучаться, а лучшие студенты могут заранее рассчитывать на рабочие места. Здесь сразу и ответ, как систему образования можно менять - она должна строиться от потребностей бизнеса”.

Он уверен, что период, когда все получали образование за деньги, и никто не был заинтересован в его качестве, подходит к концу, и та молодежь, которая хочет получать образование, понимает, что учеба ради диплома никому в этой отрасли не нужна. Периферийные вузы порой в значительной степени опережают столичные - с ними проще работать. “Абитуриенты в регионах идут учиться с пониманием, что свяжут свою дальнейшую жизнь с сельским хозяйством, чего не скажешь о столичных вузах”, - говорит Филиппов.

Пока же Россия – единственная страна среди топ-10 производителей продукции АПК в мире, чьи сельскохозяйственные вузы не входят в основные мировые рейтинги высших учебных заведений, например, QS University Rankings. При этом государство ставит перед сектором задачу нарастить экспорт до $45 млрд.

1529479289

Автор: Артем Фальчев

24691 просмотр

2 форум
Молочные заводы
Комментарии
Анатолий
Я представляю аграрный вуз Самарскую ГСХА, мы тоже столкнулись с этой проблемой, но, в принципе, нашли из нее свой выход. Если интересно, можем поделиться информацией, правда не на платной основе. К сожалению, у нас нет возможности оплачивать рекламные материалы, поэтому мы развиваем только собственные ресурсы и сотрудничаем в редакционных проектах со СМИ.
Зав. отделом информации Новиков Анатолий Юрьевич
P.S. Ваш интереснейший и резонансный материал с гиперссылкой разместили у себя на ресурсах. Спасибо за эту аналитику, она сейчас как нельзя кстати.
Анатолий Юрьевич, никакой речи о рекламных материалах не может быть. Это важная проблема для всей отрасли, и мы постараемся объективно ее освещать.
Иван
Приглашаем к взаимодействию между аграрными вузами. Белорусский государственный аграрный университет http://www.bsatu.by/ru
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы