Кейс: Как кооператив Aurivo стал успешным на конкурентном рынке Ирландии


Кооператив Aurivo в том виде, в каком он есть сейчас, существует на рынке Ирландии совсем недавно - с 2013 года, хотя процесс его формирования идет еще с начала XX века. Тогда несколько местных фермеров объединились, чтобы противостоять растущему потоку иммигрантов и высокому уровню безработицы в стране. Сегодня Aurivo - это один из наиболее успешных кооперативов в Ирландии с оборотом в 426 млн евро, современными перерабатывающими заводами, сопутствующими бизнесами, исследовательским центром, сервисом по поддержке фермеров и портфолио из 30 продуктов. В рубрике “Кейс” Milknews рассказывает историю кооператива Aurivo, который успешно работает в условиях жесткой конкуренции “молочной” Ирландии.


Кооператив второго эшелона


Milknews уже писал подробно о молочном секторе Ирландии. Если кратко, то это очень конкурентный сектор, где основная часть произведенного объема уходит на экспорт - из 7,2 млрд литров только 0,5 остается внутри страны. Здесь работают крупнейшие международные компании, например Glanbia, которая представлена в 130 странах мира. Общий объем экспорта этого переработчика по итогам 2017 года составил 2,4 млрд евро. Ирландские кооперативы не получают государственной поддержки, потому что они считаются коммерческими предприятиями. Дотации получают только фермеры напрямую от Евросоюза, об этом Milknews говорил глава другого кооператива - Arrabawn.

Как рассказал Milknews управляющий партнер консультационной фирмы “Стреда консалтинг” Алексей Груздев, который побывал на кооперативах Ирландии во время рабочей поездки этим летом, Aurivo, представляет собой кооператив второго эшелона, уступая, например, многомиллиардной Glanbia. При этом он имеет хорошие показатели роста, современные перерабатывающие мощности и молодой коллектив. Так, по данным отчета компании за 2017 года, оборот Aurivo вырос с 2016 года на 60 млн евро - с 366 млн до 426.

Общая операционная прибыль кооператива составила 3,9 млн евро, из которой почти половина пришлась на бизнес по производству молочных ингредиентов. Остальные профили кооператива - агробизнес, продукты для конечного потребителя и торговля скотом - имеют равные доли. В 2016 году операционная прибыль составляла 3,5 млн евро.

Бизнесы кооператива

В 2017 года Aurivo продала молочных ингредиентов на 143 млн евро, это на 40 млн евро больше, чем годом ранее. У кооператива работает два завода, один - под производство молочных продуктов, другой - под сливочное масло и СОМ на экспорт. Для увеличения добавленной стоимости конечного продукта кооператив отошел от схемы производства классических биржевых товаров, которые сильно конкурируют на рынке. Aurivo дополнительно обогащает СОМ растительными маслами и витаминами.

Такой продукт можно использовать для кондитерских изделий, соусов и восстановленных продуктов. Как рассказал Milknews Алексей Груздев, Aurivo делает готовые смеси с кофе “три в одном”.  Молочные ингредиенты компания экспортирует в 46 стран - от США и Германии до Афганистана и Нигерии. Разработкой новых ингредиентов эксперты занимаются в собственном R&D центре.

 

Карта экспорта ингредиентов

Для конечного потребителя Aurivo производит сливочное масло, молочные продукты и функциональное питание. В прошлом году компания заработала в этом сегменте 88 млн евро, прибавив с 2016 года 10 млн евро. Помимо классических молочных продуктов, у кооператива есть органическая линейка из молока коров, которые находятся на свободном выпасе, и функциональные продукты для спортивного питания, которые продаются по всей Европе.

Линейка функциональных продуктов для спортивного питания For Goodnes Shakes

На производство конечных продуктов для потребителей и бизнеса в прошлом году у компании ушло 420 млн литров молока, которые передали в переработку фермеры кооператива. С 2016 объем полученного сырья вырос на 8%. Для фермеров в кооперативе работает схема фиксированной отпускной цены - Fixed Milk Price Scheme. По ней фермеры Ирландии в течение трех лет гарантировано получают 33,5 цента за литр сырья на 10% от сданного в переработку объема в месяц. 

Специально для фермеров работает приложение, через которое они получают финансовую отчетность и результаты анализов сданного молока, потому что от показателей сырья зависят конечные отпускные выплаты. Кроме того, в Aurivo работает система farm service - технологическое сопровождение, помощь в составлении рационов и содержании скота. Эта программа действует вместе с Центром развития АПК в Ирландии - Teagasc.



Приложение для фермеров

Сельскохозяйственный бизнес компании, куда входит производство кормов и магазины с товарами для фермеров, в прошлом году заработал 100 млн евро, прибавив 7 млн с 2016 года. Собственный завод по производству кормов в год производит 180 тыс тонн смеси, которая затем реализуется между фермерами. В 33 магазинах, работающих по всей стране, фермеры могут купить ветеринарные препараты, инструменты, одежду, товары для сада и животных.

В четырех регионах Ирландии у кооператива работают marts - центры по продаже товарного и племенного скота через аукционы. Это отдельное направление приносит кооперативу в год 81 млн евро. В год через marts реализуется 100 тыс коров и 35 тыс овец. Все центры сертифицированы на поставки в другие страны ЕС и Великобританию.

Аукционная продажа скота

1506 просмотров

Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
госпошлина
Какие темы статей вам интересны?
Проголосовало: 9


сила молока
Ведомости
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизель вебинар


Аналитический центр Milknews
интекПром
Золотой клевер
интекПром
Золотой клевер