Репортаж: завод и ферма братьев Чебурашкиных
Владислав Чебурашкин – совладелец и генеральный директор компании «Братья Чебурашкины. Семейная ферма», которая стала одним из самых крупных и популярных подмосковных производителей молока. На прошлой неделе компания запустила новый бренд – «Семейное дело». Во Всемирный день молока мы отправились в Дмитровский район, чтобы посмотреть на запуск первой партии продукции.
Подмосковную компанию «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» основал Георгий Чебурашкин и его сыновья - Станислав и Владислав. Предприятие включает в себя четыре фермы в Дмитровском и Сергиево-Посадском районах, завод по переработке с мощностью до 100 тонн в сутки и сеть молокоматов.
Сейчас холдинг планирует производить 600 тонн молочной продукции в месяц под новым брендом «Семейное дело», что позволит, по оценкам владельцев, уже в 2019 году удвоить оборот до 2 млрд рублей и занять около 2% рынка Москвы и области.
Семейство Чебурашкиных
Чебурашкины родом из Норильска. Братья начинали как индивидуальные предприниматели, но после того, как отец основал бизнес по переработке отходов металлургических предприятий, старший брат Станислав с головой ушел в это семейное дело и до сих пор занимается по большей части именно им. Открытие молочного производства стало возможным именно благодаря инвестициям от этой деятельности.
Производство молочных продуктов – зона ответственности младшего брата, Владислава. К сельскому хозяйству он ранее не имел отношения, пришел в отрасль «с нуля». Началось все с восстановления двух разрушенных сельских хозяйств в Сергиево-Посадском и Дмитровском районах в 2003-2004 гг, затем Чебурашкины попробовали молокоматы. Идею с вендингом братьям подсказал Иван Соломаха, их школьный знакомый. Устройства напоминают советские автоматы, через которые наливали газировку, но с более сложной конструкцией. Сегодня молокоматы «А-молоко» с коровой на крыше можно найти по всему Подмосковью, а на их витринах можно увидеть не только молоко, но и кефир, йогурты и другую продукцию бренда.
«Каннибализм» Чебурашкиных
«Братья Чебурашкины» появились на полках сетевых магазинов в 2014 году и всегда считались продукцией сегмента «выше среднего» с ценой около 120-140 рублей за литр. Новый бренд «Семейное дело» должен быть дешевле - на 30% ниже, чем продукция марки «Братья Чебурашкины». Литр молока или кефира будет стоить около 100 рублей.
Владислав Чебурашкин считает, что с такой ценой продукт хоть и останется в премиальном секторе, но все равно найдет своего покупателя: все-таки здесь конкуренция не такая высокая, как в массовом сегменте с компаниями-транснационалами. На вопрос о высокой цене Владислав отвечает: “Я бы вам поверил, что цену можно снизить, если бы вы прошли такой же путь и сказали, что у вас это сработало”.
За счет чего новая линейка брендов будет дешевше? За счет ограниченного ассортимента – по словам Чебурашкина, у нового бренда будет всего четыре позиции. Также издержки снизятся из-за отлаженной логистики, наличия торгового дома, сформированного коллектива, развитой инфраструктуры. «Здесь как с ресторанами – первый открывать дорого, второй и далее – дешевле. В целом, дешевле будет из-за узкого ассортимента, сложившейся системы производства и договоров», - говорит Владислав.
«Семейное дело» будет выпускать молоко, кефир, творог и сметану. В отличие от производства продукции бренда «Братья Чебурашкины», для новой марки сырое молоко будут закупать у подмосковных фермеров. “Свое, наверное, будет дороже”, - считает владелец компании. Рынок сбыта останется тем же – продукция рассчитана на покупателей в Москве и Санкт-Петербурге.
«Я согласен с тем, что продукцию премиального класса может выпускать только среднее предприятие, мелкие тоже могут, но это непросто. Продажи сейчас – самое главное. Убедить покупателя, когда такой перегруз информации, очень сложно, наша задача – попытаться это сделать качеством, постоянством, присутствием на полке,» - рассуждает Чебурашкин.
«Семейное дело» появится на полках в 40 точках сети Billa, на второй неделе июня начнутся поставки в «Перекресток». Есть предварительные договоренности, но это долгий процесс – по словам Владислава, бывает, что продукт заходит на полку до полугода.
«Мы постараемся дифференцировать нахождение двух брендов в сетях. В Москве и области 95% молочки продается через сети, и мы не можем диктовать им свои условия. Здесь очень интересна тема «каннибализма» - стоит ли вставать в те же сети с новым брендом, если ты в них уже представлен продукцией «Братья Чебурашкины».
