Эконива семена

Совещание по маркировке у президента: коротко о важном


9 сентября состоялось совещание президента Владимира Путина с членами правительства, на котором обсуждался вопрос внедрения в РФ обязательной маркировки товаров. В ходе встречи были анонсированы нововведения, которые окажут влияние на ряд отраслей, прежде всего, на рынок алкогольной продукции. О чем доложил президенту глава Минпромторга Денис Мантуров, как он прокомментировал встречу, и что по этому поводу думают в отрасли – рассказывает Milknews.
 
О чем доложили Путину
 
Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в ходе совещания президента с членами правительства предложил распространить систему маркировки продукции на рынок алкоголя, начать с пива, а затем масштабировать проект на другие виды спиртного.
 
"Мы и далее будем последовательно расширять спектр маркируемой продукции​​​. ...Из пока не затронутых экспериментами позиций считаем важным зайти с маркировкой в сегмент алкоголя, чтобы защитить нашего потребителя. Это важно, поскольку данная сфера особенно подвержена контрафакту и фальсификату. Мы предлагаем начать с пива и дальше масштабировать проект на другие алкогольные напитки. Просим также поддержать эту инициативу", - сказал Мантуров.
 
Глава Минпромторга также предложил Владимиру Путину сделать маркировку питьевой упакованной воды обязательной в России с 2021 года. "Рассчитываем с 2021 года включить данную продукцию в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке​​​. Здесь мы просим вас поддержать в этом", - сказал Мантуров.
 
Для снижения доли нелегальной продукции в РФ планируется к 2024 году создать систему сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. В настоящее время специальными метками уже маркируются отдельные категории товаров - меховые изделия, табачные изделия, лекарства.
 
По словам Мантурова, внедрение маркировки ведет к повышению прозрачности рынка. К примеру, введение маркировки "позволило увидеть глубину внутреннего рынка обуви": первоначально эксперты оценивали его объем в 400 млн пар, потребность в нанесении кодов маркировки обязала продавцов легализовываться - и в итоге с начала года в оборот было введено уже более 1,3 млрд пар обуви. До введения маркировки точное число реальных производителей и импортеров, деятельность которых не лицензируется, назвать было достаточно сложно, добавил он.
 
В свою очередь глава правительства РФ Михаил Мишустин в качестве примера легализации отраслей благодаря маркировке привел рынок меховых изделий (шуб). "По всем абсолютно расчетам, которые давали маркетинговые ассоциации, соответствующие ФОИВы, у нас примерно рынок меховых изделий был 6 млрд рублей. После начала маркировки за год оказалось, что не 6 млрд рублей, а 60 (млрд рублей) - в 10 раз больше", - сказал Мишустин на совещании.
 
"Мы уже видим на сегодняшний день ощутимый экономический и социальный эффект от реализации проекта", - заявил Мантуров. Основы для внедрения маркировки товаров правительство начало формировать в 2016 году, акцент был сделан на создание цифровой и регуляторной среды, напомнил глава Минпромторга. Сейчас эта работа в целом завершена: принята необходимая нормативная база, функционирует информационная платформа маркировки, определен оператор системы (ЦРПТ).
 
В качестве модели осуществления проекта избран формат государственно-частного партнерства без привлечения бюджетных средств. "Созданная инфраструктура позволяет ритмично расширять номенклатуру маркируемой продукции", - считает Мантуров.
 
В ходе совещания премьер-министр Михаил Мишустин также отметил, что считает важным при создании системы маркировки товаров достичь понимания с коллегами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) о ее принципах.
 
"Идеологически мы все продумали, но очень важно, в первую очередь, создавая национальную систему [маркировки товаров] понимать, как мы с нашими коллегами по ЕАЭС построим эту систему", - сказал Мишустин
 
Премьер добавил, что российская сторона делилась всеми наработками с партнерами по ЕАЭС. "Мне кажется важным, предлагая такую повестку дня, не останавливаться и дальше двигаться очень серьезно как в расширении номенклатуры маркируемых товаров, так и в технологиях", - уточнил он.
 
