Подробности Насколько типографии готовы к маркировке молочной продукции
В самом конце января оператор системы маркировки ЦРПТ официально объявил, что крупнейшие типографии, покрывающие 70% рынка упаковки для молочной отрасли, готовы к работе. Сейчас на сайте системы “Честный знак” опубликован список таких типографий, насчитывающий порядка 70 позиций. Milknews связался с несколькими компаниями, внесенными в перечень, и узнал, насколько они оценивают степень своей готовности к запуску маркировки, с какими трудностями столкнулись во время подготовки и присоединились ли к Меморандуму о сотрудничестве, подготовленному Минпромторгом и ЦРПТ.
Какова степень готовности?
По данным Союзмолоко, число типографий, работающих с упаковкой для молочной продукции и теоретически способных наносить на нее коды маркировки, достигает порядка 180. Между тем, по данным союза, многие из этих компаний не готовы к работе с системой. Об этом же говорили участники отрасли в ходе совещания по маркировке молочной продукции, которую провел в конце января ЦРПТ. Тем не менее, в разговоре с Milknews большинство опрошенных типографий подтвердили техническую готовность наносить на выпускаемую ими упаковку для молочной продукции средства идентификации (DataMatrix код). Так, в московской «Типографии ВФ» сообщили, что имеют сертификат системы «Честный знак» и полностью готовы к нанесению маркировки на самоклеящиеся этикетки.
Ставропольский «Полипак» закупил печатное оборудование, позволяющее наносить DataMatrix код, и установил техническое зрение. «Наша типография является зарегистрированным официальным сервис-провайдером. Сейчас мы находимся на стадии подключения к серверу, но это технические вопросы уже с ЦРПТ. То есть мы уже готовы печатать DataMatrix коды», - сообщила Milknews руководитель проекта компании Елена Тисленко. При этом она отметила, что предприятие готово к обоим этапам маркировки.
В краснодарском «Полипринте» сообщили, что уже наносят маркировку на этикетки молочной продукции, причем могут работать с любыми видами упаковки. «Мы подключены к системе, наносим коды, уже сделали экспериментальную партию - порядка 10 тонн продукции. Коды мы наносим, в основном, на пленку молочную полиэтиленовую и флоупак, в которых выпускаются мороженое и сыры», - рассказали в компании.
Типография «Эксимпак Ротапринт» из Ленинградской области находится на финальной стадии готовности к нанесению кодов маркировки. «Мы провели все необходимые тесты и сейчас собираем пул заказов, ищем клиентов. В первой волне у нас почти нет заказчиков, там только мороженое и сыр. Основные заказчики будут со второй волны», - пояснили в типографии. При этом представители компании отметили, что готовы к обоим этапам внедрения маркировки и могут наносить DataMatrix коды на термоусадочные этикетки, круговую этикетку из пропилена, бандероль и многослойные ламинаты.
С какими проблемами столкнулись?
В компании «Эксимпак Ротапринт» отметили, что начали подготовку к внедрению системы и подготовке оборудования заранее. «Мы занимаемся этим уже около года. Как только появились первые объявления, что все это предстоит, мы проработали вопрос с подбором оборудования и с тестами», - рассказали представители типографии.
«Это новое оборудование, дорогостоящее печатное оборудование, - пояснили в компании «Полипак». - Но мы подошли к вопросу достаточно планово, и форс-мажорных ситуаций пока еще не было».
Однако некоторые типографии рассказали, что в процессе подготовки оборудования для нанесения кодов и тестирования системы им пришлось столкнуться с рядом трудностей.
В адыгейском ООО «Миг» рассказали, что несмотря на 100% готовность предприятия по типографскому оборудованию, есть проблемы с предоставлениями организаторами и интеграторами дополнительного оборудования. «Речь идет о техническом зрении и валидаторах. Так, мы все остальное уже протестировали. Оборудование полностью работает в штатном режиме, сейчас проблема именно с дополнительным оборудованием», - пояснил генеральный директор компании Альберт Гамзаев. Однако, по его словам, типография надеется решить все вопросы до официального старта обязательной маркировки, намеченного на 1-ое июня. «Мы уже заключили договоры», - заверил глава фирмы.
В удмуртском «Ремакс-Флексо» рассказали о готовности к печати кодов, но отметили ряд моментов, затормозивших процесс. «Печатать мы можем уже хоть сейчас. Была загвоздка в том, что мы два месяца ждали, пока к нам приедут представители ЦРПТ и установят техническое зрение. И вот на следующей неделе, надеюсь, завершим этот процесс. Теперь ждем решения, как молочные заводы для себя всё это будут решать, хотим получить от них техническое задание», - отметил коммерческий директор компании Алексей Зюдин. Он рассказал, что в ходе встреч с представителями молочных предприятий выяснилось, что многие еще не определились с тем, каким образом и куда именно на упаковку наносить DataMatrix код. При этом представитель типографии отметил, что некоторые клиенты сталкиваются с проблемой считывания кодов у себя на производстве.
А что же с Меморандумом?
25 декабря прошлого года в целях оптимизации сотрудничества между участниками системы маркировки Минпромторгом ЦРПТ был заключен «Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии в рамках обеспечения готовности к введению маркировки средствами идентификации отдельных видов молочной продукции», в котором могут принять участие компании, выпускающие упаковку с нанесенными средствами идентификации.
«Документ нацелен на создание благоприятных условий для производителей молочной продукции в связи с введением на территории Российской Федерации обязательной маркировки средствами идентификации отдельных видов молочной продукции и закрепляет намерения его участников в достижении технической готовности производителей упаковки наносить на нее коды маркировки», - отметили в Минпромторге.
Чтобы присоединиться к Меморандуму производителю упаковки (типографии) необходимо подписать соответствующее заявление о присоединении с указанием сроков, в которые он планируют обеспечить собственную готовность, и направить его в адрес Минпромторга и ЦРПТ. Перечень подключившихся к Меморандуму производителей упаковки для молочной продукции планируют размещать на официальных сайтах Минпромторга и оператора.
Несмотря на приглашение присоединиться к Меморандуму, пока не все компании его приняли. Из опрошенных нами типографий соглашение подписали ООО «Полипак», ООО «Ремакс Флексо» и ООО «Миг». В компании «Эксимпак-Ротопринт» сказали, что этот вопрос сейчас находится на рассмотрении. Представитель ООО «Типография ВФ» затруднился ответить на вопрос о присоединении к Меморандуму. А представитель ООО «Полипринт» сообщил, что ничего о нем не слышал.
Напомним, что согласно распоряжению Правительства РФ, с 1 июня 2021 года вступят в силу требования по обязательной маркировке в отношении сыров и мороженого, с 1 сентября - молочной продукции со сроком годности более 40 суток и с 1 декабря - продукции со сроком годности 40 суток и менее.
Авторы: Елизавета Клен, Роман Рожков
Теги: Молоко маркировка