компоненты

Обзор Как развивается категория лечебного питания в России и мире


Мировой рынок специального лечебного питания оценивался Allied Market Research в 2020 году в $6,7 млрд и, как ожидается, будет расти ежегодно на 5,9% CAGR. Эксперты считают, что в условиях пандемии COVID-19 данная продукция может пользоваться особым спросом. О том, как рынок лечебного питания развивается в России и мире и кто на нем работает, Milknews рассказал в новом материале. 

Что такое лечебное питание?

Специализированное лечебное питание обеспечивает нутритивную поддержку пациентов при тяжелых состояниях здоровья, например, при онкологических, инфекционных, неврологических заболеваниях, острых отравлениях и болезнях ЖКТ. Такие продукты используются при постинсультных состояниях, недостаточной массе тела, в пре- и послеоперационный период и при белковой недостаточности. 

В подобных состояниях пациентам показано два вида поддержки: энтеральное или парентеральное питание. При энтеральном питании используют специальные смеси, которые всасываются обычным физиологическим путем, то есть через желудочно-кишечный тракт. При парентеральном питании питательные вещества поставляются в организм, минуя кишечник, чаще всего внутривенно. 

На сегодняшний день научно доказана прямая связь использования энтерального питания со скоростью выздоровления пациентов и их выживаемостью. При своевременном применении энтерального питания на 20-25% сокращается частота госпитальных инфекционных осложнений. Длительность пребывания пациентов в отделении интенсивной терапии снижается на 3-4 суток, расход препаратов крови падает до 30%, до 15% уменьшается послеоперационная и реанимационная летальность. 

Сегодня на рынке представлено много продуктов для нутритивной поддержки. Специальные лечебные смеси стали частью комплексной терапии при многих клинических состояниях, однако у многих пациентов по-прежнему сохраняется риск недостаточного питания. Европейская ассоциация энтерального и парентерального питания ESPEN говорит, что трофическая недостаточность наблюдается до 48% пациентов в отделении хирургии, до 59% - в терапии, до 57% - в гериатрии, до 88% - в онкологии, до 63% - в онкологии, до 63% - в пульмонологии, до 60%  - в гастроэнтерологии, до 59% - среди инфекционных больных. 

В России, по данным экспертов, более 50% поступающих в стационары фиксируют нутритивную недостаточность, при онкологических заболеваниях эта цифра достигает 80%. НИИ питания РАМН показали, что у 20% пациентов, поступающих в стационары, отмечается истощение и недоедание, у 50% - нарушение жирового обмена, у 50% есть признаки гипо- и авитаминоза, у более чем 50% - изменения иммунного статуса. На этом фоне развитие рынка данной продукции приобретает особую актуальность.

Как развивается рынок в мире?

Самая большая доля, около 30%, рынка энтерального питания приходится на Северную Америку. Allied Market Research связывают это с развитой системой здравоохранения и постоянными научными разработками, которые ведут игроки рынка. В то же время, до 2028 года наиболее значительный прирост рынка в год - плюс 7,2% CAGR - будет отмечаться в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Это объясняют тем, что правительства многих стран активно инвестируют в медицину. Рынки Ближнего Востока и Африки будут сохранять низкий уровень развития, в первую очередь, из-за ограниченного доступа к профильной медицинской помощи. 

Список ключевых игроков на мировом рынке лечебного питания выглядит следующим образом:

  • Abbott Laboratories;
  • Danone Nutricia;
  • Fresenius Kabi;
  • Nestlé;
  • Victus, Inc.;
  • Primus Pharmaceuticals, Inc.;
  • Meiji Holdings. Co., Ltd.;
  • Reckitt Benckiser Group Plc.

Дальнейшему развитию рынка лечебного питания будет способствовать рост уровня жизни в развивающихся странах, а также развитие систем здравоохранения. В мире растет продолжительность жизни и увеличивается численность пожилого населения. Вместе с этим растет и потребность в специальных смесях, применяемых при состояниях, которые мешают привычному потребления пищи.

Инновации и технологическое развитие отрасли станет еще одним фактором, который будет стимулировать развитие сектора энтерального питания. Компании расширяют портфолио продуктов и предлагают удобные форматы смесей, например, в готовом формате, который не требует разведения. Такую смесь удобно принимать как в больнице, так и дома во время реабилитации. 

Как развивается рынок в России?

“Российский рынок специализированного лечебного питания на 96% закрывается за счет импорта, на 1% - за счет поставок из Беларуси. Собственное производство составляет 3% от общего объема потребления”, - рассказал Milknews независимый эксперт Алексей Лысяков. 

Объем российского рынка специализированного питания составляет около 3 млрд рублей, при этом емкость рынка - 30 млрд, считает Алексей Лысяков. Потребность в подобной продукции очень высока, и многие пациенты не получают необходимое им лечебное питание.