Глава государства поблагодарил докладчиков, но от комментариев воздержался.
 
Что думают эксперты
 
В расширенный перечень товаров, подлежащих маркировке, нужно прежде всего включить товары народного потребления, в том числе продукты питания, считает член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
 
Депутат отметил, что маркировка - это очень сильная превенция от недобросовестных игроков рынка и гарантия того, что люди идут и покупают тот продукт, который заявлен на маркировке, и он соответствует исходным данным.
 
Инициатива о распространении системы маркировки на рынок алкоголя пока не поступала в Минздрав, при поступлении будет рассмотрена, борьба с нелегальным алкоголем - важный элемент снижения потребления спиртных напитков, заявил РИА Новости замминистра здравоохранения России Олег Салагай.
 
"В Минздрав пока такая инициатива не поступала, когда поступит, мы, безусловно, ее рассмотрим. Стоит отметить, что борьба с нелегальным алкоголем является одним из важных элементов снижения потребления алкоголя в целом и следовательно, может помочь снизить заболеваемость и смертность, ассоциированные с потреблением алкоголя", - сказал Салагай.
 
Пивоваренная компания "Балтика" (входит в Carlsberg Group) выступает против введения в России маркировки пива и считает данную меру излишней, сообщила РИА Новости старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа компании "Балтика" Ирина Федорова.
 
"Инициативу, предложенную министерством, мы считаем излишней в силу того, что в пивоваренной отрасли не наблюдается существенных проблем с контрафактом и фальсификатом. Это актуально скорее для крепкого алкоголя. Для пивоваренного рынка характерна проблема ухода от акцизов, и маркировка ее не решит", - сказала Федорова.
 
"Как и все инициативы подобного характера, она драматически отразится на законопослушных производителях, которые вынуждены будут реализовать дорогостоящий проект, снизив свою конкурентоспособность. Поэтому мы выступаем против введения маркировки, считаем эту инициативу избыточной и дублирующей существующую уже сегодня систему ЕГАИС", - добавила она.
 
Директор по корпоративным вопросам Heineken в России Кирилл Болматов заявил в комментарии «РБК» о несогласии с оценкой министра о наличии на рынке пива фальсификата или контрафакта. «На российском рынке пива если и происходят нарушения, то лишь в части разливной продукции, которой маркировка никак не коснется», — сказал он. Он также напомнил, что пивная продукция сейчас полностью прослеживается от завода до магазина при помощи ЕГАИС. «Мы не видим необходимости в дублирующей системе прослеживания. Тем более что она потребует от нас капитальных затрат на оборудование и наем персонала, что существенно увеличит себестоимость продукции и цену на полке», — пояснил Болматов.
 
Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев рассказал РБК, что инициатива по введению маркировки пива и пивных напитков специальными или акцизными марками является экономически необоснованной и избыточной.
 
«Как правило, этот инструмент применяется для борьбы с контрафактом, при этом на рынке крепкого алкоголя акцизные марки широко используются, но доля контрафакта по-прежнему крайне высока, поэтому говорить об эффективности этой меры преждевременно. В пивоваренной отрасли такой проблемы практически не существует, а цели количественного учета достигаются при помощи существующей системы ЕГАИС и счетчиков учета и контроля на производстве», — подчеркнул Дурдыев.
 
По его словам, нововведение приведет к увеличению нагрузки на легальный бизнес, поскольку стоимость установки оборудования для маркировки на одной производственной линии обойдется около $1 млн, а таких линий на крупном заводе как минимум десять. «С учетом того что пивоваренный бизнес низкомаржинален, это существенные затраты», — подчеркнул собеседник РБК. «Введение маркировки неизбежно приведет к росту цен на полке и для индустрии станет вторым акцизом», — резюмировал Дурдыев.
 
Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод напомнил, что решение о введении обязательной маркировки может быть принято только по итогам успешного эксперимента. Об этом говорится в заявлении на сайте союза.
 