Кстати, брендированием «Семейного дела», в отличие от «Братьев Чебурашкиных», занималось другое агентство. Предыдущий разработчик дизайна запомнился тем, что выпустил специальное приложение для телефона, в котором можно было увидеть короткий мультфильм, если навести камеру на упаковку йогурта.
Завод
Молокоперерабатывающий завод рядом с подмосковной деревней Ольявидово Дмитровского района Чебурашкины построили еще в 2014 году. Максимальная мощность – 100 тонн в сутки, дорога от завода до одной фермы ООО «Дубна плюс», которая входит в холдинг братьев, – около 6 км, до второй ехать подольше – 40 км.
Сегодня на заводе работают 150 человек, предприятие полностью укомплектовано, текучка, по словам руководства, здесь небольшая. Именно в ней Владислав видел основные риски, когда 4 года назад начал собирать команду.
«Мы находимся довольно далеко от Москвы, где взять людей? Люди из Дмитрова ездят работать в Москву, и 150 человек найти непросто. У нас много молодежи, много людей с опытом, ключевых специалистов мы начинали искать заранее – многие из них дмитровцы. Некоторых мы поначалу привозили, а потом построили 24-квартирный дом, где сейчас живут только наши специалисты с ферм и завода. С начальником производства я договаривался, когда здесь пустое поле было».
Живущие в доме сотрудники не платят ничего, кроме коммунальных платежей. Чебурашкин планирует передавать квартиры в собственность, но пока не готов обсуждать, на каких условиях. По его словам, как только обозначаешь какую-то схему, тебе начинают задавать вопросы, почему так, а не по-другому.
На заводе производят кефир, сметану, сливки, классический и зерненый творог, йогурты, мягкие сыры. Почти все заводское оборудование изготовлено в Венгрии, а линии розлива, упаковочные и фасовочные линии - в Сербии. Производительность линий розлива - 3 тысячи бутылок в час.
Инвестиции в строительство завода составили около полумиллиарда рублей. Достижение заявленной мощности в 100 тонн переработки остается долгосрочной перспективой, с момента запуска завода в 2014 году его объемы переработки составляли чуть более 35 тонн в сутки.
Сейчас, благодаря новому бренду и закупке молока у сторонних производителей, на заводе планируют увеличить переработку как минимум вдвое – до 80 тонн в сутки. Инвестиции в запуск новой марки составили 3 млн рублей.
Кроме самого завода на территории находится электроподстанция, газовая котельная, водозаборный узел и очистные сооружения. На заводе есть две лаборатории - микробиологическая и физико-химическая. Техническое оснащение позволяет соответствовать системе качества ISO 9002 и выполнять анализ не только сырья и готовой продукции, но и самого оборудования. Специалисты лаборатории проводят анализ рисков и разрабатывают критические контрольные точки на базе принципов HACCP.
Ферма
Рядом с заводом расположены два молочно-товарных комплекса – «Ильино» и «Саввино», которые объединены в ООО «Дубна плюс». В общей сложности в штате числится около 200 человек, ежедневно каждую ферму обслуживает до 30 сотрудников.
В «Саввино», которое Milknews посетил в рамках пресс-тура, есть доильный зал на 24 головы, родильное отделение и два корпуса для телят. Ветврач фермы Валерий Фадеев рассказал, что совсем маленькие телята живут в индивидуальных боксах, где им выделяют по 1-2 кг комбикорма в сутки. Через два месяца их отправляют в общий «шатер».
На ферме все традиционно: коровы доятся каждые 12 часов, на первую дойку выходят в половину пятого утра. Раз в четыре месяца - санитарно-ветеринарные мероприятия, когда животных выгоняют на ортопедию или профилактику. Раздача корма на ферме механизирована – кормосмесь готовит итальянским миксер с нелогичным названием «Лабрадор».
По словам управляющего МТК «Саввино» Юрия Неясова, всего на двух фермах ООО «Дубна плюс» 1000 голов дойного стада, общее поголовье - 2500 коров. На одной ферме содержится около 1500 голов дойного стада, на второй – чуть больше тысячи, но и работает она еще по советским методикам, с привязным содержанием. Максимальный удой на 1 фуражную корову составляет 12 тонн молока в год, средний показатель по ферме – 9500 кг.
По словам Чебурашкина, несмотря на хорошие показатели по производству на фермах, сейчас он собирается уделить больше внимания новому бренду, поставить его на полку в сети, а дальше намерен стремиться выйти на проектную мощность завода в 100 тонн переработки в день.
Автор: Артем Фальчев