Рынок клинического питания в России находится на стадии становления, считают в Nestle.

”Сегодня российский рынок специализированного питания для восстановления и поддержки здоровья находится на начальном этапе своего развития, в отличие от западных стран, где термин “нутритивная недостаточность” давно вошел в медицинскую практику как один из показателей, которые требуют коррекции в процессе лечения различных заболеваний”, - рассказали в компании. Так, в 2020 году рост данной категории на российском рынке составил в среднем 9% преимущественно за счет более широкого применения специализированного питания при лечении различных заболеваний. Кроме того, растет доля питания и в сегменте госпитальных закупок, указали в Nestle.

Уровень проникновения данной категории низкий, а потенциал роста очень высокий, отмечают в компании Nutricia. “Наибольший рост наблюдается в категориях питания, предназначенного для пациентов с онкологическими заболеваниями, пациентов с аллергией к белкам коровьего молока и пациентов с редкими заболеваниями. Например, на долю лечебного питания для онкологических пациентов приходится примерно 14% рынка, этот показатель растет на 2-3 процентных пункта ежегодно. Рост рынка связан с результатами многочисленных международных и российских исследований, доказавших, что  специализированное  питание повышает эффективность лечения, улучшает качество жизни, снижает количество повторных осложнений. Нутритивная поддержка включается в протоколы лечения пациентов с различными заболеваниями, как неотъемлемый компонент лечения”, - рассказал Milknews руководитель научно-медицинского отдела и доступу продуктов на рынок ООО “Нутриция” Россия, СНГ Наиль Егофаров.

Рынок специализированного лечебного питания в России представлен компаниями Danone, Nestle, Abbott, B.Braun, Hero, а также российским производителем “Инфаприм”.

Nutricia

Nutricia является крупнейшим импортером специализированного питания в России. Компания входит в корпорацию Danone и производит специализированное лечебное питание как для детей, так и для взрослых. Nutricia разрабатывает продукты зондового питания для пациентов, находящихся  в отделениях интенсивной терапии и реанимации, которые не могут самостоятельно принимать пищу перорально, и для тяжелых пациентов с хроническими ранами и пролежнями. Также компания производит продукты сипингового питания (питательные смеси, готовые для употребления) для пациентов, перенесших инсульт, страдающих онкологическими заболеваниями, в пред- и послеоперационном периоде, для ускорения восстановления в период лечения и реабилитации, в том числе при COVID-19. 

 

У компании имеются продукты лечебного питания для пациентов с редкими болезнями обмена веществ, таких как фенилкетонурия, муковисцидоз и другими наследственными нарушениями обмена веществ. Nutricia производит продукты специализированного лечебного питания для детей, страдающих пищевой аллергией, функциональными нарушениями ЖКТ, задержкой роста и веса, а также для восполнения необходимых питательных веществ, после хирургического лечения и на стадиях реабилитации после болезни.    

Все продукты специализированного лечебного питания полностью производятся на европейских производственных площадках. “Жизнь каждого продукта Nutricia начинается в научно-исследовательском центре в городе Утрехте (Нидерланды). Продукты создаются совместно с врачами, нутрициологами и научными экспертами  с учетом заболевания и особых физиологических потребностей организма”, - рассказали в компании. 

“Инфаприм”

Компания “Инфаприм” - единственный российский производитель детского, а также специализированного и лечебного питания. В ассортименте компании более 130 наименований продукции. Среди них детские смеси, питание для беременных и кормящих женщин, энтеральное питание для детей и взрослых, диетическое лечебное питание для детей с генетическими заболеваниями и другие специализированные продукты питания. Компания выпускает смеси под брендами Nutrien, “Нутриген”,“Афенилак”.

 

 

Nestle

Международное подразделение клинического питания Nestlé Health Science, основанное в Швейцарии в 2011 году, предлагает продукцию в категории специализированного лечебного и диетического профилактического питания  для различных возрастов и при различных состояниях здоровья. Это лечебные смеси для детей, имеющих с рождения аллергию на белок коровьего молока, а также лечебное и диетическое профилактическое питание для детей с 1 года до 10 лет. В категории присутствует диетическое-профилактическое питание и для взрослых: как для здоровых людей, так и для тех, кто страдает от различных заболеваний, в том числе и от онкологии. Кроме того, Nestlé Health Science производит зондовое питание для пациентов в отделении реанимации и интенсивной терапии. 

 

 

На данный момент вся продукция в категории лечебного и диетического профилактического питания импортируется на российский рынок из стран Европы: Франции, Германии и Нидерландов, где расположены фабрики подразделения Nestlé Health Science. “Производство специализированного питания представляет собой сложный технологический процесс, поэтому качеству продукции уделяется особое внимание: в продуктах используется исключительно высококачественное сырье, сертифицированное для использования в странах Европейского Союза”, - рассказали редакции в компании. 

