«Агропродмаш»: 8 простых советов от главных экспертов страны
В рамках выставки «Агропродмаш-2018» в Экспоцентре прошли несколько деловых мероприятий, на которых активно обсуждалась судьба молочной отрасли: Всероссийский бизнес-форум "Стратегические вызовы АПК-2019: инвестиции, цифровые технологии, повышение эффективности”, XIII Всероссийский Форум «Инновационные технологии и оборудование в молочной промышленности» и другие конференции.
Milknews сделал подборку основных тем, затронутых в ходе дискуссии экспертами, чтобы вы не пропустили ничего важного.
1. Нужно повышать качество и снижать издержки
Андрей Даниленко, председатель правления Союзмолоко: Сельское хозяйство - единственный сектор, показывающий устойчивый рост в последние 10 лет. В ближайшие 5-6 лет отрасль ждут серьезные вызовы, поэтому игрокам рынка необходимо принимать важные стратегические решения. В первую очередь, речь идет о конкурентоспособности себестоимости и качества продукции. Если мы не будем соответствовать новым технологиям, развивать науку, то безнадежно отстанем по этим параметрам. В целом отрасль имеет большие перспективы, и мы можем быть конкурентоспособными как на нашем собственном, так и на мировых рынках.
Айна Кусаинова, замдиректора Департамента агропромышленной политики ЕЭК: Без снижения издержек невозможно достичь необходимых показателей в сельском хозяйстве. Важную роль играет цифровизация экономики.
2. Нужно экспортировать в конкретные точки мира, где мы конкурентны
Евгений Шулепов, член аграрного комитета Госдумы: Президент поставил задачу достичь удвоения экспорта к 2025 году. Нужно задуматься над тем, как финансировать эти проекты. Кроме того, экспорт нередко приводит к затратам со стороны производителей, а он должен быть прибыльным.
Андрей Даниленко: Экспорт - политический вызов, возможность проверить себя и выяснить, можем ли мы соответствовать требованиям, которые ставит перед нами мир.
Дмитрий Рылько, генеральный директор Икар: Необходимо четко классифицировать рынки: где мы конкурентны, потенциально конкурентны или неконкурентны. Во внешней продовольственной торговле России есть дисбаланс между весом и стоимостью. Мы экспортируем достаточно дешевое сырье, а импортируем продукты с высокой добавленной стоимостью.
3. Нужно вкладываться в инфраструктуру и глубокую переработку
Андрей Даниленко: Новая команда Минсельхоза - команда банкиров, им понятна экономика бизнеса и очевидна необходимость господдержки. Мы можем видеть, как минимум, сохранение тех уровней господдержки, которые были.
Думаю, что мы увидим и инфраструктурную поддержку, поддержку молокоемких отраслей - сухого молока, сливочного масла и т.д. Надеюсь, власти будут серьезно относиться также к вложениям в науку, образование и логистику.
4. Нужно вкладывать в образование и модернизацию уже сейчас
Башир Узденов: Проблематика рынка переработки на данный момент заключается в консервативных проблемах обеспеченности кадрами - отрасль сталкивается с нехваткой компетентных руководителей высшего звена. Уровень подготовки среднего и низшего звена также оставляет желать лучшего.
Ассортимент и потребности рынка также вызывает трудности - при обновлении ассортимента предприятия отталкиваются не от спроса/маркетингового анализа рынка, а от возможностей производителей оборудования.
Успешные предприятия активно инвестируют в модернизацию производства. В последние годы из-за экономической ситуации количество модернизируемых предприятий растет, но медленнее.
Популярностью сейчас пользуются мембранные технологии и использование поточных методов производства - например, поточные нормализаторы или полноценное выстраивание поточной цепочки. Как правило, реализуются такие проекты на больших предприятиях, благодаря таким решениям количество персонала пропорционально снижается.
