Исследование: Только 23% покупателей довольны ассортиментом продуктов питания категории ЗОЖ
Торговые сети и потребители по-разному понимают, что такое полезный продукт. В итоге только 23% покупателей довольны ассортиментом товаров категории ЗОЖ в магазинах, к такому выводу пришли эксперты “РБК Исследования”. Milknews публикует подробности отчета аналитиков.
Интерес к здоровому питанию растет
Аналитики “РБК Исследование рынков” опросили более 10,3 тыс. человек онлайн, чтобы понять, насколько сегодня в России действительно наблюдается рост популярности товаров в сегменте ЗОЖ, какие продукты относят к данной категории респонденты, а также удовлетворяют ли торговые сети имеющийся спрос. Исследование прошло с декабря 2018-го по февраль 2019-го года, репрезентативно по географии, полу и возрасту респондентов.
По данным “РБК Исследование рынков”, в России тренд на ЗОЖ и сопутствующие ему продукты возник с 2003 года вместе с началом активного развития фитнес-индустрии и ростом доходов населения. С 2012 года тенденцию начали адаптировать торговые сети, с каждым годом количество покупателей, интересующихся товарами в категории, растет. По информации аналитиков, 65% россиян стараются приобретать полезные продукты питания и внимательно изучают их состав при покупке. Больше всего интересующихся категорией специалисты фиксируют в Москве, Санкт-Петербурге и городах с численностью жителей более 1 млн.
Развитию тренда способствуют и задачи, которые ставит перед органами власти руководство страны. Так, в 2018 году Майскими указами президент Владимир Путин определил, что к 2024 году процент вовлеченности населения в занятия спортом и фитнесом должен вырасти до 55. Власти развивают различные инициативы в этом направлении, например, разрабатывают национальные экологические бренды продуктов питания и стратегию, направленную на формирование здорового образа жизни у населения.
Все эти действия приводят к логичным последствиям: все больше россиян начинает интересоваться темой спорта и полезных продуктов питания. Так, 51% опрошенных россиян сообщили РБК, что занимаются спортом, 31% уточнили, что делают это регулярно. Аналитики РБК насчитали, что более 13 млн человек интересуются продуктами категории ЗОЖ и постоянно занимаются спортом, 65% из них проживает в крупных городах страны.
Торговые сети и покупатели не понимают друг друга
По мнению руководителя аналитической группы “РБК Исследования рынков” Максима Боровикова, представление о продуктах этой категории у представителей продуктового ритейла и потребителей различаются. “Если у первых это товары, близкие к диетическим, спортивному питанию (батончики, мюсли, гранола, продукты без глютена), то у потребителей - это обычные продукты категории фреш плюс стандартные свежие продукты без содержания дополнительных консервантов и неизвестных добавок, для некоторых регионов также важна локальность”, - сообщил Milknews Максим Боровиков.
Так, во время опроса 69,8% респондентов уточнили, что о полезности продукта говорит его свежесть, 63,8% - отсутствие консервантов, 43% не хотят видеть в составе неизвестных ингредиентов, 32% предпочитают покупать товары с минимальной обработкой.
Только 23% опрошенных россиян оказались полностью довольны ассортиментом полезных продуктов в посещаемых ими магазинах. Лучший выбор они находят для себя на интернет-площадках, а также в специализированных магазинах и гипермаркетах. В Москве ассортимент полезных продуктов устраивает 26,3% опрошенных, в Московской области - 22,6%, в Санкт-Петербурге - 18,2%. 23,4% довольны выбором в специализированных магазинах, 23,3% - в гипермаркетах, 21,6% - в супермаркетах.
Отвечая на вопрос, каких товаров для правильного питания не хватает в ассортименте, большая часть респондентов назвала овощи (25,4%), фрукты (22,2%), рыбу (13,9%) и мясо (12,8%). Выбором молочных продуктов в магазинах недовольны 12% посетителей, сыров - 9,6%, творога - 2,7%.
По оценке аналитиков “РБК”, сегмент торговых сетей в большей степени отвечает на запросы покупателей открытием новых магазинов специализированного ритейла. Стремительно растут сети, ориентированные на здоровое питание и отдельные сегменты продуктов питания, например, “Вкусвилл”, “Мяснов” и “Подворье”.
Меняются принципы зонирования и выкладки товаров и внутри обычных супермаркетов, сети выделяют в отдельные сегменты категорию свежих продуктов, а также в отдельные секции - фреш-бары. Многие торговые сети начинают позиционировать себя как более экологичные, некоторые, например, отменяют раздачу бесплатных пластиковых пакетов, заменяя их бумажными биоразлагаемыми сумками, или устанавливают в местах продаж пункты сбора батареек и пластика.
Автор: Наталья Антонова