Доктрина продбезопасности 2.0: Новые задачи государства


Московская школа Управления СКОЛКОВО совместно с общественным Советом по внешней и оборонной политике организовали два крупных обсуждения проблем развития продовольственного рынка России с представителями производителей продовольствия, торговых сетей, участниками потребительского рынка и экспертами ведущих научных учреждений в области проблем развития АПК и проблем безопасности.

Дискуссии привели к формированию консолидированной позиции о необходимости уточнения Доктрины продовольственной безопасности РФ с учетом выполнения задач, поставленных прошлой Доктриной, изменившейся социально-экономической ситуации в стране и на мировых рынках и перспективных вызовов. Milknews ознакомился с текстом накануне пресс-конференции экспертов.
 
Текстовую трансляцию мероприятия, на котором сегодня будут обсуждать, какой должна быть Доктрина, читайте на Milknews.



Результаты Доктрины

 
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина) утверждена указом Президента России от 30.01.2010 № 120.
Как пишут эксперты, за истекшие 8 лет оказала существенное положительное влияние на реализацию аграрной политики.
  • Прирост среднегодового производства базовых продуктов в 2016-2017 гг. по сравнению с 2011-2015 гг. составил от 6,2% (яйца) до 35,5% (зерно) при приросте населения всего на 2,1%.                                                  
  • За 2013 – 2017 гг. агропродовольственный импорт РФ сократился на 33% до $28,8 млрд.
  • Экспорт, напротив, вырос на 28% до $20,7 млрд., что улучшило внешнеторговый баланс – покрытие экспортом импорта возросло в 1,9 раза до почти 72%.
  • В 2017 г. в рейтинге Глобального индекса продовольственной безопасности Россия занимала 41 место среди 113 стран, опережая всех своих партнеров по ЕАЭС, СНГ и БРИКС (кроме Бразилии), хотя и уступая США и странам ЕС (кроме Болгарии).


Доктрина кончилось, пора меняться

 
С тех пор, как утвердили доктрину, много чего изменилось - ввели санкции, Россия вступила в ВТО, АПК начал расти как на дрожжах, рубль девальвировался, доходы населения упали.
 
Как пишут эксперты в своем докладе, теперь в документ пора вносить изменения:
 
1. Сама Доктрина должна превратиться в короткий концептуальный документ, определяющий на долгосрочную перспективу (12-15 лет) основные цели, принципы и механизмы решения вопросов продовольственной безопасности, охватывающий исключительно конкретные угрозы и риски продовольственного обеспечения страны, гарантии государства и ключевые меры по предотвращению, либо устранению их последствий.
 
2. Перечень ключевых показателей Доктрины целесообразно формировать с учетом принятых в международной практике подходов к оценке продовольственной безопасности, в частности установленных ООН «Целей тысячелетия» и в соответствии с рекомендациями ФАО.
 
Нужно в частности включать такие показатели как снижение доли расходов населения на продовольствие, а также ключевые показатели экономического развития в сфере продовольствия – объемы производства, импорт, экспорт или их приросты.
По сравнению с действующей Доктриной в предстоящем периоде задачи импортозамещения уже недостаточны. Следует развивать экспорт и обеспечивать его стимулирование.
 


Какими должны быть принципы новой Доктрины:

 
·           ответственность государства за обеспечение гарантированного уровня продовольственного благополучия населения, особенно в критических и чрезвычайных ситуациях;
·           развитие доверия и сотрудничества между участниками продовольственного рынка страны, а также с партнерами из других стран для предотвращения рисков и угроз продовольственной безопасности;
·           формирование систем коллективной безопасности особенно в рамках ЕАЭС, ШОС и других интеграционных объединений, в том числе путем создания продовольственных фондов,
·           обеспечение доступности продовольствия каждому человеку,
·           ориентация на потребителя, поддержание и развитие здорового образа жизни;
·           сочетание свободы информированного выбора потребителя о составе, качестве, последствиях употребления продуктов питания и личной ответственности каждого за выбор того, чем он питается и какие риски для здоровья на себя берет;
·           обеспечение максимальной независимости по ключевым стратегическим группам продовольственных продуктов, технологиям их производства, инфраструктуре обеспечения населения необходимыми продуктами в случае реализации рисков и угроз.