“Позиция Союза и индустрии в отношении проекта маркировки КИЗ остается по-прежнему отрицательной, т.к  до сих пор нет обоснования целесообразности введения маркировки в категории упакованной воды. В сложившейся экономической обстановке и в условиях распространения новой коронавирусной инфекции старт эксперимента необходимо отложить до момента стабилизации обстановки. Также, нельзя забывать и о решениях, принятых в рамках заседания Госкомиссии в декабре 2019 года: решение об обязательности маркировки будет приниматься по итогам эксперимента”, - отметили в союзе.
 
Немного о молоке
 
Уже после совещания в эфире телеканала "Россия 24" Денис Мантуров коснулся и темы обязательной маркировки молочной продукции, которую планируют ввести в 2021 году.
 
"Я уже сегодня приводил параметры, что это (влияние маркировки на цены - ред​​​.) гораздо меньше, чем инфляция. По молочной продукции мы ожидаем разовое увеличение цены на 1,8%. Если вы ходите в магазин и покупаете молочную продукцию, даже не обратите внимания на данный рост стоимости", - сказал министр.
 
Он указал, что система маркировки товаров требует от производителя или предприятия торговли установки специального оборудования. "Это требует дополнительных затрат, но, опять же, они существенно не влияют на стоимость конечной продукции", - отметил Мантуров.
 
"Для того, чтобы снизить затраты для производителя, в том числе используются льготные займы, например, Фонда развития промышленности: под 1% годовых предприятия привлекали средства - например, производители фармацевтики, - чтобы установить у себя адаптированное оборудование для выполнения поставленных задач", - сообщил министр.
 
Если отрасль против?
 
Между тем, комментируя итоги совещания в эфире телеканала "Россия 24" Денис Мантуров отметил, что решения о маркировке товарных категорий в России приниматься не будут, если представители соответствующей отрасли имеют веские аргументы против маркировки
 
"Мы не будем принимать решений, если отрасль, та или иная, имеет веские аргументы против введения маркировки​​​. Пока, как практика показывает, на начальном этапе, конечно же, кому-то это не в радость и не хочется", - сказал Мантуров в эфире телеканала "Россия 24".
 
"Но на практике, когда это уже все внедряется, эксперименты доказывают эффективность этого проекта, все убеждаются в том, что можно и нужно переходить к обязательным требованиям, что обеспечивает качество, информированность потребителя. А для бюджета это фискальные результаты дополнительных налогов, акцизов", - добавил министр.
 
маркировка

2388 просмотров

Также рекомендуем:


