Разбор: Исследование “Левада-центра” по маркировке
Сегодня “Левада-центр” представил результаты исследования, в рамках которого бизнес оценил введение маркировки товаров в России. Перед исследованием была поставлена цель - выяснить мнение представителей бизнеса целевых индустрий о внедрении прослеживамости, а также узнать об их осведомленности, проблемах и готовности к введению маркировки.
Для проведения исследования “Левада-центр” опросил 500 респондентов из сферы розничной торговли табачными изделиями, обувью, а также представителей неспециализированной розницы. Выбор этих товарных групп связан с тем, что в табачной и обувной промышленности проходит к концу пилотный проект, после которого маркировка этих категорий станет обязательной. Такая же участь ждет и остальные группы товаров: к 2024 году в России планируется создать единую систему прослеживаемости, обеспечив контроль передвижений и реализации всех сегментов торговли.
В молочной промышленности также будет проведен пилотный проект. В июле 2018 года Минпромторг подготовил специальный проект постановления Правительства, который должен начать эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции. Планировалось, что пилот начнется с 1 сентября 2018 года и проходить до 31 декабря 2019 года, однако сроки были перенесены и не объявлены до сих пор.
“Левада-центром” были опрошены директора, топ-менеджеры и владельцы компаний, ведущих бизнес в сфере производства товаров повседневного спроса, в том числе табачных изделий и обуви.
Респонденты позволили исследователям сделать два вывода: большинство участников рынка слышали о внедрении маркировки в России (89%), но почти половина не начинала искать информацию об этом (45%).
Те, кто “держат руку на пульсе”, активно ищут информацию на сайте ЦРПТ, в поисковиках или у своих интеграторов. Тем не менее, больше половины респондентов не могут назвать оператора проекта маркировки.
Предприниматели сошлись во мнении, что маркировка внедряется с целью давления на бизнес, она ассоциируется либо с повышением налогов, либо с усилением контроля рынка со стороны государства.
Еще одна проблема, о которой часто заявляли участники рынка после анонса маркировки, это недостаточная техническая оснащенность. Тем, кто реализует товар, нужно оборудование для сканирования штрих-кодов формата data matrix, и почти половина опрошенных заявила, что не использует считывающие устройства в принципе.
В связи с этим актуален вопрос об исполнении 54-ФЗ об онлайн-кассах. Председатель совета директоров АТОЛ Алексей Макаров рассказал, что предпринимателям, использующим онлайн-кассы, будет легко доработать их под маркировку - нужно только обновить сопутствующее ПО. Обновление не затратно, и стоит в районе 600 рублей, фискальные регистраторы подключаются в среднем за 700 рублей.
“Объем рынка касс в России - 2,5-2,6 млн штук. По нашей оценке, суммарные расходы 95% ритейлеров составят всего 5-7 тысяч рублей: эти расходы пойдут на приобретение 2D-сканера и обновление программного обеспечения. Исследование демонстрирует, что 76% предпринимателей по всей выборке имеет онлайн-кассы. Это означает, что им будет проще перейти на работу с системой маркировки, поскольку потребуется лишь обновить свою онлайн-кассу или то программное обеспечение, с которым работает их касса. Среди представителей неспециализированной торговли, доля тех, кто уже сейчас использует 2D-сканеры превышает 70%” - заявил Макаров.
Участники рынка, в свою очередь, осознают, что после вступления в силу обязательных требований по маркировке придется потратиться на дополнительное оборудование, и большинство рассчитывает, что один сканер обойдется в сумму до 4 тысяч рублей.
Несмотря на то, что пилотный проект в одной отрасли занимает в среднем полтора года, участники рынка уверены, что всех проблем это не решит. Только 14% считают, что к моменту вступления в силу требований удастся снизить риски сбоев поставок.
К слову, когда респондентов спросили о личном опыте взаимодействия с контрафактной продукцией, 61% ответили, что не встречали “серых” товаров ни в табачной продукции, ни в обуви, ни в неспециализированной торговле. Такое же количество представителей бизнеса не думают, что их потребители уделяют внимание соответствию товаров требованиям, но считают важным выносить информации о легальности товара на упаковку.
Замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов заявил, что проект маркировки разрабатывался таким образом, чтобы быстро подключать новые товарные группы, иметь возможность отработки с бизнесом всех аспектов, минимально воздействовать на уже запущенные бизнес-процессы и обеспечить максимальное включение представителей МСП уже на пилотной фазе. По его словам, переход на маркировку даст малому и среднему бизнесу “палитру возможностей для поступательного развития”.
Автор: Артем Фальчев
Теги: Россия Ритейл торговля Минпромторг бизнес