Forbes: маркировка молочной продукции отложена до мая
Лоббисты молочной индустрии оказались, пожалуй, самыми эффективными в российской промышленности. Под их давлением введение обязательной маркировки молочной продукции в России снова откладывается – с января на май 2021 года. Основная причина, по словам инициаторов переноса, в недостаточной подготовке многих компаний к введению маркировки из-за пандемии коронавируса, пишет Forbes.
Финальная версия документа была представлена на рабочей группе по внедрению маркировки в Минпромторге на этой неделе, говорит один из участников совещаний. Согласно документу, обязательной маркировка станет с мая 2021 года, но до этого — с января 2021-го участие в программе будет добровольным. На этом этапе ЦРПТ будет бесплатно выдавать коды маркировки, что подтвердил Forbes представитель оператора. Сколько планирует на это потратить ЦРПТ, в компании не уточнили, заявив лишь, что у производителей не будет ограничений по заказу кодов.
Документ должны согласовать профильные министерства, после чего его направят на одобрение в правительство. На момент написания материала в Минсельхозе не ответили на запрос Forbes. Представитель Минэкономразвития заявил, что вопрос переноса маркировки «находится в компетенции Минпромторга».
Ни о каком переносе сроков маркировки речь не идет, заявил Forbes замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. По его словам, речь о «поэтапном вводе»: «Требования по обязательной маркировке будут вводиться поэтапно для разных видов молочной продукции и типов хозяйствующих субъектов, начиная с 20 января 2021 года в добровольном порядке, обязательные требования — с 1 мая 2021 года, а через два года (с 1 мая 2023 года) мы подойдем к полной поэкземплярной прослеживаемости». Поэтапное введение маркировки Евтухов назвал «шагом навстречу рынку». «Мы понимаем, что ограничительные меры из-за коронавируса внесли свои коррективы, ряду участников оборота нужно больше времени». — говорит он. По его словам, бесплатная раздача кодов станет для компаний-производителей «дополнительным стимулом». «Предложенные изменения должны облегчить задачу и для зарубежных производителей, хотя некоторые из них, например, из Белоруссии готовятся в соответствии с графиками, их статус готовности местами даже выше, чем у российских компаний», — заключил Евтухов.
Все меры предложены для безболезненного входа компаний в проект, уверяет ЦРПТ. Перенос сроков обязательной маркировки всей продукции даст участникам рынка, а таких сейчас более 6000, дополнительное время на подготовку.
Документ пока в стадии согласования, к нему еще много вопросов, говорит представитель «Союзмолоко». Например, предстоит договариваться с типографиями об изменении упаковки. Типографии должны быть готовы не менее, чем за 3 месяца до даты наступления обязательной маркировки, рассуждает он, ведь наносить штрих-коды на упаковку производители не должны, это не свойственный им вид деятельности. Идет эксперимент (эксперимент по маркировке молочной продукции проходит с 15 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года — Forbes), очередные итоги можно будет подвести лишь в конце года, уверен представитель «Союзмолоко».
Ранее в Союзе называли введение маркировки нецелесообразным из-за незначительной доли контрафактной продукции (менее 1%). К тому же, она накладывает значительные издержки. «Исходя из данных предприятий, затраты производителей в первый год составят не менее 61,3 млрд рублей, ежегодные затраты — не менее 35,2 млрд рублей», — говорилось в сообщении Союза в феврале 2020 года.
Алексей Бабенко, замгенерального директора по пищевым производствам «Русское Молоко», считает, что маркировка дорого обойдется производителям. По его словам, для работы без сбоев компаниям необходимо будет обеспечить на производстве собственные печатающие устройства. «Чтобы печатать упаковку с уникальным QR-кодом нужна возможность динамической печати. Эту могут далеко не все производители упаковок», — объясняет Бабенко. «Один из партнеров уже заявил, что динамическая печать замедлит производство упаковки в три раза, к тому же, приведет к значительному ее удорожанию. Следовательно, печатать наклейки с кодами придется самостоятельно», — рассказал он. Аппаратный комплекс необходимо будет установить не только на сам молочный завод, но и на склады, плюс расходы на его сервис и амортизацию, нужно будет приобрести камеры-считыватели и обеспечить высокоскоростной интернет, перечисляет он. По его расчетам, только на закупку необходимого оборудования потребуется около 200 млн рублей, кроме того, придется оплачивать по 60 коп. за каждую марку. Это приведет к тому, что цены на молочные продукты вырастут в среднем на 10 %, а это ляжет на плечи потребителей, считает он.
В пресс-службе ретейлера «Магнит» сообщили, что знают об изменении сроков маркировки и считают, что инициатива позволит участникам рынка лучше подготовится и решить необходимые технические вопросы. «Ретейлеры обязаны сканировать маркировку на молочных продуктах при их продаже на кассе с октября 2021 года», — говорит представитель X5 Retail Group. — «Мы будем готовы к этому времени».
Как будет вводится маркировка
- С 1 мая 2021 года начнется обязательная маркировка сыра, сливочного масла и мороженого.
- С 1 июля — молока и несгущенных сливок (со сроком годности более 28 дней), пахты, свернувшегося молока и сливок, йогурта, кефира, молочной сыворотки, творога и молодых сыров, сметаны.
- С 1 октября — молока и несгущенных сливок (со сроком годности 28 дней и менее), молока и сливок, сгущенных или с добавлением сахара, безалкогольных напитков, содержащих молочный жир.
Почти на год отсрочат введение обязательной маркировки при продаже через собственную розницу и при прямых продажах фермерам (с 1 ноября 2022 года вместо 20 января 2021 года). Не будут маркироваться товары весом до 30 гр., питание для детей до 3-х лет, специальное и профилактическое питание.
Маркировка молочной продукции должна была стать обязательной с 1 июня 2020 года, но в апреле правительство сдвинуло срок на 20 января 2021 года.
На сегодняшний день маркировка обязательна для изделий из меха (шуб), табачной продукции, обуви, парфюмерии, фототоваров. Ее внедрение шло постепенно: шубы с помощью RFID-меток начали маркировать еще в 2016 году, тогда этот проект вела Федеральная налоговая служба (ФНС), впоследствии его передали единому оператору — ЦРПТ. С 1 июля 2019 года коды в формате Data Matrix начали наносить производители сигарет, с 1 октября 2019 года они стали обязательны на лекарствах из перечня семи высокозатратных нозологий. 1 июля 2020 года введена обязательная прослеживаемость табака, обуви и всех лекарств. 1 октября 2020 года стартовала маркировка фототоваров и парфюмерии, но с возможностью продажи немаркированных духов и туалетной воды еще год при условии, если они законтрактованы до 1 октября 2020 года. С 1 ноября должна начаться обязательная маркировка новых шин и покрышек, с 1 января 2021 года планируется начать маркировку ряда категорий товаров легкой промышленности (в том числе постельного белья, некоторой одежды). До 1 марта 2021 года также проводится эксперимент по маркировке бутилированной воды. Кроме того, Минпромторг предложил провести эксперименты по маркировке табака для электронных сигарет и пива, но сроки пока не обозначены.
Теги: Молоко маркировка