MN В TW

Комментарии
Андрей
Нашел тут:
Письмо предпринимателей Путину В.В.
«Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, коллектив предпринимателей из разных городов и населенных пунктов Российской Федерации, выражая открыто свое мнение, направляем Вам обращение касательно введения обязательной маркировки товаров под эгидой ООО «Оператор-ЦРПТ»(«Честный знак»), чтобы попросить Вашей помощи в решении множества острых вопросов и проблем, с которыми мы столкнулись в процессе подключения к системе маркировки и работе с ней.
Обязательная маркировка стала для нас тяжелым бременем и оказала угнетающее воздействие на бизнес-среду. Отсутствие помощи и поддержки неминуемо повлечет за собой закрытие множества торговых и производственных предприятий малого и микро бизнеса. Только Вы своей поддержкой сможете спасти нас и нашу деятельность.
Доводим до Вашего сведения, что в связи с введением системы обязательной цифровой маркировки «Честный знак» нами выявлены следующие критические для бизнеса проблемы, нерешенные ООО «Оператор-ЦРПТ»:
1. Большие затраты на покупку оборудования, подключение, интеграцию и обслуживание программного обеспечения предприятий.
В целях соблюдения закона об обязательной маркировке, мы вынуждены приобретать дорогостоящее программное обеспечение (ПО) и пытаться адаптировать под него свои бизнес-процессы. Поставщики ПО по сути монополисты и альтернативных вариантов нет. При этом мы не понимаем, почему всё бремя таких затрат должны нести целиком предприниматели, если обязательная маркировка вводится в интересах государства. Нам она не нужна.
Предприятия, на которых уже установлено дорогостоящее программное обеспечение, настроенное под нужды данного предприятия, не может переключиться на альтернативное бесплатное программное обеспечение, которое бы обеспечило комфортную работу с «Честным знаком», так как его не существует.
Функционала сайта «htpps://честныйзнак.рф» недостаточно для осуществления деятельности большинства предприятий.
1. Для недорогих промышленных товаров средней стоимостью до 1500-2000 рублей , а также ремесленной продукции затраты на весь цикл работ по маркировке критично высокие.
Предприятиям неизбежно нужно внедрять автоматизацию процессов путем подключения платных сервисов и нанимать дополнительных сотрудников для работы с маркировкой.
Руководители небольших компаний или индивидуальные предприниматели теперь обязаны владеть на продвинутом уровне IT-навыками, либо должны привлекать на работу специалистов для подключения и устранения регулярных технических ошибок при работе с системой «Честный знак».
1. Правовые акты, касающиеся обязательной маркировки, сформулированы крайне сложно, противоречиво и требуют специальных знаний. Кроме того, из-за необъяснимой спешки с внедрением обязательной маркировки государство не дало предпринимателям времени, чтобы разобраться. Это препятствует ведению предпринимательской деятельности.
2. Необходимость подавать данные в «Честный знак» в оперативные сроки, возникновение любых технических сбоев, как со стороны «Честного знака», так и интегрированного программного обеспечения влечет за собой убытки, огромные штрафы и наказание, которые фактически могут возникать по вине оператора, однако он никакой ответственности не несет.
Угроза огромных штрафов за нарушение закона о маркировке товаров, порождает страх и нежелание предпринимателей продолжать заниматься своей деятельностью. Высокие штрафы стимулируют развитие коррупции.
1. В системе маркировки имеются существенные технические изъяны, которые представляют возможность мошеннического проникновения в нее и совершения действий, способных нанести ущерб законопослушному бизнесу. Более развернутые пояснения изложены по ссылке: https://news.myseldon.com/ru/news/index/234222447
2. Потеря более 50% клиентов в связи с вступлением в действие закона об обязательной маркировке. Основная причина — неготовность магазинов принимать и продавать товар с маркировкой из-за вышеупомянутых проблем. Как следствие, резкое падение выручки предприятий и увольнение сотрудников.
3. Значительное ухудшение показателей эффективности предприятий по причине больших временных затрат сотрудников и руководителей на адаптацию к системе маркировки «Честный знак». Вместо того, чтобы заниматься развитием ассортимента и качества товаров, расширением сети продаж мы буквально утопаем в «текучке», связанной с процессами маркировки.
4. Повышение цен на товары со стороны производителей по причине введения обязательной маркировки.
5. Нелогичные и неудобные для большинства пользователей функционал и интерфейс сайта «htpps://честныйзнак.рф». Частые технические сбои в работе сайта «htpps://честныйзнак.рф» и приложения «Честный знак».
Отсутствие оперативной технической поддержки со стороны «Честный знак», низкий уровень знаний о системе маркировки у операторов службы поддержки.