Появляются новые направления: запрос переработчиков поступает на оборудование для функционального питания, продуктов с высокой маржинальностью и линии по производству сыра - в условиях ограничения импорта.
5. Нужно следить за настроением потребителей
Анастасия Джафарова, директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели, GfK Rus: Тенденции на рынке FMCG - безопасность и спокойствие, сознательный выбор, ценность (а не стоимость), инновации, доступность, новый опыт, здоровье.
Россияне предпочли увеличить потребление премиальных твердых сыров и уменьшить потребление масс-маркетных сыров. Сливочное масло показывает наибольшее сокращение объемов на фоне роста средней цены - сегмент небрендированный, люди боятся покупать что-то неизвестное из-за фальсификата в инфополе, поэтому больше покупают известные бренды.
В категории йогуртов новинки становятся главным инструментом для наращивания доли.
6. Нужно перестать заваливать покупателя промоакциями
Иван Федяков, генеральный директор, INFOline: Рынок восстанавливается, за первые полгода 2018-го прирост розничной торговли составил 2,6%. Но к 2020 мы не выйдем на докризисный уровень, клиенты говорят о том, что сейчас работать сложнее, чем в 2015-2016 годах. Только один из четырех поставщиков, работающих с сетями второго эшелона считает, что их устраивает сотрудничество с ритейлером.
Широта ассортимента, продающегося со скидками, перестала расти. Дальнейшая игра в ценовую спираль ни к чему не ведет, многие сети задумываются о том, как вырваться из порочного круга, хотя это будет сложно.
Андрей Даниленко: Мы видим позитивную тенденцию с точки зрения спроса, он постепенно растет. Торговые сети, однако, до сих пор обсуждают, что средний чек продолжает падать и что потребитель становится более чувствительным к скидкам и промоакциям, ведь для него цена - важный фактор с точки зрения принятия решения о покупке.
7. Нужно удивлять покупателя упаковкой
Иван Федяков, генеральный директор, INFOline: Выходит на первый план порционность упаковки. Повышение мобильности повышает спрос на продукты, которые можно употребить «на ходу». Кроме того, уменьшение упаковки - это возможность экономить, так как не все могут покупать что-либо в большом объеме. Небольшие объемы важны и для людей, живущих в одиночку, а таких довольно много в крупных городах.
По итогам этого года мы планируем достигнуть уровня СТМ в сетях около 9%, потенциал огромен - в Европе доля СТМ порой достигает 50%. Сейчас все крупные российские сети в стратегиях имеют пункты о СТМ.
Башир Узденов, директор «Бассон»: Предприятия готовы тратить больше денег на упаковку для молочных продуктов - среди популярных форматов можно выделить мелкую упаковку, собранную в групповую, сборные упаковки для перекусов, а также упаковка для тертого/нарезанного слайсами сыра.
8. Нужно работать на имидж всей молочной категории
Андрей Даниленко: Когда мы говорим о продукции, то должны объективно отмечать, какие замечания к ней есть, а не делать сенсационные заявления о большом проценте фальсификата. У нас в трех лабораториях могут быть разные результаты, и здесь как раз есть, о чем задуматься. В целом в РФ не так уж плохо обстоят дела с качеством в сравнении с другими странами. Конкуренция высокая, сети устанавливают очень жесткие требования.
То, что мы сегодня позволяем неоправданно критиковать российскую продукцию в СМИ, не несет никакой пользы. Мы должны на национальном уровне донести до всех, что молоко - полезно и никакой опасности в себе не несет. Мы должны иметь позитивный имидж с точки зрения продукта хотя бы внутри страны. Если у нас его нет, как его можно продавать в другие страны?
Елена Юрова, завлабораторией технохимконтроля ФГАНУ ВНИМИ: Имиджевые потери «благодаря» компаниям, которые мониторят рынок и выдвигают обвинения в сторону производителей (без юридических прав на это), очень большие.
1539088150
3193 просмотра
Комментарии