 

Основные текущие и перспективные риски и угрозы


·           Повышение спроса на продовольствие, изменение его структуры и ужесточение конкуренции за эту продукцию в мире в связи с ростом населения Земли. В России есть хороший потенциал – земля, трудовые ресурсы, вода – для того, чтобы играть на глобальных продовольственных рынках гораздо большую роль, чем сейчас. Требуется, с одной стороны, недопущение вовлечения России в такие конфликты, с другой, - система прогнозирования рисков и выстраивание упреждающего выхода на «горячие» продовольственные рынки.
·           Растущий дефицит пресной воды в мире. Фактор «водного стресса», влияющий на конкуренцию за воду, и на повышение спроса на водоемкие товары, в том числе, продукцию АПК будет усиливаться. Необходимо обеспечение строгого долгосрочного контроля за использованием данного ресурса.
·           Расширение протекционизма, торговых барьеров и торговых войн между США, Китаем, Европейскими странами и иными глобальными игроками, а также в отношении России. Такой фактор, вероятно, приобретает долгосрочный характер и задачи России противостоять таким тенденциям. Санкции и барьеры дали краткосрочные и среднесрочные эффекты для развития отечественных рынков, но долгосрочную конкурентоспособность на них не построить. Будущие российские «национальные чемпионы» мирового уровня должны иметь возможность широко масштабировать свою деятельность. Межстрановые и тем более региональные барьеры ограничат их развитие.
·           Глобальные изменения климата, особенно остро сказывающиеся на ухудшении продовольственной ситуации в поясе от Северной Африки до Центральной Азии.
·           Деградация, экологическая деструкция почвы и других природных ресурсов для производства продовольствия.
·           Высокий уровень консолидации глобальных экономических игроков в области производства продовольствия (генетика, селекционные материалы, торговые трейдеры и др.). Уже сегодня импортозависимость российской экономики по ресурсам для АПК гораздо выше, чем по продуктам питания. По селекционным и генетическим направлениям Россия серьезно отстала от развитых стран, утратив даже имевшиеся ранее позиции. Необходимо участие в международных альянсах с Индией, Китаем, странами Юго-Восточной Азии, Бразилией по разработке элитных пород, семян, и других аналогичных материалов в сфере сельского хозяйства. Постепенное восстановление, хотя бы частичное, отечественного семеноводства.
·           Растущие риски попадания в продовольственные продукты антибиотиков, пестицидов, средств защиты растений, химических веществ из почвы, воды, воздуха и других вредных веществ, не отслеживаемых традиционными лабораторными испытаниями. Необходимо обеспечивать сбалансированность питания, поддерживать необходимый уровень обогащенных минеральными веществами продуктов, расширять функциональное питание, рациональное питание, вести грамотную политику в области медицины и  здорового образа жизни.
·           Пробелы и отсталость системы образования и науки в продовольственной сфере, отсутствие инструментов трансфера технологий, слабость кадров, способных воспринимать и использовать такие технологии.
·           Отставание в сфере цифровизации, «интернета вещей», «уберизации» сельского хозяйства и последующей продовольственной цепочки, Возможные риски новых форм технологической зависимости от развитых стран в сфере производства, доставки до потребителя и контроля качества продовольствия в будущем.
·           Несогласованность политики в области развития АПК стран ЕАЭС. Необходима максимально возможная унификация документов, регламентов, норм, стандартов деятельности в странах Евразийского экономического союза в данной сфере.

Эксперты указывают, что нужна еще и дорожная карта реализации доктрины на среднесрочную перспективу, в которой должны быть сформулированы подробные требования к стратегическим документам развития страны, в том числе государственным программам Российской Федерации.
 
Дорожную карту необходимо разрабатывать каждые 5-6 лет либо при возникновении критически значимых изменений, требующих оперативных корректировок документа.
 

Основные направления решения задач продовольственной безопасности для этой карты:

 
            Необходимо развитие здоровой конкуренции, способствующей повышению качества продуктов, росту производительности труда и снижению цен, сокращение волатильности на рынках и снижению рисков перебоев в поставках. Избыточное административное давление на бизнес, ведет к повышению издержек, перекладываемых на производителей и потребителей продуктов питания.
·           Основа государственного регулирования продовольственных рынков – обеспечение устойчивости бизнес-моделей и гарантии предпринимательской свободы. Доктрина должна содержать ключевые направления дерегулирования для обеспечения максимальной эффективности и конкуренции по всей цепочке.
·           Нужно сохранять баланс между крупными холдинговыми хозяйствами и мелкими фермерскими. С точки зрения государственной политики – это не только вопросы эффективности и издержек бизнеса, но и развитие сельских территорий, образа жизни. Нужна система поддержки малого и среднего бизнеса в АПК и торговле.
·           Для снижения потерь и отходов по всей цепочке нужны соблюдение требований технологического режима, обеспечение прослеживаемости продукции, надлежащая транспортная упаковка. Государство и бизнес заинтересованы в стимулировании, в том числе налоговыми методами, перераспределения излишков и продуктов с истекающими сроками годности. К этой работе необходимо широко привлекать благотворительные организации.
·           Важное внимание в Дорожной карте должно быть посвящено развитию утилизации и вторичной переработке не использованных продуктов.
·           Необходимы безусловная прозрачность крупных землевладений, создание реестра «конечных» владельцев земельных участков. Следует определить четкие рамки владения и пользования гражданами России и иностранными гражданами или юридическими лицами крупными земельными наделами, сельскохозяйственными предприятиями, особенно в критически значимых для государства сферах;
·           Рекомендуемые национальные нормы потребления пищевых продуктов в настоящее время завышены по объему (физические нагрузки уменьшаются и требуется меньший объем пищи) растет уровень ожирения и количество людей с избыточным весом. При этом нормы требуют большей детализации с точки зрения учета протеинов, микроэлементов, витаминов, нутриентов, других полезных составляющих. Управление качественным питанием должно идти одновременно с обучением и элементами воспитания, формированием ценностей здорового образа жизни.
·           Особое внимание необходимо уделить наиболее бедным слоям населения. По оценкам, чтобы довести потребление нижнего дециля населения по доходам до уровня потребления следующего дециля необходимо около 100 млрд руб. Даже в этом случае уровень потребления нижнего дециля составит 60% рекомендуемых норм. Последствия некачественного питания этих людей, а тем более детей из бедных семей  – серьезная угроза для страны. Один из путей решения такой проблемы – организация внутренней продовольственной помощи. Такая помощь должна покрывать удорожание продуктов, разницу в цене, позволяющую малоимущим приобретать качественные продукты.
·           В Дорожной карте следует сформулировать жесткие требования к организации системы социального питания в организованных коллективах (в том числе в больницах, армии, школах). Сегодня основной критерий в закупочных процедурах – цена, по которой приобретается продовольствие, поэтому в рацион попадают транс-жиры, остатки антибиотиков или пестицидов, другие вредные составляющие.
·           В Дорожной карте необходимо четко описать модели устойчивого обеспечения населения необходимым продовольствием в критических и чрезвычайных ситуациях, определив форматы участия рыночной инфраструктуры в решении  этих  задач. Необходимо определение порядка формирования и использования централизованного и децентрализованных  продовольственных резервов  на случай таких ситуаций.
·           Статистика, а, следовательно, управленческие решения на ее основе опирается на архаичный фундамент. Данные компаний представляются в Росстат на бумажных носителях, что делает невозможной их качественную обработку. Группировка показателей, например, по разным сортам рыбы – различная (селедка – по видам разделки, белые сорта рыбы – по способу обработки: копченая, соленая) приводит к несводимости данных. Нужна достоверная, совместимая и подробная информация в машиночитаемом виде о состоянии продовольственных рынков, качестве продуктов питания. Наличие такой информации позволит повысить степень электронного документооборота, электронного обмена данными между участниками продовольственной цепочки и государством.
·           Одним из системообразующих факторов укрепления продовольственной безопасности государства должно стать развитие, популяризация и повышение престижа образовательной и научно-исследовательской деятельности, связанной с АПК, внедрение и развитие лучших мировых практик в данной сфере.
 
Следует предложить конкретные варианты мониторинга продовольственной безопасности, пишут эксперты. Необходимо также сформировать порядок независимой оценки результатов реализации Дорожной карты с подготовкой ежегодного национального Доклада о состоянии продовольственной безопасности в России.
 
1532581260

Автор: Артем Фальчев

2832 просмотра

Куодайс озон мобильный

Комментарии
Куодайс озон до 8.11
ЮТЮБ
МО 2021
Упак 27 января
ТЕЛЕГА
5 апреля 23
Агрос 2023 январь
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизельман новое будущее Судогда

константа 1.12

Аналитический центр Milknews
дейри теч до 27 января
АГРОС 27 января
дейри теч до 27 января
АГРОС 27 января