1. Необходимость стабильной Интернет-связи в подключении и процессе работы с системой «Честный знак». Отсутствие устойчивой связи влечёт за собой невозможность осуществления деятельности в районах, где Интернета нет или он плохой (очень распространенная проблема в регионах РФ).
2. Обязательная маркировка не предотвращает оборот контрафакта, поскольку все основные каналы его распространения (рынки, нелегальные места продажи) сохранились. Причем нелегальная продукция оказалась даже в выигрыше, поскольку законопослушные участники оборота подавлены собственным государством.
3. Отсутствие чётких и понятных большинству разъяснений со стороны «Честного знака» по процедурам импорта и экспорта маркируемых товаров.
4. Невозможность продажи товаров в сотрудничестве с компаниями, осуществляющими продажу товаров конечному потребителю дистанционным способом, в том числе крупнейшими маркетплейсами России и мира, такими как “Wildberries”, “Aliexpress”, “Ebay”. Основная причина — отсутствие необходимой нормативной базы, утвержденной соответствующими департаментами государства. Как следствие, потеря существенной доли товарооборота, прямые убытки и образование неликвидных остатков (ведь в обувной промышленности очень важна актуальность сезону).
5. Ненадежность этикеток с кодами маркировки, влекущая за собой дополнительные временные и финансовые затраты по их перевыпуску и замене. Малый бизнес не может позволить себе осуществить большие вложения в преобразование упаковки, чтобы надежно закреплять код маркировки. Обычный способ нанесения наклейки на потребительскую упаковку не гарантирует сохранности кодов маркировки. Как следствие, для выявления потерявшейся этикетки с кодом маркировки, необходимо делать полную инвентаризацию. Для поддержания порядка в хранении товара с кодами маркировки необходимы огромные временные затраты сотрудников.
У фармацевтических препаратов марка перестаёт считываться после хранения в холодильнике уже через месяц.
1. Отсутствие понятной большинству предпринимателей нормативной базы и разъяснений о процедуре возврата товара покупателем при всех существующих видах товарооборота.
2. Недоверие предпринимателей к надежности сохранности базы данных, вверенной «Честному знаку». В систему загружаются все данные о сделках, которые являются коммерческой тайной. «Честный знак» не несет ответственность за утечку информации перед каждым предприятием.
3. Отсутствие конструктивного двустороннего диалога представителей малого и микро бизнеса с оператором системы «Честный знак» и представителями органов государственной власти. Существующие проблемы замалчиваются. Министерство экономического развития переадресовывает обращения, касающиеся цифровой маркировки, в Минпромторг. Представители Минпромторга полностью игнорируют замечания со стороны предпринимателей.
4. В молочной отрасли не решен вопрос поставки готовой продукции с маркировкой на объекты гостайны (армия, тюрьмы и т.п). Ответа от «Честного знака» нет. Также государственными органами не просчитан вопрос оснащения оборудованием и специалистами для работы с системой «Честный знак» на объектах социального обеспечения (больницы, дет.сады, летние лагеря, школы и т.д.). Кроме того, предприятия молочной отрасли уже подключены к системе «Меркурий», которая практически дублирует систему «Честный знак» и руководство как крупных, так и небольших молочных заводов уверено в отсутствии необходимости подключения к системе «Честный знак».
5. Обязательная маркировка по сути дублирует сведения, приводимые на товарных этикетках. При этом ни за достоверность этих сведений, ни за качество товаров оператор системы не отвечает. Наличие маркировки «Честный знак» на товаре создает у покупателя иллюзию его качественности, хотя обязательная маркировка этого не способна обеспечить. В итоге возрастает вероятность введения покупателя в заблуждение и нарушения его прав.
6. Прямой вред конечным потребителям товаров. На примере молочной отрасли, в случае любого простоя системы «Честный знак», либо ошибки(как технической, так и человеческой) поставка свежего молока, как социального продукта, будет невозможна. То есть даже при наличии свежего молока, до потребителя оно не дойдет и испортится. Это повлечет убытки и при повторении подобных случаев приведет производителей молока к пересмотру ассортиментной политики в сторону ухода на продукты длительного хранения(с технологией с соответствующими химическими добавками). Как результат, население лишится возможности употреблять в пищу свежее, натуральное молоко.
7. Отсутствие каких-либо преференций у российских производителей перед иностранными. В молочной отрасли в переходный период конкурентное преимущество получают импортные производители. По товарам лёгкой промышленности, обуви преимущество на стороне зарубежных интернет-магазинов и крупнейших маркетплейсов Aliexpress, Ebay, Amazon и др. Система маркировки «Честный знак» создана для того, чтобы обезопасить российского покупателя от контрафакта и фальсификата, при этом будет сохранена возможность делать покупки, например, на Aliexpress, Ebay и других зарубежных маркетплейсах и интернет-магазинах, которые сами по себе не являются гарантами защиты от подделок и товаров низкого качества. Маркировка товаров для вышеперечисленных иностранных компаний не является обязательной, а значит российский потребитель по-прежнему не защищен от подделок и товаров низкого качества. Одновременно с этим условия ведения предпринимательской деятельности для зарубежных интернет-магазинов и маркетплейсов и отечественных оказываются неравными, дискриминационными для российского бизнеса.
8. Создание на рынке условий, которые не способствуют появлению новых предприятий в лице молодых, талантливых руководителей. Стартовый капитал и объем необходимых знаний для начала ведения предпринимательской деятельности в сравнении с тем, что был до введения закона об обязательной маркировке, становятся неподъемными.
9. Рост непроизводственных затрат, связанных с трудоемкостью учета маркированной продукции, ведет к снижение доходов и уменьшению платежеспособности. Для многих людей и их семей это трагедия, так как других источников дохода у них нет.
В сложившейся сложной ситуации просим Вас отсрочить дальнейшее введение системы маркировки до устранения всех недочетов, уязвимых мест и до момента полной её технической готовности, а также отменить штрафы, связанные с нарушениями закона о маркировке.
В период отсрочки предложить предпринимателям добровольное подключение к системе в целях оценки удобства и получения конкурентного преимущества.
В период добровольного подключения ввести следующие улучшения:
1) Разработать комплекс мер, благодаря которым система маркировки будет носить мотивирующий предпринимателей на подключение характер.
2) Остановить поступление на территорию РФ и производство внутри страны нелегальных товаров(зачастую без каких либо этикеток о составе, информации о производителе), которые в настоящий момент составляют конкуренцию легальным товарам. Создать инструмент общественного контроля для фиксации подобных нарушений и отслеживания их устранения. Ужесточить наказания сотрудников государственной службы за уклонение от исполнения своих должностных обязанностей или несвоевременное исполнение обязанностей по устранению нарушений.
3) Обязать разработчика системы доработать функционал сайта таким образом, чтобы в нем легко могли разобраться люди разных возрастов без продвинутых знаний в области IT-технологий. Обеспечить высококвалифицированную оперативную техническую поддержку пользователям системы.
4) Обязать оператора маркировки разработать и включить в договора предоставления услуг материальную ответственность перед предприятиями за нарушения в работе системы, ошибки, повлекшие финансовые потери, отсутствие своевременной компетентной технической поддержки.
5) Предоставить пользователям системы маркировки высококлассное, соответствующее техническим потребностям бизнеса бесплатное либо не дорогостоящее (с фиксированной стоимостью) программное обеспечение для обработки больших массивов данных. Обязать всех ведущих поставщиков ПО для бизнеса (главным образом, 1С) полностью доработать функционал для работы с «Честным знаком».
6) Обеспечить пользователей системы маркировки возможностью бесплатного обучения навыкам работы с цифровой маркировкой в виде понятных большинству людей «интуитивных» инструкций, оффлайн семинаров, видео-курсов без рекламы сопутствующих сервисов. Все инструкции и обучающие материалы должны быть одобрены ведущими специалистами в области юриспруденции, лингвистики на предмет соответствия нормативной базе РФ, грамотности речи и логики.
7) Создать возможность (например, в виде онлайн платформы) открытого обсуждения с представителями бизнеса проблем связанных с подключением и работой в системе маркировки.
Это позволит взглянуть на функционирование системы маркировки на практике, оценить её достоинства и недостатки, исправить недоработки для того чтобы к моменту окончательного введения система была полностью готова к работе с любыми видами запросов от предпринимателей.
Кроме того, мы просим всем предприятиям, которые уже подключились к системе маркировки «Честный знак» компенсировать затраты на покупку оборудования и подключение к системе в полном объеме согласно подтверждающих документов.
Нам с Вами известно, что бизнес не может простаивать месяцами и сейчас он как никогда нуждается в принятии оперативных, безотлагательных решений. Мы очень надеемся и верим в то, что Вы проявите внимание к озвученным проблемам. Добиться поставленных целей мы сможем только объединяя усилия, при сплоченности общества, готовности всех нас, граждан России, достигать успехов в конкретных делах.»
extenso
ЮТЮБ
Deiry Business

Господдержка
MAP 17 мая
Подпишитесь на нашу рассылку
РЕЙТИНГ СЫРОВ


Аналитический центр Milknews
Распаковка
intekprom
Распаковка
intekprom