FAQ: пять вопросов о маркировке готовой молочной продукции


Обязательная электронная маркировка готовой молочной продукции должна будет начаться в стране 1 июня 2020 года, уже сейчас эта тема вызывает споры в отраслевом сообществе. Так, по оценкам Союзмолоко, полномасштабный запуск системы продукции может привести к росту себестоимости ее производства на 2,5-3%. При этом с 1 июля 2019 года для производителей уже стало обязательным оформление электронных ветеринарных сертификатов в другой системе - “Меркурий”. В государственных органах в наличии двух систем, отвечающих за прослеживаемость продуктов, не видят противоречий.

Сейчас оператор системы ЦРПТ должен проводить эксперимент по маркировке ряда видов готовой молочной продукции, который продлится до 29 февраля 2020 года. Milknews собрал короткий блок вопросов про маркировку, который беспокоит участников рынка, и подготовил на них ответы. 

На каком этапе сейчас находится эксперимент по маркировке?

По словам ЦРПТ, пилотный проект стартовал 15 июля 2019 года. В нем участвует более 30 компаний, в том числе производители и переработчики молока, а также розничные сети. Еще 20 компаний находятся в состоянии подключения к проекту. 

В тоже время, по данным Союзмолоко, в настоящий момент методические рекомендации по проведению эксперимента и план-график проведения эксперимента не утверждены. Поскольку методические рекомендации регламентируют проведение эксперимента и все взаимодействия его участников, полноценное проведение эксперимента невозможно. 

Сколько денег будут тратить предприятия на нанесение кодов маркировки на упаковку? 

Готовая молочная продукция будет маркироваться кодами Data Matrix. Это двухмерный цифровой код, который делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки или крипто-хвост, который генерирует ЦРПТ с помощью отечественных технологий криптографии. Такой код содержит информацию, которая может подтвердить подлинность продукции - дату, место, время производства и далее всю информацию о передвижении товара по цепочке до вывода из оборота на кассе.

По оценкам ЦРПТ, затраты на нанесения кода, в зависимости от размера предприятия, объема производства и выбранного метода нанесения, например, в типографии или непосредственно в момент производства, могут составлять от 1 до 8 копеек на единицу продукции, для большинства компаний – 1-2 копейки. При этом подобная стоимость будет актуальна только для тех, кто сможет распределить вложения на внедрение системы как минимум на 60 лет. Те же участники рынка, кто будет вынужден сразу инвестировать в оборудование для маркировки, будут тратить до 62 копеек за каждую единицу продукции, уточнили в Союзмолоко. 

Подсчеты участников организации сделаны на основании информации о стоимости оборудования для маркировки товаров. В конечную сумму не включен минимальный необходимый набор оборудования и стоимости монтажа. 

Сколько будут тратить предприятия на маркировку ежегодно?

Правительство РФ постановлением № 577 от 8 мая 2019 зафиксировало ставку в 50 копеек за каждый код маркировки. Средняя стоимость кода в зависимости от категории продукции составит 37 копеек. По подсчетам Союзмолоко, с учетом НДС в 20% стоимость кодов маркировки составит 60 копеек. Для производителя это будет означать единовременное увеличение себестоимости продукции на 60 копеек. Кроме этого, в документе не говорится, что ставка не может быть изменена. Таким образом, размер стоимости услуг по предоставлению кодов маркировки может быть увеличен с учетом инфляции по решению Правительства РФ.

По оценкам Союзмолоко, помимо стоимости кода в конечную сумму расходов предприятия нужно также включить техническое обслуживание оборудования по маркировке, расходные материалы для нанесения кодов, в том числе краску, которая может представлять очень существенную статью затрат в зависимости от технологии нанесения. К дополнительным расходам стоит также отнести и временные затраты сотрудников.

Приведет ли маркировка к устранению фальсификата на рынке? 

В ЦРПТ полагают, что внедрение системы маркировки приведет к устранению нелегального оборота, что, в свою очередь, обеспечит рост валовой прибыли производителей на 3% и снижению отпускной цены с завода на 1,4%. Прослеживание цифровых кодов в замкнутой системе цифровой маркировки и общественный контроль со стороны потребителей, которые смогут получать информацию о продукте с помощью мобильного приложения, поможет очистить рынок от контрафакта, фальсификата и контрабандной продукции, считают разработчики. 

При этом с 1 ноября 2019 года в молочной отрасли будет полностью внедрена система прослеживаемости молочной продукции на базе ФГИС «Меркурий». Система специально предназначена для противодействия фальсификату. По данным Союзмолоко, доля фальсификата на молочном рынке в 2018 году составила около 4,5%, доля контрафакта – менее 0,01%. 

Получается, что производители готовой молочной продукции смогут оценить позитивные последствия от введения прослеживаемости на базе ФГИС «Меркурия». Дублирование же функций ФГИС “Меркурий” системой маркировки приведет только к затратам и избыточным административным ограничениям, считают в Союзмолоко. 

Приведет ли маркировка к снятию административных барьеров с производителей?

Разработчики маркировки считают, что новая система поможет снять излишние регуляторные и административные издержки с участников рынка. В Союзмолоко считают, что нововведение приведет исключительно к увеличению барьеров. В первую очередь  это коснется запрета на обращение немаркированной продукции. На данный момент оператор системы и Минпромторг не указали, какие действующие обязательные требования будут отменены в результате введения обязательной маркировки.


Автор: Наталья Антонова
Теги: Россия Молоко

2250 просмотров

Также рекомендуем:


Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
МАРКИРОВКА
Какие темы статей вам интересны?
Проголосовало: 96


сила молока
Петерфуд
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизель вебинар


Аналитический центр Milknews
интекПром
Золотой клевер
интекПром
Золотой клевер