Какие перспективы у рынка в России?

В компании Nutricia видят значительные перспективы у категории лечебного питания в России. “Мы видим активное развитие категории специализированного питания в будущем. Специализированное лечебное должно стать неотъемлемым компонентом лечебного процесса и обязательным условием эффективного лечения и реабилитации пациентов на всех этапах лечения”, - сказал Наиль Егофаров. По его словам, главной движущей силой, стимулирующей высокие темпы роста развития рынка лечебного питания, должно стать финансирование здравоохранения, в первую очередь, со стороны государства.
О важности государственной поддержки медицины говорят и в Nestle. “Ключом к успешному развитию данной категории в России могут стать поддержка государства и ведущих специалистов в области здравоохранения, а также изменение самого подхода к организации образования медицинских специалистов. В целом важно уделять больше внимания особенностям питания людей во время лечения. Для целого ряда областей медицины доказано, что лечебное питание не только улучшает качество жизни пациентов, но и может улучшать результаты лечения, снижать риски осложнений и экономить дорогостоящие лекарственные препараты”, - рассказали Milknews в компании. 
По мнению Алексея Лысякова, для развития отечественного сегмента важна господдержка переработчиков. “Производство данной категории очень нужно нашей стране. При этом рынок потребления относительно небольшой, а инвестиции в производство гигантские. Условно говоря, строительство одной линии с нуля обойдется в несколько десятков миллионов евро. При этом для обеспечения внутренних потребностей необходимо только 50% мощности данной линии. Соответственно, возникает вопрос сбыта. Для “Инфаприм” расширить уже действующее производство специализированного питания было бы дешевле в несколько раз, чем построить завод с нуля, однако даже для них инвестиции очень существенные при слишком узком рынке сбыта. Без господдержки тут не обойтись. А поддержка эта должна заключаться или в полном возврате CapEx, или в обеспечении рынка сбыта”, - говорит эксперт. 

По его словам, оптимальная доля импорта в категории должна сохранятся на уровне 50%, а не на 96%, как есть сейчас. “Желательно, чтобы импорт все же сохранялся, в противном случае, у наших производителей не будет стимула создавать действительно качественный продукт”, - отметил Лысяков. 

“Вопрос производства энтерального питания находится на стыке двух ведомств — Минсельхоза и Минпрома. Оба эти министерства уже дали понять, что ждут от бизнеса соответствующего запроса — чтобы производители сформулировали, какая помощь им нужна. Производители со своей стороны готовят предложения правительству по производству лечебного питания. Хочется надеяться, что чиновники на эти предложения все же согласятся, и в течение ближайших двух лет​ мы все же сможем повысить долю собственного производства до уровня продовольственной безопасности”, - добавил эксперт. 

Пандемия стала новым драйвером.

По мнению аналитиков, пандемия коронавируса станет дополнительным стимулом для роста рынка лечебного питания. У многих пациентов отмечается резкое снижение аппетита, а также другие симптомы, которые связаны с риском истощения и недоедания. Недостаточная нутритивная поддержка во время заболевания может привести к потере мышечной массы и снизить уровень иммунной защиты. За прошлый год продажи энтерального питания в мире выросли на 7,9%. Один из участников рынка - Fresenius Kabi - сообщил о двукратном росте бизнеса лечебного питания в регионах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. 

Участники российского рынка не увидели роста продаж на фоне пандемии коронавируса. “В маркетплейсе товаров для здоровья “Здравсити” выраженной динамики по итогам последних 12 месяцев мы не наблюдаем – объем реализуемой продукции этой категории из полугодия в полугодие остается на одном уровне. Связываем это, прежде всего, с тем, что продукт не имеет особой сезональности. В отличие от спортивного белкового питания – популярность этой категории начинает расти весной”, - рассказал руководитель проекта Даурен Абеуов.

Тем не менее, производители отмечают высокую актуальность смесей для лечебного питания. “В период пандемии, когда много людей находится на аппаратах ИВЛ, энтеральное питание особенно востребовано, ведь именно его потребляют люди. А если еще и из-за ограничений поставки из других стран данной продукции будут невозможны, то людей тяжелом состоянии, которые находятся на аппаратах жизнеобеспечения, болеют раком, просто нечем будет кормить”, - говорит Алексей Лысяков. 

1626345229

Автор: Наталья Антонова
Теги: АПК

9902 просмотра

Также рекомендуем:


19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
Мустанг ЖИР
кизельман-март-24
Эводрайв

Нов 5 мин еженедельно
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы